Быть первым!
Великого актера уже давно нет с нами, однако его роли, его наследие в кино и театре все также продолжают жить. Олега Ефремова помнят коллеги и помнят простые зрители, благодарные ему за множество кинематографических образов, которые не меркнут с течением лет.
Начало
Будущий актер родился 1 октября 1927 года. Как вспоминают некоторые его друзья и коллеги, о своем детстве Олег Ефремов мог рассказывать буквально часами. Возможно, именно необыкновенная атмосфера арбатских дворов и коммунальной квартиры, в которой рос будущий артист, во многом и предопределила течение его жизни.
Но когда Олегу было двенадцать, его отец отправился на строительство военной железной дороги, которая должна была соединить Воркуту с европейской частью страны. Строили заключенные. Николай Ефремов был при хорошей должности — замначальника планово-финансового отдела лагерей ГУВЖД. В начале лета 1941‑го к нему на каникулы приехали жена и сын Олег. Вернуться в Москву они смогли только в 43‑м, да и то благодаря особым хлопотам Ефремова-старшего — ему нужно было спасать сына.
Жадный до впечатлений, увлекающийся, Олег подружился там не с самыми лучшими из спецконтингента, строившего «железку». Друзья-форточники дали подростку прозвище Лисья Мордочка за худобу и особый склад черепа, проходившего в любую форточку. С этими дружками он выкурил свою первую папиросу и выпил первый стакан — чистый спирт. Впоследствии неумеренное курение и алкогольные возлияния станут для Ефремова не банальной скверной привычкой, а трагедией. И еще, тогда в пьяной драке ему повредили глаз, после операции зрение вернулось, но только частично. Понятно, что угроза потерять сына была слишком очевидной, чтобы семья и дальше оставалась на стройке.
…В театральные круги его ввели тогдашние друзья юности — внук актера Василия Лужского и сын писателя Михаила Булгакова. Вместе они посещали драматический кружок при местном Доме пионеров. Вместе впоследствии отправились поступать во МХАТ. Однако из всей дворовой братии поступить в конечном итоге удалось только одному Ефремову. Он пообещал, что будет стараться и играть за них всех. И, как отмечают некоторые знакомые советского актера, однажды в юности он даже торжественно поклялся служить кино и театру, скрепив данный обет своей собственной кровью.
Данную клятву актер сдержал. Он выкладывался на все сто на занятиях и репетициях, однако этого, к сожалению, оказалось мало для поступления во МХАТ. Диплом актера Ефремов получил, но поступить на работу в знаменитый театр так и не сумел. Данное событие оказалось сильным ударом, однако сдаваться так просто Олег не собирался.
В 1949 году молодой актер поступил на работу в Центральный детский театр, в котором впоследствии работал в течение восьми лет. За эти годы он сумел полюбиться юным зрителям и режиссерам. Более того, в тот период многие называли актера настоящей душой всего театра. Центральные роли Олег Ефремов играл и на театральной сцене. В спектаклях и постановках ему всегда доставались главные роли. И он всегда справлялся с ними просто виртуозно. Как говорят современники, актер мог сыграть Иванушку-дурачка двадцатью разными способами. Не менее живыми и колоритными получались в исполнении актера и другие герои. Заработав авторитет и накопив бесценный опыт, Олег Ефремов начал работать в ЦДТ уже режиссером. Однако в этом качестве оставался недолго. Уже спустя год он покинул прежнее место работы и организовал свой собственный театр — театр «Современник».
Феномен
Новый проект Ефремова был построен на принципах классического театрального искусства, которые когда-то были заложены самим Станиславским. Возможно, именно поэтому сразу после своего открытия театр «Современник» стал настолько успешен. На местных подмостках блистали многие друзья и единомышленники Ефремова — Олег Табаков, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и некоторые другие прославленные деятели искусства СССР. Сам же Олег Николаевич работал в театре актером и режиссером-постановщиком. В этом качестве он стал известен во всей Москве. В театральных кругах и вовсе вскоре стал поистине легендарной личностью. Упрочили славу актера и многие успешные работы в кино. В качестве киноактера Ефремов дебютировал еще 1955‑м, однако настоящую популярность приобрел несколько позже. Любовь и признательность зрителей принесли ему картины «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля», «Гори, гори, моя звезда» и некоторые другие. За свои многочисленные роли в кино и театре в 1967‑м актер получил звание «Заслуженный деятель искусств СССР», а двумя годами позже — звание «Народный артист РСФСР». Стоит отметить, что в дальнейшем в послужном списке актера будет еще множество наград. Орден Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, орден Дружбы, многочисленные государственные премии СССР и, конечно же, звание «Народный артист СССР». Однако главной наградой для Олега Николаевича была любовь простых зрителей. Видя успехи театра «Современник», в 1970‑м «старики» МХАТа предложили Ефремову возглавить также Московский художественный театр. Отказаться от такого предложения Олег Николаевич просто не мог. Ведь именно ему выпала честь взяться за штурвал тонущего судна.
За двадцать шесть лет, проведенных в качестве режиссера и актера МХАТа, Олег Ефремов сумел вернуть его на прежнюю высоту. Некогда легендарная сцена снова ожила и задышала полной грудью. Во время работы в театре актером было поставлено много ярких и примечательных спектаклей, каждый из которых стал настоящим шедевром театрального искусства. Зрители любили постановки Ефремова, и в эти годы вся жизнь театра была плотно завязана именно на нем.
Ах, эти женщины…
Он любил женщин, и они любили его. Его взгляд и улыбка сводили слабый пол с ума. Скольких женщин любил в своей жизни Ефремов, не знает никто. О его личной жизни ходило огромное количество легенд. Первой официальной женой Олега Николаевича стала актриса Лилия Толмачева. Они вместе снимались в картине «Строится мост».
Говорят, что Ефремов безумно любил Нину Дорошину, с которой познакомился на съемках ленты «Первый эшелон». Актриса по сей день вспоминает Олега Николаевича.
Олег Ефремов был одним из лучших актеров советского кино, снимался в фильмах: «Берегись автомобиля», «Айболит-66», «Три тополя на Плющихе», «Здравствуй и прощай», «Дни хирурга Мишкина»… Олег Николаевич сыграл около 90 ролей в кино, 50 — в театре, поставил как режиссер почти 70 спектаклей.
По слухам, не устояла перед обаянием Ефремова и Галина Волчек. Именно она познакомила его с Ириной Мазурук, дочерью известного полярного летчика, Героя Советского Союза Ильи Мазурука. Ирина и Ефремов прожили три года, но так и не расписались. У них появилась на свет дочь Анастасия. Потом, через много‑много лет, она признается, что маме с отцом жилось очень нелегко и что однажды она даже пыталась покончит с собой. Последней официальной супругой Олега Николаевича была актриса Алла Покровская. Многие утверждают, что этот брак стал для Ефремова самым счастливым, однако так же распался.
В последние свои дни он очень просил, чтобы к нему пришла Алла Покровская — его ученица и последняя жена, мать Михаила. Ему не хватало «того поколения» из «Современника», с которым прошла его молодость.
«Сирано де Бержерак»
Главреж умирает — кто станет преемником? А еще несколько судебных процессов — с актерами и собственным сыном, которого Ефремову пришлось уволить после безобразной пьяной выходки по отношению к служащему. И скандальный развод с Татьяной Дорониной еще не был забыт, и несколько премьер на выходе…
Последнее детище Ефремова — «Сирано де Бержерак». На репетиции его уже привозили, усаживали в кресло, подключали аппарат, позволяющий съеденным эмфиземой легким дышать, и он репетировал. Почему именно «Сирано»? Не случайно. Он говорил, что это пьеса о «какой-то идеальной любви и какой-то идеальной, к какой надо стремиться, жизни». Он подводил итоги своей непростой, грешной, яростной жизни и не хотел мириться с тем, что все уже в прошлом. В одном из последних интервью он скажет: «Моя обывательская философия такая: нам дана радость жизни, дана жизнь, которая, конечно, кончится когда-то. Но как мы должны отплатить за этот подарок — жизнь? Надо совершенствовать себя через то, что ты делаешь, тогда это как-то соединяется с моралью Христовой. Вот вы говорите: «Ну вы же так много сделали». Да, может, сделал. Но мне надо что-то еще, обязательно, понимаете?» Понимали, видели, восхищались. «Олег Николаевич был болен, как простой смертный человек, а как вместилище духа — он был здоров не хуже, чем боевой танк», — написала позднее драматург Людмила Петрушевская об этом времени.
* * *
Олег Ефремов умер в 2000 году. После себя великий мэтр театральной сцены оставил множество ярких работ, каждая из которых была по-своему бесценна. Стоит отметить, что продолжателями дела великого мэтра стали и его дети, и внуки.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА