Бескрайний Крайнев
Владимир Крайнев был сыном врачей. Мать, Рахиль (Иля) Моисеевна Гершойг, перед войной окончила медицинский институт, работала во фронтовом госпитале, перед родами была эвакуирована в Красноярск. После окончания войны семья Крайневых вернулась в Харьков. В 1949 году родители развелись, Владимира воспитывала мать.
Детство Владимира Крайнева прошло в Харькове, на главной улице города — Сумской. Жили в коммунальной квартире, в тесноте (в квартире было еще около 40 жильцов), но очень дружно. Зимними вечерами на свои «концерты» всех созывала соседка тетя Мура, которая превосходно играла на аккордеоне.
Свой харьковский адрес маэстро помнил всю жизнь: «Сумская, 49, самый центр, с этой улицей связано все мое детство, все мое отрочество. Юность уже пошла по московским улицам. А здесь — самое светлое, самое дорогое — это детство, воспоминания самые дорогие — это детские воспоминания. Я помню прекрасно парк Горького, мы туда очень часто ходили, меня туда водила бабушка или мама, когда она отвлекалась от своей работы. И в парке Горького, я помню и до сих пор слышу, — духовой оркестр. Всегда с нетерпением ждал, когда услышу звуки духового оркестра, это было для меня праздником».
Музыкальный талант Владимира Крайнева проявился еще в средней специальной музыкальной школе Харькова, в которую он поступил в 5-летнем возрасте. Спустя два года состоялось его первое выступление на большой сцене — вместе с оркестром он исполнял концерт Гайдна и Первый концерт Бетховена.
Рахиль Моисеевна сыграла огромную роль в становлении Владимира Крайнева как музыканта. Посещала вместе с ним все уроки музыки, слушала и запоминала все замечания преподавателей, потом привезла его в Москву…
Талант юного пианиста не остался незамеченным. Его приняли в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени П. И. Чайковского в класс А. С. Сумбатян (в числе ее знаменитых учеников были В. Ашкенази, О. Яблонская, Н. Акопян).
Впоследствии именно А. С. Сумбатян привела Владимира Крайнева в Московскую консерваторию, к Генриху Нейгаузу.
«Я сыграл ему Третий концерт С. Прокофьева, — вспоминал Владимир Крайнев. — Был зажат, сделал нормальное академическое исполнение, которое не было, по словам Рубинштейна, «полито каплей свежей крови», и Нейгауз принял меня, но без особого энтузиазма…»
Но уже после приемных экзаменов Нейгауз изменил свое мнение о Крайневе. Исполненный им «Детский уголок» Дебюсси привел профессора в восторг, и мальчик вскоре стал одним из любимых учеников великого мастера. После смерти своего учителя он продолжил учебу в консерватории, а затем и в аспирантуре у его сына, замечательного пианиста Станислава Нейгауза.
Кроме того, Владимир с детства увлекался спортом. Учась в школе, Владимир Крайнев профессионально занимался теннисом: в 1958 году на чемпионате СССР, который проходил в Харькове, выступал за сборную Украины в детском туре. Болел за хоккейную команду «Динамо».
Карьера
Мировое признание пришло к Владимиру Крайневу в начале 1960‑х годов, когда он стал обладателем главных премий на крупных международных конкурсах в Лидсе (Великобритания, 1963) и Лиссабоне (Португалия, 1964). После выступления в Лидсе молодой пианист получил приглашение на гастроли в США. В 1970 году он одержал блистательную победу на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. Хотя принять участие в этом конкурсе он должен был еще в 1966 году: на его кандидатуре настаивала лично тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева.
А он отказался: «И на полтора года погорели мои гастроли по Америке, которые организовал знаменитый импресарио Сол Юрок — Соломон Израилевич Гурков… Но ведь когда Фурцева приказала мне «сразиться за родину», я как раз лежал в клинике с язвой желудка. Меня доставили в ее кабинет в больничном халате…
А перед очередным конкурсом раздался звонок, и голос в трубке предупредил: «Сейчас с вами будет говорить Екатерина Алексеевна». Только она начала: «Володенька, значит, так…», я выпалил: «Согласен! Все, что угодно». Мне было уже 25 лет, и отказаться повторно — значило бы окончательно загубить карьеру».
Эти победы открыли музыкальному миру новое имя — музыканта-виртуоза, а впоследствии и талантливого педагога В. Крайнева.
Семья
В 1978 году Владимир Крайнев познакомился с Татьяной Тарасовой, уже тогда Заслуженным тренером СССР. И у нее, и у него уже был за плечами семейный опыт. Но на тот момент оба были свободными. Познакомила их общая знакомая Женя, дочь композитора Марка Фрадкина (Тарасова и Крайнев дружили с этой семьей). Буквально через «девять дней одного года» их знакомства, по определению самой Татьяны Анатольевны, они начали жить вместе.
«Мы знали друг о друге до этого, — объяснял позднее Крайнев. — У нас масса общих знакомых, просто у каждого была своя жизнь, в которой однажды произошли большие перемены. Я к тому времени лет семь счастливо холостяковал после развода с виолончелисткой Кариной Георгиян, и все ждали, на ком женится Крайнев, а Татьяна уже была вдовой (я у нее третий муж, а она у меня — вторая жена). Наш быстротечный роман ошеломил всю Москву. Когда оказалось, что женюсь на Тарасовой, для многих это стало громом среди ясного неба.
… Мы оба постоянно уезжали, и Танин отец Анатолий Владимирович шутил, что нам нужен в Шереметьеве домик у взлетной полосы. Зимой 1979 года, чтобы нам пожениться, я даже сократил свои гастроли в Польше: объявил, что прищемил палец и не могу играть. Был конец февраля, до начала марта и Таня, и я оставались в Москве.
Когда мы поженились, я переехал в квартиру Татьяны, захватив с собой старинный, XIX века, рояль Stenwey. Он до сих пор стоит в кабинете на постаменте из поролона: с того времени, когда под нами жил генерал-полковник КГБ, не выносивший музыки. Впрочем, наш дом и без музыки напоминал вечно гудящий улей: мои ученики, Татьянины, друзья, знакомые… Рояль стал стареньким, требует капремонта, но я с ним никогда не расстанусь: у него изумительный звук. Когда-то, в 1970‑м, я выиграл свой первый конкурс Чайковского во многом благодаря ему. В третьем туре нужно было играть с оркестром, и я попросил заменить новый Stenwey на старый — с более мощным звуком»…
В советские времена записи в исполнении Крайнева звучали по телевизору во время похорон вождей. И как-то Жванецкий сравнил пальцы пианиста с когтями грифов над падалью. Крайнев не обижался и считал это удачной шуткой.
«Жванецкий еще сказал: «Если Крайнев на телеэкране, значит, в Кремле минус один». Когда умер маршал Баграмян, мы с мамой смотрели по телевизору похороны на Красной площади. Прах замуровали в Кремлевскую стену, послышались звуки Второго концерта Рахманинова. Вдруг вижу, как из красной кирпичной кладки выплывает Крайнев за роялем. Я завопил от ужаса. Потом под те же рахманиновские аккорды я «похоронил» Суслова. А когда умер Черненко, Гарри Каспаров позвонил из Баку Марине Нееловой, с которой тогда встречался, и спросил: «Правда, что завтра Вова будет целый день по телевизору играть?». Напрямую узнать не мог — его прослушивал КГБ. Кстати, Жванецкого я считаю Салтыковым-Щедриным нашего времени», — рассказывал в интервью музыкант.
Отъезд
В годы перестройки перед семьей Крайнева-Тарасовой стал вопрос о том, что в разваливающейся стране им просто некуда приложить свои творческие силы. Супруги долго взвешивали все «за» и «против», обсуждая переезд. Татьяна Анатольевна вспоминала о том тяжелом времени: «Начался 1992 год. В стране стало тяжело жить. И про-фессорам, и концертирующим музыкантам почти ничего не платили. А Володя, надо сказать, уже тогда был профессором Московской консерватории. Надо было содержать семью… Есть мои родные, есть его, мы им помогаем. И Володя принял решение уехать на Запад и там преподавать. Он остановился на Ганновере и тамошней консерватории».
С собой Владимир Крайнев привез четверых учеников из Москвы, а потом забрал и пятого.
«Муж, конечно, их взял на свое полное обеспечение. Он не только забрал их из Московской консерватории, но и сделал для их будущей жизни все возможное и невозможное и, похоже, собирается делать это пожизненно для любого своего питомца. Володя работает по двадцать четыре часа. И продолжает концертировать, правда, значительно реже. Зато совершенно потрясающе ведет своих учеников — он прирожденный педагог. Я не сомневаюсь, что школа Крайнева будет в Европе одной из самых знаменитых. И концерты его, пусть нечастые, приводят зал в восторг. Даже непосвященные понимают, что выходит к роялю истинный маэстро. Каждое его выступление заканчивается тем, что люди встают. Каждое…» — так описывала Тарасова жизнь своего мужа в Германии.
Сам Крайнев говорил: «Я сам не ожидал, что так увлекусь преподаванием. У меня это получается. Еще мои педагоги говорили, что во мне есть это умение показать, рассказать, убедить, могу привести массу примеров, сам много читаю, люблю все видеть, все знать, и поэтому могу приводить детям длинные ассоциативные ряды. А если и это не помогает, приходится тыкать их в книги, в музеи. У меня замечательные дети, все разные. Я очень в них заинтересован. Моя задача сейчас — оставив их лица, приумножить то, что они уже могут, дать то, чего у них еще нет».
Возвращение в Харьков
Еще в 1992 году В. В. Крайнев провел в Харькове — городе, где он сделал свои первые шаги в музыке, Международный конкурс юных пианистов, а в 1994 году создал в Москве Международный благотворительный фонд помощи юным пианистам, президентом которого он был до конца своих дней. Фонд и сегодня оказывает помощь и поддержку будущим профессиональным музыкантам, организует их гастроли и концерты, поддерживает образовательные учреждения культуры и искусства. Фонд также частично оплачивает страховку, проживание, питание студентов — лауреатов конкурса юных пианистов В. Крайнева. Филиалы фонда открыты в Ганновере, Париже, Киеве, Алма-Ате.
На сегодняшний день конкурс (уже имени Владимира Крайнева), который проходил до последнего времени каждые два года в Харькове, считается одним из самых серьезных юношеских состязаний в Европе. Отличительная черта этого конкурса была в том, что работа с детьми не прерывается после его завершения. Лучшие из лауреатов продолжают учебу на кафедре В. В. Крайнева в Ганноверской высшей школе музыки и театра — одной из ведущих фортепианных кафедр мира.
Но в апреле 2014 года художественный руководитель оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков сообщил, что Международный конкурс юных пианистов Владимира Крайнева переедет в Москву.
«Мы с тренером Татьяной Тарасовой в свете последних событий задумались, что будет с конкурсом юных дарований в Харькове, и написали письмо Собянину. Собянин дал добро, и в следующем году конкурс пройдет в Москве», — заявил Спиваков.
***
Владимир Крайнев ушел из жизни в 67 лет, 29 апреля 2011 года в Ганновере. Последнее время прославленный пианист тяжело болел, а причиной смерти стала аневризма легочной артерии.
Тело кремировали, урна с прахом Крайнева была захоронена 7 мая 2011 года на Ваганьковском кладбище в Москве.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА