Большой ребенок советского кино
Евгений Леонов родился в Москве, в типичной московской семье — в коммуналке на Васильевской. Дом вечно был полон, часто приезжали родственники. Мама актера всю себя отдала воспитанию детей, очень много читала им. А отец часто рассказывал сыновьям о знаменитых летчиках: Байдукове, Чкалове, Белякове. В те годы все дети мечтали об авиации.
Любовь к театру в душе у мальчика зародилась еще в школе, когда Евгений записался в драматический кружок. А после ему удалось поступить на драматическое отделение Московской театральной студии. Он вспоминал: «Я попросил у брата пиджак и решил, что готов к экзамену. Я безумно нервничал… Была тишина, я был белого цвета. Я читал серьезно, мне сказали: «Спасибо». Меня спасло стихотворение Блока, примирило и с моим пиджаком, и с моей курносой физиономией, и с недостатком культуры».
В итоге Леонова приняли в студию, он окунулся в новую жизнь — каждый день пропадал там с утра до ночи. Закончив обучение, актер был принят в Московский театр Дзержинского района, однако вскоре его расформировали, а взамен создали Московский драматический театр имени Станиславского.
Обнаженный успех
В Московском драматическом театре главный режиссер Яншин не давал Леонову ролей. Актера это очень расстраивало: «У меня стало появляться сомнение: правильно ли я сделал, что пошел в искусство… И были мысли бросить это дело совсем, хотя мне казалось, что я люблю очень театр».
Первые роли в кино тоже не принесли успеха. Но в начале 60‑х на экраны выходит «Полосатый рейс». Роль Шулейкина принесла славу, сделав его любимым комедийным актером страны.
Во время съемок этого фильма случилось немало забавных эпизодов. Каждый день тигров выпускали из клеток на палубу парохода, чтобы они привыкли к месту. Но все равно сниматься с ними Леонов мог, лишь отгородившись пуленепробиваемым стеклом. Так оградили ванну, где должен был купаться актер. Он лично проверил стекло на прочность. Однако он не знал того, что произошло потом. Дело в том, что оператор фильма Дмитрий Месхиев узрел, что стекло будет давать блики и зритель сразу обо всем догадается. Как и положено, оператор тут же доложил об этом режиссеру. Фетин внимательно выслушал его и решил стекло в этом эпизоде не использовать.
«Но тогда Леонов откажется сниматься», — возразил в ответ Месхиев. «А мы ему не скажем об этом, — парировал довод оператора режиссер. — А чтобы соблюсти все меры безопасности, мы запрячем под ванну дрессировщика».
На том и порешили. В назначенный день участники съемочной группы собрались в павильоне, где была выстроена декорация ванной комнаты. Стекло, как и положено, стояло на месте, поэтому Евгений Леонов без всяких задних мыслей стал раздеваться. Дойдя до трусов, которые в народе называли «семейными», он остановился, явно не намереваясь их снимать. Но Фетин был непреклонен.
«Женя, ты должен их снять, — ласково обратился он к актеру. — Ты же видишь, что, кроме мужчин, в павильоне никого нет. Так что не стесняйся». И Леонову пришлось подчиниться.
Когда в ванну вылили флакон настоящего французского шампуня, Леонов повеселел и под веселую песенку «Мыла Маруся белые ноги» начал интенсивно намыливать себе голову. В этот момент рабочие по команде режиссера и убрали защитное стекло. А следом за этим в павильон ввели тигра Пурша. Увидев перед собой что-то белое и шевелящееся (да еще поющее песню), тигр подошел к «этому» поближе и стал с интересом обнюхивать. И в это время Леонов протер глаза и буквально нос к носу столкнулся с полосатым хищником. Легко понять, какие чувства испытал тогда актер, который готовился совершенно к другому. Поэтому, едва к Леонову пришло осознание происходящего, он немедленно вскочил на ноги и в чем мать родила бросился от тигра. Это выглядело так натурально и эффектно, что оператор Месхиев крякнул от удовольствия, предвкушая, как будет смотреться этот кадр в готовом фильме.
Интересно, что в этом фильме Евгений Леонов первым из наших артистов снялся в обнаженном виде.
Король комедии
Самые знаменитые свои роли Леонов сыграл в семидесятые годы. Большинство картин вошли в золотой фонд отечественного кино. «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «Афоня», «Старший сын» — эти фильмы зрители пересматривают по сей день.
В обожаемой народом эксцентрической комедии «Джентльмены удачи» Леонов сыграл сразу две роли — вора по кличке «Доцент» и директора детсада Евгения Трошкина, который перевоплощается в Доцента. Ради роли Леонов ходил в Бутырскую тюрьму и смотрел в глазок камеры, изучая заключенных. Эти наблюдения помогли ему создать незабываемых персонажей.
После выхода фильма фразы из него разлетелись на цитаты. Особенно популярны стали выражения: «пасть порву» и «редиска — нехороший человек». Из-за них критики обвинили картину в безвкусице. Но народная любовь меньше не стала.
Одна из лучших работ Леонова — роль Сарафанова в драме Мельникова «Старший сын». Она вобрала самые яркие черты актера — мастерство психологического анализа и душевную незащищенность.
Леонову не всегда доставались главные роли, но из каждой он делал очередной шедевр. Разве можно назвать ролями второго плана его Короля из «Обыкновенного чуда» или Колю из «Афони»? То же можно сказать и о роли доморощенного философа-алкаша в картине Георгия Данелии «Осенний марафон». Леонов вообще много снимался у Данелии: «Тридцать три», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон». Для Данелии он был настоящим талисманом.
Немалую популярность актеру добавила и мультипликация. он озвучил всеми любимого Вини-Пуха в мультфильме Федора Хитрука. Впоследствии этот мультперсонаж стал визитной карточкой Евгения Леонова.
Его отличительный признак
С будущей женой Вандой Леонов познакомился, когда театр Станиславского был с гастролями в Свердловске. Вместе с другом они вышли прогуляться по городу и заметили двух студенток. Одна из них, Ванда, сразу понравилась Евгению, и он пригласил девушек на спектакль. После спектакля они с Вандой гуляли по городу, и Леонов читал ей стихи.
Вернувшись в Москву, актер стал звонить любимой и уговаривать приехать. И в итоге уговорил — Ванда приехала в Москву и пришлась по душе родителям Евгения, после чего актер предложил девушке руку и сердце. У супругов них родился сын Андрей.
Сына Евгений Павлович просто обожал. Андрей учился довольно средне, Леонова часто вызывали в школу, где ему приходилось краснеть, но сына он практически не наказывал. Вспоминает Андрей Леонов: «За очередную двойку он однажды решил меня наказать. «Отведу, — говорит, — в лес. В лесной интернат». Собрал мои вещи в чемоданчик, взял за руку и повел. Спускаемся по лестнице, и у обоих ноги подкашиваются. Мягким он был. Характера хватило ровно до первого этажа».
… Евгений Леонов ушел из жизни 20 лет назад. Его жена Ванда рассказывала: «В одну секунду его не стало. Приехали врачи, сказали, что это — тромб». Вечером того рокового дня в Ленкоме должен был состояться спектакль «Поминальная молитва» с Леоновым в главной роли. Когда зрителям объявили, что спектакль не состоится из-за смерти актера, ни один не сдал билет. Из храма принесли свечи, и народ весь вечер простоял у театра. На похороны пришли тысячи людей.
По словам близких в жизни актер был спокойным и мягким человеком. Старался всех примирить и обожал приглашать гостей. Был мужественным и одновременно ранимым.
Его легко можно было обидеть неосторожной фразой. Обижаясь, он был похож на большого ребенка, грустного и беззащитного. Подобно многим знаменитым комикам, он заставлял зрителей хохотать до упада, а в жизни часто ходил серьезным и задумчивым. Актер безгранично любил свою работу, в быту и в одежде предпочитал простоту.
«Больше всего в людях я ценю доброту, душевность, — написал он однажды в письме сыну. — Доброта, по‑моему, начало всех начал, отличительный признак человека».
Подготовила Анна АЛЕКСАНДРОВА