За годы своей творческой карьеры Андрей Мягков сыграл около 50 ролей в кино. Дебют будущего народного артиста состоялся в картине «Похождения зубного врача» режиссера Элема Климова. И, кстати, роль именно в ней в своих немногочисленных интервью Мягков вспоминает чаще всего и признается, что это единственная картина с его участием, которую актер может посмотреть с начала и до конца.
«Совершенно случайно наткнулся в телевизоре на «Похождения зубного врача», а это первый мой фильм, и столько у меня в памяти — и как он снимался, и как было трудно, а порой абсолютно непреодолимо… Ну и потом, Климов, конечно, замечательный человек: вот эту картину я от начала до конца посмотрел», — рассказывал в одном из своих интервью Андрей Васильевич.
Второй яркой ролью актер обязан режиссеру Андрею Пырьеву. Тогда Мягков еще не подозревал, что «Братьев Карамазовых», где актер сыграл Алешу, в 1969 году выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Но по-настоящему популярным Мягкова сделал другой режиссер. Ведь, как говорят, для любого артиста важно встретить «своего» режиссера. Для Андрея Мягкова таким стал Эльдар Рязанов. Именно он открыл миру все богатство его творческого потенциала. «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж» и, наконец, «Жестокий романс».
Андрей Васильевич Мягков родился 8 июля 1938 года в Ленинграде, в профессорской семье. В школьные годы он любил точные науки. Но в старших классах увлекся занятиями в драматическом кружке, с успехом сыграл в ученических спектаклях главные роли. На какое-то время точные науки взяли верх: после школы Андрей поступил в Ленинградский химико-технологический институт, по окончании которого трудился в НИИ пластических масс. Но однажды в Ленинград в поисках талантов приехали преподаватели школы-студии МХАТ, Мягков решил им показаться и без проблем прошел три отборочных тура. Так он навсегда связал свою жизнь с творчеством.
Герой советского кино
Фильм буквально завоевал страну. Он так полюбился зрителям, что его повторили через месяц, — такое на советском телевидении случалось редко. После этого Мягкова стали узнавать буквально все. «Ирония судьбы» превратилась в тот фильм, без которого не проходит ни один Новый год. Мы знаем наизусть почти все цитаты из фильма: «Где мой пиджак? Пиджак где? Где я его повесил, серый в елочку, из Мосторга… Во-о-от он, мой пиджачок…», «О Господи! Хоть бы я улетел в какой-нибудь другой город!», «Ипполит, ну какой вы тупой!», «Значит, Галечка сейчас в Москве, а я на полу в Ленинграде», «Это вот не рыба, не заливная рыба… хрену к ней не хватает» и прочие.
Роль Жени Лукашина из «Иронии судьбы» сделала Мягкова знаменитым. Однако сам актер своего персонажа недолюбливал. «Ну какой это герой? — говорил он. — Сделал девушке предложение, а спустя несколько часов бросил ее и влюбился в другую. Разве это красивый поступок? Он ведь и сам несчастный человек, который не может устроиться в жизни, и других делает несчастными».
Естественно, на гастролях в каждом без исключения городе поклонники в обязательном порядке предлагали Мягкову выпить и попариться в бане. Что доводило Андрея Васильевича до крайнего раздражения. Он не терпел такого панибратства, не любил ходить в баню и не злоупотреблял алкоголем.
Вдобавок миллионы женщин СССР были влюблены в обаятельного недотепу Лукашина и, путая образ с самим актером, засыпали Мягкова любовными письмами. Такое внимание женского пола артиста даже пугало, и он на прогулку выходил в черных очках, надвинутой на брови шляпе и завернувшись в плащ.
А вот съемки в «Жестоком романсе» чуть не лишили Мягкова жизни. Как вспоминала в одном из своих интервью актриса Лариса Гузеева, сцена предполагалась несложная. Карандышев (Мягков), узнав, что его невеста уехала на «Ласточку», нанимает лодку и отправляется следом. По сценарию на фоне лодки с Мягковым должен был проплыть буксир «Самара». Первый дубль вышел невыразительным, лодка и буксир прошли друг от друга слишком далеко. А вот второй едва не поставил на съемках картины крест. Андрея попросили подплыть поближе к судну, а капитану дали указание от лодки не отдаляться. Актер взялся за весла и с командой «Мотор!» принялся яростно грести в сторону «Самары», но поскольку сидел спиной к ней, не видел, что происходит сзади. Огромные, трехметровые чугунные лопасти образовали сильное течение, вроде водяного вихря, засасывающего под пароход все. Лодка с Мягковым за считанные секунды исчезла с поверхности воды. Через какое-то время на поверхность стали всплывать щепки, доски, сломанное весло. И вдруг в нескольких метрах от «Самары» вынырнул сам «потерпевший». Первым его заметил местный мальчишка, который закричал: «Смотри, а дядя-то лысый!» — в воде с актера слетел парик. На удивление на артисте не оказалось ни одной царапины. Окоченевшего героя (вода была не больше 10 градусов) быстро переодели и отправили отогреваться на другой корабль, где был горячий душ.
С тех пор Андрей Мягков справляет два дня рождения: один — когда появился на свет, второй — 20 сентября, когда чудом спасся.
Параллельно с кинематографом развивалась и театральная карьера Андрея Мягкова. На сцене МХАТа он сыграл в таких спектаклях, как: «Утиная охота» (Зилов), «Перламутровая Зинаида» (Аладьин), «Горе от ума» (Репетилов), «Борис Годунов» (Михаил), «Привидения» (Пастор Мандерс), «Мишин юбилей» (Валерий). Но особый успех Мягкову принесли чеховские постановки: Треплев в знаменитой «Чайке», Войницкий в «Дяде Ване», Кулыгин в «Трех сестрах».
Всегда порядочен и тактичен
Следующим в галерее рязановских персонажей Мягкова стал Анатолий Евремович Новосельцев в лирической комедии «Служебный роман». Перед зрителями предстал типичный, среднестатистический служащий, каких вокруг миллионы. Его обходят по службе, на него не обращают внимания женщины, — классический пример неудачника. И только неожиданная любовь мгновенно изменяет его, превращая в «рыцаря без страха и упрека».
Затем был научный сотрудник Семен Александрович Хвостов, волей случая оставшийся без гаража (комедия «Гараж»). Простудившись, он теряет голос, в результате чего не может на собрании защитить себя словесно. Тем не менее, он активно проявляет себя: ложится на стол, сжигает протоколы, размахивает руками, пишет плакаты.
Много и разнообразно снимался Андрей Мягков в картинах других режиссеров. И пусть эти работы не столь популярны, как рязановские, но они также оставили важный след в отечественном кинематографе. Это и полковник Алексей Васильевич Турбин в фильме Владимира Басова «Дни Турбинных», и детский кардиохирург Юрий Андреевич в картине Тимура Золоева «Отпуск, который не состоялся», и заведующий отделением Лев Сергеевич Нечаев в фильме Аиды Манасаровой «Утренний обход», и директор школы Петр Семенович в школьной ленте Радомира Василевского «4:0 в пользу Танечки». Всех этих персонажей отличает высокая нравственность, порядочность, тактичность.
Семья навсегда
Партнерами Мягкова были такие признанные красавицы, как Барбара Брыльска и Лариса Гузеева. Это породило мифы о том, что между звездными актрисами и Андреем Васильевичем возникали не только служебные отношения.
Однако знающие люди утверждают, что Мягков однолюб и уже почти 50 лет хранит верность Анастасии Вознесенской, своей однокурснице. Они поженились на втором курсе школы-студии МХАТ.
Поначалу она как актриса была гораздо популярнее своего мужа. Славу ей принесла роль разведчицы Ани в фильме «Майор Вихрь». Но массовому зрителю Вознесенская больше известна по роли Анны Кушаковой, директора рынка из кинофильма «Гараж».
Сам Мягков говорил: «Любить много женщин не сложно. Трудно всю жизнь любить одну».
Анастасия Вознесенская была первой красавицей на курсе и имела богатый выбор поклонников, но всем им предпочла Андрея. Она уже тогда была успешной актрисой и после приглашения в театр «Современник» выдвинула условие, чтобы приглашение получил и Мягков, который к тому времени уже стал ее мужем. В «Современнике» супруги проработали двенадцать лет. Они старались не расставаться нигде — вместе ушли из «Современника», поступили во МХАТ. Даже в кино Андрей Васильевич стремился попасть в те фильмы, в которых снималась жена. На гастролях Мягков и Вознесенская тоже предпочитали проводить время вдвоем. Все поражались тому, с какой нежностью Андрей Васильевич ухаживал за своей женой.
Супруга Андрея Мягкова с ним вместе уже больше полувека, и за такой срок были, конечно, и трудности, которые они преодолевали вместе.
По признанию коллег, Мягков и Вознесенская мало общаются с окружающими. Им никто не нужен, им хорошо вместе. Несколько лет назад актер оказался на грани жизни и смерти, и тогда Вознесенская пошла по всем инстанциям и добилась того, чтобы мужу сделали операцию на сердце, которая спасла ему жизнь.
«Тут нет секрета. Надо любить, — говорит Андрей Мягков. — Надо, чтобы было искреннее желание сделать для человека что-то приятное. Надо, чтобы не виделось возможности существовать без этого человека. Вот и все. Больше ничего не нужно. И тогда будет семья навсегда».
Подготовила Анна АЛЕКСАНДРОВА