Актер «крупного плана»

06.09.2017 07:02   -
Автор:
Он был актером «крупных планов», все сыгранные им характеры, как бы ни разнились они между собой, непременно являют личность. Совсем не обязательно «заряженную положительно», порой — наоборот; однако в каждом из персонажей Владимира Самойлова присутствуют крупные черты, какими наделяет их актер удивительного обаяния, спокойного достоинства и мудрости, с годами все больше и отчетливее окрашивающей работы Самойлова.
Юность
Владимир Самойлов родился 15 марта 1924 года в Одессе на улице Уютной, 2. Согласно другой версии, он родился в селе Егоровка (ныне Раздельнянский район, Одесской области), откуда была родом его мать Евдокия. Со временем семья переехала в Одессу. Дом, где родился будущий актёр, до сих пор сохранился. Отец Владимира служил механиком на судне дальнего плавания.
О ранних годах его жизни известно совсем немного. Некоторые интересные сведения можно отыскать лишь в воспоминаниях его друзей и родных. В частности, в одном из источников говорится, что главными отличительными качествами будущего актера всегда были здоровое упрямство и неуемное любопытство, которое проявлялось буквально во всем.
С самых ранних лет жизни будущий актер мечтал об «интересной профессии». Долгое время он думал связать свою жизнь с профессиональным спортом, однако впоследствии все-таки выбрал искусство. Уже в старших классах он начал заниматься в кружке самодеятельности, но на пути у намеченной цели в какой-то момент встала Вторая мировая война. О том, где и как он воевал, Владимир Яковлевич распространяться не любил. «Подвигов никаких не совершал, но и спину врагу не показывал», — примерно так рассказал он о своей фронтовой биографии студентам Одесского государственного театрального училища, в которое и сам поступил летом 1945 года. Темпераментный и улыбчивый Владимир старался во все занятия привнести какую-то «искорку», чтобы однокурсники раскрепостились. Еще во время учебы он был приглашен на сцену Одесского театра Советской Армии, где и состоялся его творческий дебют.
Театр
В 1948 году Владимир Самойлов с отличием окончил Одесское государственное театральное училище и был приглашен на работу в Одесский театр Советской Армии (затем — имени Иванова), где он прослужил десять лет. Позже он стал актером Кемеровского областного драматического театра имени А. Луначарского, и наконец — актером Горьковского областного драматического театра имени Максима Горького.
Самойлов играл много и вдохновенно.
Во время гастролей театра в Москве в 1968 году Владимир Самойлов произвел на зрителей впечатление сенсационным исполнением роли Ричарда III в спектакле по произведению Шекспира. Он ошеломил столичную публику своей невероятной силой и психологической глубиной и сразу же получил приглашение в несколько театральных трупп Москвы и Ленинграда. Выбор актера пал на Москву. Владимир Самойлов был принят в труппу Московского академического театра имени Владимира Маяковского, где в дальнейшем он играл большую часть жизни. Первым его спектаклем в театре была постановка «Таланты и поклонники». Артист нашел для своего персонажа особую характеристику — он был в первую очередь мужчиной, знающим цену не только женской красоте, но и женскому достоинству. Не вступая в торг, он выжидал своего часа без суеты, в равной степени готовый к победе и поражению. Позже были им были сыграны роли в постановках «Неопубликованный репортаж», «Праздник души» и «Игра в джин». Среди последовавшего множества ролей у него не было ни одной случайной или проходной. В спектакле «Смотрите, кто пришел!» Владимир Самойлов сыграл старого русского интеллигента писателя Табунова, понимающего и в то же время совершенно не желающего понимать, что настало новое время. В этом спектакле Самойлов раскрыл глубокую драму человека, которую оценить в полной мере зрители смогли значительно позже, а участие Владимира Самойлова в таких постановках как «Таланты и поклонники», «Беседы с Сократом» не только украсило репертуар театра в то время, но и позволило этим спектаклям войти в историю театрального искусства.
Кино
Кинорежиссеры обратили на него внимание только спустя десять лет после выпуска из училища. Владимир Шредель пригласил его в свой фильм «Неоплаченный долг». На съемочной площадке Владимир работал вместе со Всеволодом Санаевым, но гораздо ближе ему был весельчак Борис Новиков. Что касается самого фильма, поставленного по сценарию Юрия Нагибина, то он не выбивался из обычного ряда картин тех лет — в фильме шел рассказ о том, как в колхоз, расположенный в «глубинке», приехал новый агроном — Люся Кречетова, не выдержавшая в конечном итоге тягот и лишений сельской жизни. Роль в фильме у Владимира Самойлова была малозначительная, но каждый маленький шаг был приближением к большому будущему. Уже в 1960 году на экраны вышли сразу два фильма с участием актера, одним из которых был фильм «Секретарь обкома».
Особое внимание зрителей привлекли роли Шаумяна, Подвойского, Наримана Нариманова, Шадурова, сыгранные Владимиром Самойловым в таких фильмах, как «Двадцать шесть бакинских комиссаров», «Шестое июля», «Звезды не гаснут», «Особо важное задание».
Очень интересна работа Владимира Самойлова в дилогии «Любовь земная» и «Судьба» Евгения Матвеева, где он исполнил роль Анисимова, а также мощный образ Афанасия Устюжанина, созданный актером в эпопее Андрона Михалкова-Кончаловского «Сибириада».
Свадьба в Малиновке
Самым известным широкому зрителю стал фильм с участием Владимира Самойлова, вышедший в 1968 году, но не утративший популярности и сегодня — музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке». Снимать эту картину взялся актер и режиссер Андрей Тутышкин. Он взял за основу оперетту композитора Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке». И поскольку действие фильма происходило в Украине, Госкино предложило снимать фильм на киностудии Довженко. Но там отказались ставить фильм, сославшись на то, что он очень несерьезный, и режиссеру пришлось павильонные съемки и подготовку фильма проводить на «Ленфильме», причем натурные съемки происходили в селе Малиновка.
Владимиру Самойлову была доверена одна из главных ролей — красного командира Назара Думы. И он явно не подвел, хотя и был несколько в тени двух других великих комиков — Михаил Водяной сыграл Попандопуло, а Михаил Пуговкин исполнил роль Яшки-артиллериста. Зрители впервые увидели всю палитру таланта Владимира Яковлевича, а фильм «Свадьба в Малиновке» стал лидером кинопроката 1967 года — его посмотрело 74,6 миллиона зрителей. В союзе фильм разошелся на цитаты. Вот только некоторые из них: «Сто пудов и вся власть Советам», «Нажми на клавиши, продай талант!», «Смотри, композитор! А ну сочини что-нить такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!», «Женщина я или не женщина?! — Не разобрал…», «Убери ножичек. Сделаешь дырку — потом не заплонбируешь».
Предложения сниматься в кино приходили Самойлову одно за другим. «Адъютант его превосходительства», «Освобождение», «Тени исчезают в полдень» — во всех этих культовых кинокартинах Владимир Самойлов запомнился зрителям. Но так получилось, что первую Государственную премию СССР ему вручили в 1976 году за фильм «Премия», где скорее блистал не он, а Евгений Леонов.
Актерского материала, из которого была выстроена работа над ролью Батарцева в «Премии», хватило бы на эпопею. Руководитель строительного треста — из тех, кто позже мог бы выйти в «красные директора», — на заседании парткома противостоял тихому бунтарю бригадиру Потапову и дотошному секретарю парткома. Фильм для своего времени был невиданно смелым. Самойлов в роли Батарцева сыграл лихую комсомольскую юность будущего большого начальника, трудный его путь наверх, на котором встречалось всякое, авральные бессонные ночи, категорическое «любой ценой», упоенность властью, привычку давить на подчиненных (так же, как давят «сверху» на него самого) и усталость, непроходящую от этого давления.
А еще Самойлов был большим мастером художественного чтения. Когда в 1980‑е годы была записана аудиокнига «Мастер и Маргарита» продолжительностью 16 часов 37 минут в двух вариантах исполнения — замечательным актёром и рассказчиком Олегом Ефремовым и Владимиром Самойловым, слушатели отдали предпочтение последнему. Грамотное, яркое, живое чтение с головой погружало в атмосферу произведения.
* * *
Всю свою жизнь актер был женат на актрисе Надежде Самойловой. В браке с ней в 1952 году на свет появился сын Александр, который также впоследствии стал актером. Продолжить семейную династию решил даже внук — Володя.
… Жизнь Владимира Самойлова символично оборвалась на театральной сцене. Когда Владимир Самойлов в очередной раз «разрывался» между кино и театром, снимаясь в фильме «Рейнджер из атомной зоны» и репетируя в театре роль короля Лира — 8 сентября 1999 года его сердце не выдержало.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА