"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Актриса и педагог с большой буквы

Светлана Фесенко служит в Харьковском академическом театре ку-кол уже сорок лет и почти столько же отдала кафедре «кукольников» в университете искусств. Ведь она разнопланово творчески одаренный человек: в свое время — актриса, создавшая на сцене Харьковского академического театра кукол им. В. Афанасьева десятки образов (как правило — главные), а сейчас — уважаемый режиссер-репетитор в родном коллективе, а также доцент кафедры мастерства актера и режиссуры театра анимации ХНУИ им. И. Котляревского, вкладывающий всю свою душу в студентов.

Творческий путь Светланы Фесенко динамичен, во многом уникален и насыщен судьбоносными встречами. Все началось с того, что Свете стало тесно в родной Полтаве, и она отважилась на путешествие в величественный город на Неве, с его столичной красотой и дореволюционными театральными традициями. Фесенко выбрала ленинградскую первую на просторах СССР высшую школу «кукольников». Пройдя колоссальный всесоюзный конкурс, С. Фесенко удалось очаровать своим талантом приемную комиссию ЛГИТМиКА и стать студенткой одного из самых почитаемых творческих вузов. Светлане повезло учиться у прославленных мастеров искусства театра кукол. Ее педагогами стали: основатель кафедры Михаил Королев — выдающийся режиссер театра кукол ХХ века; Сергей Жуков, обладающий даром филигранной работы с куклой, Леонид Головко, педагог по «живому плану». Большое значение имела и студенческая среда, в которой каждый — личность. Достаточно сказать, что среди однокурсников Светланы был Михаил Боярский.
Успешно окончив ЛГИТМиК, волею судьбы С. Фесенко попадает в Мурманский театр кукол, с которым молодая актриса побывала на своих первых зарубежных гастролях в Норвегии. Однако далекая северо-западная часть России ненадолго удержала в своей пристани столь выразительную актрису, обладающую неповторимым мелодичным голосом и одинаково убедительную как в лирике, так и в сатире, к тому же, блистательно водившую куклу. Светлане хотелось вернуться на родной Юг. В 1975 году Фесенко получила заманчивое приглашение от ведущего режиссера Украины В. Афанасьева пополнить сильную труппу Харьковского театра кукол. Одаренная актриса сразу получила в спектаклях главные роли, органично влившись в коллектив и привнеся в него свою ленинградскую школу. В конце 70‑х в харьковском театре С. Фесенко сыграла Прелестную Галатею в постановке молодого режиссера Виктора Шраймана, впоследствии — основателя ярчайшего направления Уральской зоны в театре кукол. Актриса была востребована и в этапных спектаклях Виктора Афанасьева: зрителям запомнились ее Ева в «Божественной комедии», принцесса Дишперанда в «Чертовой мельнице». Любимые роли, созданные актрисой с близкими ей по духу режиссерами В. Бугаевым и Е. Гимельфарбом в 90‑е годы, продемонстрировали ее универсальный диапазон: от озорного и лирического детского репертуара (Гном Четверг в «Белоснежке и семи гномах», Мачеха в «Морозко», Кошка в «Кошкином доме», Алиса по сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес») до вечерних спектаклей (вульгарная Семплеярова в «Мастере и Маргарите», колоритная Настоятельница монастыря в «Декамероне»).
Окончившая русскую школу актриса никогда не забывала о своем национальном. Колорит украинского фольклора актриса ощутила и передала на сцене не просто органично и талантливо — незаурядно. Иначе чем объяснить, что на международном фестивале театров кукол в Будапеште спектакль Е. Гимельфарба «Волшебные рукавички» получил «Гран-при», а С. Фесенко была удостоена диплома І степени за образы Бабы и Лисы.
Благодаря насыщенному творческому пути и способности всю жизнь учиться, Светлана Яковлевна обладает талантом научить других. Молодые актеры в труппе обязательно обращаются к авторитетному репетитору за помощью и советом. Влюбленность Светланы Яковлевны в профессию вдохновляет и коллег по театру: благодаря ее чуткому руководству ведется кропотливая репетиционная работа над обновлением текущего репертуара и вводами в ро-ли молодых актеров.
На педагогической ниве в вузе С. Фесенко выпустила 12 актерских и режиссерских курсов, подготовила более 100 специалистов театра кукол. Своей задачей при обучении будущих актеров она полагает раскрытие индивидуальности каждого. Она учит студентов широко мыслить, блестяще импровизировать, но при этом непременно существовать в ансамбле. Набирая каждый свой новый курс студентов, Светлана Яковлевна уделяет много времени поиску актуального драматургического материала для их спектаклей, ощущая острую необходимость в обновлении художественного языка современного театра анимации. В педагогическом подходе С. Фесенко сочетаются: традиционный метод обучения студентов с новыми художественными формами, благодаря чему многие из ее выпускников востребованы в разных театрах Украины, ближнего (Россия, Беларусь) и дальнего зарубежья (Израиль). Работы ее учеников в разные годы удостаивались наград на международных фестивалях: «Курбалесия» (г. Харьков), «Золотой Телесик» (г. Львов), «Белая вежа» (г. Брест), «Белгородская забава», фестиваль кукольных школ (г. Белосток, Польша).
Благодаря таланту и опыту С. Фесенко творческая преемственность поколений не прерывается. Показательно, что сильнейший в стране коллектив Харьковского академического театра кукол им. В. Афанасьева состоит как из корифеев (А. Беляев, В. Рычагова), так и из ярких, перспективных молодых актеров (А. Маркин, Ю. Галдун, А. Вусик) — выпускников Светланы Фесенко.
На сегодня суммарный итог педагогической работы С. Фесенко подведен в изданном ею уникальном в Украине учебном пособии «Основы тренинга артистической техники актера театра кукол».
Судьба Светланы Фесенко напоминает судьбу трепетно и трогательно сыгранной ею когда-то Золушки. Помножив заложенный от природы яркий темперамент, украинскую мелодичность речи и пения на ленинградскую профессиональную школу, трудолюбие и искреннюю самоотдачу, Светлана Яковлевна стала одним из авторитетнейших профессионалов в своем жанре.