Большие перемены Светланы Крючковой
Эта одаренная актриса еще и человек с невероятной судьбой. Три раза она находилась на тонком волоске между жизнью и смертью. Три раза выходила замуж, три раза поступала в театральный вуз. И эта роковая цифра всегда приносила успех этой поразительно доброй женщине. Она стойко перенесла моменты безденежья и забвения, болезни и смерти близких. Она осталась сильной и позитивной, по-детски озорной и необычайно творческой.
Актриса родила двух сыновей — Митю и Сашу. Создала свой театр-студию и ставит в качестве режиссера пьесы. Выступает на сценах России с поэтическими программами. В репертуаре — стихи Пушкина, Лермонтова, Ахматовой, Цветаевой, Бунина, Тютчева. В 1990 году получила премию «Ника» за роли в картинах «СВ спальный вагон» и «Царская охота». Обладательница приза «За лучшую женскую роль» в соревновании антрепризных спектаклей. С 2005 работает телеведущей шоу «К доске». И еще успевает сниматься в кино, играть в театре и заниматься семьей.
Проверка на прочность
Будущая актриса родилась 22 июня 1950 года в Кишиневе в семье военного — ее отец был майором СМЕРШа, мама работала в отделе кадров. Светлана Николаевна вспоминает об отце: «Мой папа был суровым военным человеком… Отсюда мой командный голос, отсюда не люблю лишних разговоров, не люблю повторять дважды, все записываю». Отец был против того, чтобы дочь становилась актрисой, но Крючкову это не остановило.
В семнадцать лет Светлана отправилась покорять Москву — она решила поступить в Школу-студию МХАТ, дошла до третьего тура и не поступила. Однако возвращаться в Кишинев Крючкова не хотела и осталась «зимовать» в Москве, устроившись работать слесарем-сборщиком на ЗИЛ. Юная Светлана Евгеньевна собирала карданные валы в ночную смену, работала старшим препаратором сельскохозяйственных машин. Все это оказалось полезным для будущей актрисы. Ведь именно тогда она узнала, что такое ощущение неприкаянности. Она поняла, как себя чувствуешь, когда негде ночевать и по нескольку дней нечего есть, что такое человеческая жестокость и людская доброта. Тогда, на заводе, Светлана Крючкова едва не сломалась — физически, не морально. Ей ничего не оставалось, как вернуться домой. Но на третий год она наконец поступила. И за студенткой закрепилась слава роковой женщины — она была высокой, статной, с копной золотистых волос.
Неудивительно, что, пройдя такой тернистый путь, первое время Светлана в анкетах писала, что происхождение ее из служащих, а профессия — рабочий.
В Школе-студии МХАТ в ней сразу разглядели талант комической актрисы. И на четвертом курсе Светлана снова… вернулась на завод. Но на сей раз в первой своей роли в фильме «Большая перемена». Выходит, опыт слесаря-сборщика не пропал даром.
Женщина-вулкан
В 1973 году она сыграла свои первые роли — Катю в фильме «Двое в пути» и Нелли Ледневу в фильме «Большая перемена». Роль Нелли стала не просто первой большой работой в кино, но и той самой ролью, которая определила ее дальнейшую судьбу как актрисы. С тех самых пор зрители ее и полюбили.
Крючкову иногда называют женщиной-вулканом. Она и в самом деле производит такое впечатление творческой неуемностью, поскольку готова играть любые роли — и современные, и классические. Все образы актрисы достаточно разнообразны по диапазону: она одинаково талантливо играет и в комедиях, и в драмах.
Крючкова совсем не боится выглядеть некрасивой и смешной, а режиссеры охотно используют характерную внешность актрисы. Часто она производит впечатление несмышленой и незадачливой особы, которую хочется пожалеть, а порой, напротив, создает сложный драматический характер. Ведь именно такой оказалась в ее исполнении Эльза Бэрримор в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона», невеста Агафья Тихоновна в «Женитьбе».
Даже играя в эпизодах, она буквально незаменима. Достаточно вспомнить таких героинь Крючковой, как мадемуазель Куку в «Безымянной звезде», новобрачную в картине «Объяснение в любви» или Любу Сомову в фильме «Жизнь Клима Самгина».
Непростой оказалась для Крючковой роль Екатерины II в фильме «Царская охота» — актрисе пришлось учиться ездить верхом и специально заниматься произношением. Поскольку великая императрица всю жизнь говорила с немецким акцентом, Крючковой, чтобы добиться правдоподобия, пришлось полгода слушать текст, который немка записала на русском языке. В итоге у актрисы получился настоящий немецкий акцент.
Романтика вопреки всему
При такой загруженности в кино личная жизнь Крючковой складывалась сложно. Она трижды была замужем. Первый муж Светланы, Михаил, был студентом старшего курса Школы-студии МХАТ. Но это замужество не принесло актрисе счастья — муж привил ей кучу комплексов.
Именно он попросил Светлану отнести сценарий на студию в съемочную группу фильма «Большая перемена», где должен был сниматься. Светлана отнесла сценарий, и в итоге ее утвердили на роль Ледневой. Сам Михаил в этом фильме не снялся, не получилось, а Светлана после выхода «Большой перемены» проснулась знаменитой.
На съемках картины «Старший сын» актриса познакомилась с кинооператором Юрием Векслером. Она влюбилась без памяти, бросила Москву, МХАТ и переехала к нему в Ленинград, не имея даже штампа в паспорте. Правда, в Северной столице ее пригласил в БДТ сам Георгий Товстоногов. Вскоре у Крючковой родился сын Дмитрий, который дался ей очень непросто — всю беременность ей кололи гормоны, она сильно поправилась и подорвала здоровье. С Векслером они прожили вместе 14 лет, потом разошлись. А через полтора года Юрия не стало. Актриса погрузилась в депрессию, хотела вернуться в Москву, оставить все, что связывало ее с прошлой жизнью. Просила актера Юрия Богатырева посодействовать возвращению во МХАТ, готова была начать жизнь с чистого листа.
Неудачи в личной жизни заставили актрису разочароваться в мужчинах. Она привыкла полагаться только на саму себя и часто повторяет, что все в мире держится на женских плечах. «Мужчины могут только играть в игры: политика, деньги, а жизнь на самом деле, настоящую, не в состоянии выносить… В упряжке есть пристяжные и коренной, — говорит Крючкова. — И женщина сегодня — коренник, вот в чем дело».
Однако разочарование не мешает актрисе оставаться романтиком. В третий раз она вышла замуж за художника-декоратора Александра, который был моложе ее на 12 лет. С мужем Светлана родилась в один день — 22 июня. Как-то в ресторан, где работал Александр, зашли Лариса Гузеева и Светлана Крючкова с сыном Митей. Пока подруги беседовали, Митя куда-то исчез, а вскоре вернулся к маме вместе с незнакомым мужчиной: «Мама, познакомься, это дядя Саша».
Семейная жизнь с Александром была прервана трагедией. Светлана Николаевна попала в автомобильную аварию. Три года она провела в больницах, и в это время была вынуждена отдать младшего сына Сашу, которому было несколько месяцев, на воспитание свекрови. Ребенок оказался в месте, где его не любили. Потом он очень долго адаптировался, понадобилось несколько лет, чтобы маленький Саша поверил в то, что он любимый, талантливый, хороший. Младший сын сейчас живет со Светланой Крючковой в Петербурге. Старший, Митя, женился на француженке и уехал в Париж.
Естественность и мудрость
Сегодня многие актрисы говорят, что ролей для женщин в возрасте очень мало. Дескать, режиссеры и зрители хотят видеть на экране лишь юные лица. Но Крючкова в гонке за молодостью не участвует. Она прекрасно справляется с возрастными ролями, оставаясь естественной в любом возрасте. Актриса рада, что сегодня она имеет возможность играть совсем другие роли, чем в юности, более интересные и масштабные.
«Мне жалко убивать свое время на то, чтобы разглаживать морщины на лице и остальных частях тела, — признается актриса. — Вообще, надо быть естественной, и тогда с тобой будет тот, кто должен быть. А если будешь притворяться, рядом окажутся чужие люди».
Например, в сериале «Ликвидация» актриса сыграла крошечную роль одесситки Песи, дамы сильно в летах, но исполнила ее так ярко, что влюбила в себя зрителей. В Киеве после выхода фильма ее встретили как национальную героиню. Тетю Песю актриса играла с огромным удовольствием, — в Кишиневе, где она родилась, во дворе было семь еврейских семей, три русских и одна украинская. Так что ей надо было всего лишь вспомнить то, что она слышала в детстве.
«Я не умею жить наполовину»
До тридцати лет для артистки не существовало ничего, кроме работы — 24 часа в сутки. Но когда у нее появился ребенок, приоритеты изменились. Светлана Евгеньевна вспоминает: «Как сказал Товстоногов: «Это Крючкова завела в театре моду рожать». До меня все боялись рожать, а я родила и до восьми лет сидела с сыном. На съемки вместе с ним ездила».
Светлана Николаевна каким-то фантастическим образом всегда умудрялась совмещать семью и работу. Она и сегодня вынуждена думать о хлебе насущном, чтобы выжить самой и прокормить семью, на что театральной зарплаты явно не хватает. Чтобы заработать, Крючкова не отказывается сниматься в рекламных клипах. Но есть у артистки и своя «Театр-студия Светланы Крючковой», в котором она вместе с единомышленниками работает не за деньги, а для того, чтобы помочь молодому поколению сформировать правильную систему нравственных координат. В этом театре играются, например, спектакли для социально неблагополучных детей.
К своей известности актриса относится спокойно. Ведь всего, что имеет в жизни, она добилась сама. Хотя может порой и посетовать на судьбу, ведь жизнь сейчас такая сложная, заработок у артистов непостоянный, а семью кормить надо. Но тут же добавляет: «Болезни, смерть и угрызения совести — вот три несчастья. Все остальное — счастье… Я живу, и это счастье. Счастье, что выхожу на сцену. Я не умею жить наполовину. Работать наполовину. Любить наполовину».
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА