Артист Steinway. Всемирно известный пианист мечтает создать в Харькове камерный оркестр
За последний год звезда классической музыки мирового масштаба Станислав Христенко приехал в Харьков уже в шестой раз. Причем наведывается виртуоз сюда не ради выступлений — последний концерт на родине он давал пять лет назад. Не делая громких заявлений, Станислав работает над созданием камерного оркестра, который планирует возглавить как дирижер. По словам Христенко, его главная миссия — вывести город на новый культурный уровень. К примеру, во Львове — три камерных оркестра, которые не только дают концерты для местных жителей, но и успешно гастролируют.
«Я вкладываю в этот проект все ресурсы — время, международные связи, финансы… Хочу, чтобы у Харькова был признанный камерный оркестр, чтобы в родном городе чаще звучала высококлассная музыка и сюда приезжали с выступлениями известные исполнители, чтобы наши артисты могли зарабатывать не меньше, чем, как минимум, в Эстонии или Латвии, — перечисляет Станислав. — Необходимо, чтобы Восточная Украина интегрировалась в европейское сообщество не только в бизнесе, но и в культуре. Что, как не музыка, где нет языковых преград, может стать мостом?»
В камерном оркестре, где занятость зависит от проектов, будет играть от 15 до 35 молодых исполнителей. Диплом артиста для Станислава не важен.
«Главное, как играет человек. Я знаю нескольких музыкантов, которые бросили консерваторию ради работы в самых престижных мировых оркестрах, и они выступают, не имея дипломов», — объясняет пианист.
О том, что среди харьковчан немало выдающихся музыкантов, Христенко знает не понаслышке — ведь коллеги-земляки осели в Италии, Австрии, Австралии, Великобритании, США, Канаде…
В отличие от большинства «коллег по цеху», которые продолжают музыкальную династию, свою дорогу Христенко прокладывал самостоятельно. Отец Станислава — бывший военный, мама по образованию — инженер.
«Иногда лучше с чистого листа начинать. Если родители — большие музыканты, у них есть сформировавшееся видение, как нужно профессионально развивать своего ребенка», — объясняет Станислав.
Христенко учился в обычной музыкальной школе, но уже в 11 лет выступил с концертом в Харьковской филармонии, а затем отправился в Симферополь на конкурс юных пианистов. Там-то одаренного мальчика и заприметила профессор Московской консерватории им. П. Чайковского Вера Горностаева.
«По стандартной схеме для детей из Восточной Украины я уехал учиться в Россию — традиционно в Москву забирали всех, кого могли. И в конце 1990‑х — начале 2000‑х многие стремились именно туда, поскольку на тот момент это был ближайший крупный музыкальный центр. Другие тогда еще не были доступными. В 15 лет я стал студентом московского музучилища», — вспоминает пианист.
В 20 лет, когда Станислав уже учился в Московской консерватории, пришло понимание, почему по окончании обучения он не хочет оставаться в России.
«Для меня главная причина отъезда из Москвы была не в том, что хочется больше денег или более успешной карьеры. Для меня место жительства — это в первую очередь общество. Я хочу улыбаться людям на улице и чтобы мне улыбались в ответ. Это те базовые вещи, которые для меня важны. К тому же в России особое отношение к людям других национальностей — снисхождение. Причем предубеждение есть не только к украинцам, но и к любым другим народам — бурятам, татарам, армянам, грузинам», — перечисляет Христенко.
Так было всегда, просто многие земляки, приехавшие в Россию ради работы, в итоге привыкли к подобному отношению. Немало харьковчан играют в Мариинском и Большом театрах. Для них возможность заниматься любимым делом — это дар, поэтому им тяжело смотреть на события в Украине объективно, поясняет пианист.
«Гордость — это прогрессивное понятие, которое невозможно воспитать в тоталитарном обществе», — считает Христенко, который живет в Вашингтоне.
Сегодня за плечами Христенко — свыше 25 международных конкурсов, выступления с крупнейшими музыкальными коллективами — оркестром Кливленда, Национальным оркестром Бельгии и Камерным оркестром Гонконга — в лучших концертных залах планеты, в том числе в нью-йоркском Карнеги-Холл и в Венском Концертхаузе.
«Есть залы, музыкальные центры, где играть — большая честь. Это любые крупные города — Сеул, Нью-Йорк, Вена. Естественно, там, где выступали величайшие исполнители, особое ощущение и волнение соответствующее. Но существует такая закономерность: чем меньше город, тем теплее люди. Два месяца назад я был в Канаде, можно сказать на краю света — до острова нужно было добираться двумя паромами. Зимой там живут человек 800, а летом съезжаются около 10 тысяч. Так вот: на этом острове была очень теплая публика», — признается Станислав.
Помимо плотного гастрольного графика, расписанного на несколько лет вперед, Станислав Христенко активно сотрудничает со звукозаписывающими компаниями. А с 2013 года, после оглушительной победы на Международном конкурсе пианистов в Кливленде, является артистом Steinway — передового изготовителя музыкальных инструментов более чем с 200-летней историей. Компания выбирает не просто лучшего из лучших — в разные годы лицом этой марки были такие пианисты, как Антон Рубинштейн, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц… При отборе учитывают все — и мастерство музыканта, и харизму, и репутацию.
«По моей личной шкале я скорее консервативный, в отличие от представителей западной цивилизации. Там ведь детей по-другому воспитывают — свободными. Зато наши музыканты, которые выросли на постсоветском пространстве, более трудолюбивые», — скромно объясняет Станислав Христенко.
Инструменты из Азии звучат звонче и холоднееГастролируя по четырем континентам, Христенко отмечает, что у каждого города, помимо характера и менталитета, есть неповторимое звучание. Оно проявляется в рингтонах мобильных телефонов, уличном шуме и даже в сигналах автомобилей. «В Азии у музыкальных инструментов, которые там делают, совершенно другое качество звука — более яркое, пронзительное, звонкое и холодное. У европейских роялей «голос» глубже, чувственнее. Это напрямую связано с речью и интонациями», — говорит пианист.