"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Анатолий Эфрос и Харьков

Как рассказал «Харьковским известиям» активист Фонда Анатолий Андреев, идея возникла в ходе вечера памяти А. Эфроса, состоявшегося в доме‑музее им. К. И. Шульженко. Это первый из циклов вечеров, посвященных известным людям, которые сегодня организует музей. Встреча получилась невероятно интересной. Здесь собрались представители интеллигенции, театральные деятели, педагоги, ученые. Среди гостей — председатель «Фонда памяти Капнистов» Радислава Капнист, доцент Харьковского экономического университета Валентина Гобзик, известный в городе врач-психиатр Александр Плотников и другие. «Мы пришли к мнению, что открытие мемориальной доски этому выдающемуся человеку послужит появлению еще одного знакового места в нашем городе, — подчеркнул А. Андреев. — Я уже вел переговоры с театральным критиком Александром Чепаловым. Он согласился, сказав, что подпишет любое письмо».
По словам А. Андреева, первым шагом на пути к осуществлению задуманного станет официальное обращение в Харьковское отделение Союза театральных деятелей Украины. «Думаю, если все получится, потом можно будет связаться с семьей Эфроса, пригласить на открытие его сына Дмитрия Крымова, профессора, который сейчас преподает в ГИТИСе. Для нашего города это будет очень почетно, тем более что мы поддерживаем дружеские отношения с Россией».
Следует отметить, что А. Андреев в подобных делах не новичок (именно по его инициативе в мае прошлого года на доме № 8 по ул. Металлиста была установлена мемориальная доска 86 жителям, расстрелянным в 1943 году фашистскими оккупантами, о чем наша газета неоднократно писала), с алгоритмом действий (куда-кому-какие запросы направлять) знаком не понаслышке.
На все, говорит он, уйдет максимум полтора года. «Мероприятие довольно хлопотное: нужно получить заключение топонимической комиссии Харьковской городской администрации, затем мемориальную доску утверждает главный архитектор и т. д. и т. п. Надеюсь, городские и областные власти будут в этом заинтересованы и не оставят без внимания наше предложение».

Искусство для искусства

Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя Натан Исаевич Эфрос) родился 3 июля 1925 года в Харькове в семье служащих авиазавода и до 1941 года (то есть 16 лет) жил на улице Потебни. Отец работал инженером, а мать — переводчицей научно-технической литературы.
Увлекаться театром А. Эфрос начал еще в детстве. В 1943 году поступил в студию Ю. А. Завадского при Театре имени Моссовета, а в 1945 году переведен на второй курс ГИТИСа. После окончания режиссерского факультета ­ГИТИСа работал в Рязанском драматическом театре, Центральном детском театре, Московском театре им. Ленинского комсомола, Театре на Малой Бронной. А в 1984 году был назначен главным режиссером Московского театра драмы и комедии на Таганке вместо эмигрировавшего из страны Юрия Любимова.
В искусстве А. Эфроса прежде всего интересовала психология человека, в каждом из своих персонажей он пытался разглядеть нечто особенное, тонкое, скрываемое от посторонних глаз. Но не все это понимали. Когда произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова, Эфрос должен был уйти. Он подписал коллективное письмо актеров Таганки в поддержку возвращения Любимова, но уходить ему было некуда. Психологическое и эмоциональное напряжение режиссера на фоне разраставшегося конфликта не прошло бесследно и привело к инфаркту. Он умер на 62-м году жизни 13 января 1987 года.
* * *
Накануне своего сорокалетия Эфрос приезжал в Харьков, и, по словам очевидцев, увидев свой дом, расплакался от нахлынувших воспоминаний. Но узнал он его не сразу (дом был перестроен)…
«Установка мемориальной доски Эфросу будет знаковым событием, особенно для харьковчан поколения 40–50‑х годов, ведь отношение к театру тогда было несколько иным, — говорит А. Андреев. — На вечере, посвященном Эфросу, я в своем выступлении уже говорил о ностальгии по тем временам. Многие наверняка должны помнить, как сотрудники научно-исследовательских организаций, оборонных предприятий часто, будучи в командировках, после выполненных заданий отправлялись на «охоту», которая была самой интеллектуальной и благородной, — стрельбу за билетами в Театр на Малой Бронной, Ленсовет, Театр на Таганке, где как раз и работал Эфрос. В своих спектаклях он всегда отражал борьбу художника и власти. И надо отдать должное, был одним из немногих режиссеров, который не прогибался перед властью и не участвовал во всяких политических тусовках, а полностью посвятил себя театру.
Вот говорят, «искусство принадлежит народу». Очень спорная фраза. На мой взгляд, искусство должно принадлежать искусству, а народ — тянуться к прекрасному, самообразовываться, воспитываться и т. д.
И Эфрос как раз и является ярким представителем этой плеяды художников, служивших искусству верой и правдой».