Актер с улицы Звездной
Популярный актер Ивар Эдмунд Калныньш родился в Риге (Латвия) 1 августа 1948 года в семье домохозяйки и автомеханика.
«Я родился в первый августовский день 1948 года. Мое детство прошло в Риге на улице Звайгжню, что в переводе на русский язык означает «Звездная». Несмотря на красивое название, никаким гламуром на нашей улице не пахло.
Обычная рабочая окраина. Скромные домишки с печным отоплением, несколько деревьев посреди двора, и по периметру — огромные поленницы дров, на которые вечно кто-то из ребятни отчаянно влезал и также отчаянно срывался вниз, ободрав в кровь руки и ноги.
Нас, детей-сорванцов, был целый двор. Как в романе Яниса Гризиньша и в фильме Ады Неретниеце «Республика Вороньей улицы». Когда я смотрю эту картину, то всегда вспоминаю свое детство на Звездной. Сегодня это тихий престижный центр со старинными домами, центральным отоплением — и никаких поленниц»… (из книги Калныньша «Моя молодость — СССР»).
Родители Ивара настаивали на том, чтобы их сын выбрал нормальную мужскую профессию, потому уже с четырнадцати лет Калныньш не только учился, но и работал. Достаточно быстро освоил слесарное дело, а вскоре и ремонт вычислительной техники. Возможно, Ивар стал бы хорошим мастером, как отец, если б Рига, где он родился и вырос, не манила его своими афишами. Рядом с домом был кинотеатр. С ним у Ивара связаны первые представления об искусстве. Он приходил сюда задолго до сеанса, потому что любил рассматривать картины в фойе. Еще кинотеатр был местом первых свиданий. А по выходным здесь устраивались танцы, где Калныньш с друзьями на самодельных инструментах играли твист и рок-н-ролл.
Музыка
Музыка стала настоящей страстью Ивара. В юности Калныньш играл в нескольких рок-группах, носил длинные волосы и брюки-клеш — «битломания» его не миновала. Играл на танцах в зимней Риге и летней Юрмале. Музыканты самодеятельных ВИА всегда были героями вечеров: первые поклонницы, первые автографы, первые заработанные деньги, на которые была куплена, естественно, гитара. Поэтому, когда при нем ругают нынешнюю молодежь, он не соглашается: «Каждое поколение имеет право на свой карнавал». Уже в старших классах школы Ивар понял, что «нормальная мужская профессия» это не для него. Потому, окончив школу, поступил в Латвийскую консерваторию им. Я. Витола на театральный факультет. Свои первые роли в кино, обладающий неординарными внешними данными, актер получил уже в первый год обучения. В этот период Калныньш сыграл роли в картинах «Право на прыжок», «Илга-Иволга», «Верный друг Санчо» (1974), «Яблоки в реке» (1976) и некоторых других. Диплом об окончании Латвийской консерватории им. Я. Витола получил на руки в 1974 году.
Еще учась в вузе, Ивар первый раз женился. С женой Илгой они прожили долгих двадцать лет. В браке родились две дочери: Уна и Элен.
Окончив консерваторию, Ивар Калныньш устроился в Художественный академический театр имени Я. Райниса (в котором, кстати, начал играть еще в период учебы). На недостаток ролей он не жаловался — порой приходилось играть по 40 спектаклей в месяц! Но вот зарплата… Театральные оклады были ничтожны, а Ивару необходимо было кормить семью — жену и дочерей. В конце концов, пришлось вспомнить юность и взять в руки гитару.
Ивар Калныньш вспоминает: «Когда я уже стал работать в театре и понял, что детям не будет хлеба дома, если только этим буду заниматься, мы создали такой небольшой квартет. И вот с этим коллективом, странным таким, я объездил все колхозные клубы. Были какие-то шефские концерты: «Искусство — к станкам!». В теплице выступали, да… в конюшнях — где только можно. И у нас не было никаких проблем — без аппаратуры, с парочкой акустических гитар. Это было, ну, где-то в конце 70‑х…»
«Театр»
Дорогу к славе Ивару Калныньшу открыла Вия Артмане, предложив сняться в фильме «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Фильм был бенефисом актрисы к ее 50-летию, и режиссер Янис Стрейч предоставил ей свободу в выборе партнеров. Рассказывают, что актриса приехала на Рижскую киностудию, бегло окинула взглядом претендентов и пальцем указала на Ивара: ты будешь играть моего любовника. В киношной среде долго злословили: чем мог заслужить никому не известный молодой актер расположение примадонны — как известно, даже проб не было.
Картина вышла на экраны в 1978 году. Роль Тома Феннела, юного любовника стареющей примадонны, в один миг сделала Калныньша знаменитым на всю страну.
Успех «Театра» во многом определил его дальнейшую судьбу. Режиссеры увидели в нем идеального героя-любовника. Актер вспоминает: «Мне стали предлагать похожие роли какое-то время… я даже испугался, думаю: «Только такие салонные истории буду играть, тогда как бы надо что-то такое яркое сделать в другом жанре». Бывало так, что я снимался в пяти картинах параллельно. Худеешь — некогда выспаться, тексты учить надо, и я все время еще и в театре работал».
Очень скоро Калныньш стал необыкновенно популярным, прежде всего среди женской половины. Среди наиболее заметных ролей, сыгранных им в 80‑е годы: Андрей Болотов («Личной безопасности не гарантирую»), Эдвин («Сильва»), Герцог («Капитан Фракасс»), офицер КГБ Минаев («ТАСС уполномочен заявить») и, конечно же, Герберт в мелодраме «Зимняя вишня». В «Зимней вишне» Калныньш сыграл эдакого современного принца на белом «мерседесе». Роль настолько удалась актеру, что его Герберт на долгие годы стал воплощенной мечтой дамской аудитории.
90‑е годы
90‑е годы — время развала отечественного кино. Это не могло не коснуться и нашего героя.
Ивар Калныньш вспоминает: «Я никогда не мог представить, что вот после 91‑го рухнет кино, государственное кино, которое было при Советах. Что вот эта машина может рухнуть так, как карточный домик, вдруг не стало финансирования. И этот кризис был не два дня, а несколько лет такой. Не знали, что делать с культурой, время требовало какого-то нового мышления… требовались какие-то другие чувства, другая правда и… вот тогда вот это время связано с этими переживаниями — что будет, большой вопрос — что же с тобой будет».
В первой половине 90‑х Калныньш еще продолжал сниматься. Он сыграл заметные роли в детективе «Тайна виллы», драме «Тайны семьи де Граншан», мелодраме «Шоу для одинокого мужчины» и других фильмах.
Однако чем дальше, тем реже появлялись предложения от режиссеров. И Калныньш занялся политикой, к которой в то время был всеобщий большой интерес. Ивар Калныньш, который никогда не состоял ни в партии, ни даже в комсомоле, стал депутатом латвийского сейма, заседал в комиссии по культуре.
Личное
В те же годы произошли изменения и в личной жизни актера. Прожив двадцать лет со своей первой женой и воспитав двух дочерей, в начале 90‑х они разошлись. Как признается Калныньш, они просто однажды признались друг другу, что их чувства остыли. Расстались без сцен и упреков.
Со второй женой актрисой Аурелией Аннузите Ивар познакомился в 1992 году на съемках фильма «Тайны семьи де Граншан». Партнеры должны были изображать страсть, но любовные сцены не шли по нескольку дублей. Однако после завершения съемок актеры поняли, что расставаться друг с другом не хотят…
Аурелия была ровесницей старшей дочери Ивара, но это не помешало им счастливо прожить 7 лет. В 1994 году у них родился сын Микис. Ивар и Аурелия были сказочно красивой парой, и все годы, пока длился этот брак, их повсюду провожали восхищенные взгляды. Но отношения делались все сложнее, они все чаще жили порознь. Он не переставал говорить об Аурелии так же искренне, так же нежно… Только все грустнее. В конце 90‑х они развелись. Почему? «Надоели друг другу, наверное. Накопилось какое-то вранье, неверность…» — признается Ивар.
Следующей женой артиста стала юрист Лаура. Она тоже родила ему двух дочерей: Луизу и Вивьен.
* * *
В новом тысячелетии Ивар Калныньш играл в двух рижских театрах — Малом и Новом.
Также актер много снимался в разнообразных сериалах. Среди его работ роли в сериалах «Салон красоты», «Время любить», «С новым счастьем!», «Дворцовые перевороты» и других.
…Сегодня гастрольный график актера Ивара Калныньша расписан на год вперед: спектакли, антрепризы, киносъемки, фестивали…
А недавно вышла его автобиографическая книга «Моя молодость — СССР», в которой он рассказал о детстве, юности, любви, своих фильмах, знаменитых коллегах и советских реалиях: худсоветах, диктовавших, что и как нужно играть артисту, первых выездах на гастроли за рубеж, антиалкогольной кампании, актерских бригадах и шефских концертах под девизом «Искусство — к станкам!».
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА