"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Чаплин в юбке

Надежда Васильевна родилась 9 сентября 1930 года в селе Потапово Смоленской области в семье Румянцевых — домохозяйки Ольги и проводника поезда Василия, у которых к тому времени уже подрастал сын Володя. Вскоре после рождения дочери Румянцевы перебрались в подмосковный поселок Жаворонки.
С детства Надежда была очень озорной, за что в школе получила прозвище Артистка. Окончив школу с золотой медалью, решила поступать в школу-студию при Центральном детском театре в Москве. На вступительном экзамене будущая актриса прочитала монолог Фамусова, стоя перед игравшим Фамусова в ЦДТ Вороновым, поступила, затем училась в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС), а через несколько лет вслед за своим педагогом Ольгой Пыжовой, перешедшей преподавать во ВГИК, перевелась в институт кинематографии.
Старт
 В итоге Надежда Румянцева получила диплом Всесоюзного государственного института кинематографии. В это время она была уже состоявшейся актрисой в амплуа «травести». Много лет девушка работала в Центральном Детском театра и уже состоялась в кино.
Дебютировала Надежда Румянцева на экране в роли Маруси Родниковой в киноверсии повести «Навстречу жизни». А потом она сыграла еще в двух картинах, это «Алеша Птицын вырабатывает характер» Алексея Граника и «Морской охотник». К слову, во время работы над последним фильмом ей было уже 24 года, а играла она десятилетнюю девочку.
После ВГИКА все начинающие актеры отправились работать на Мосфильм. Туда их зачисляли сразу штатными единицами, руководство же отправляло их на съемки разных картин. А вот талант Румянцевой оказался значительно шире штатного расписания Мосфильма. Удивительное обаяние актрисы, чувство юмора, а также неповторимая искренность требовали исключительных ролей. И как только во главе Мосфильма встал Иван Пырьев, то он тут же распорядился для Надежды Румянцевой написать отдельный сценарий.
Чудо с косичками
 Популярность пришла к Надежде Румянцевой после участия в комедийных лентах Юрия Чулюкина. Первой картиной стали «Неподдающиеся». Актрисе досталась роль комсомолки, передовицы производства Нади Берестовой, которая взяла на себя задачу перевоспитать двух отъявленных прогульщиков и лентяев.
На волне успеха этой картины Чулюкин принялся снимать вторую комедию, куда также была приглашена Надежда Румянцева. В фильме «Девчата» девушка стала бывшей детдомовкой Тосей Кислициной, которая попала в качестве поварихи в тайгу в леспромхоз и влюбилась в завидного лесоруба Илью Ковригина (его сыграл Николай Рыбников). На роль Тоси пробовалась, кстати, супруга Чулюкина, непревзойденная Наталья Кустинская. Однако режиссер смог побороть личные пристрастия и утвердил на роль актрису, которая подходила больше всего, а именно Румянцеву.
Съемки картины проходили на Северном Урале, в Пермском крае. А также в Ялте, где в конце вместо снега на землю «выпала» соль. Там же посадили примерно 300 деревьев и построили поселок «Леспромхоз». И специально для своей роли Надежда Румянцева продумала наряд: ей по заказу сшили легкое пальто без подкладки, а вот шапку актриса позаимствовала у своего племянника.
Чулюкинские «Девчата» оказались не менее успешные, чем александровские «Веселые ребята». А образ Тоси стал визитной карточкой Румянцевой. Актриса получила прозвище «Чаплин в юбке». После выхода фильма Надежду заметили даже в Голливуде.
А в 1962 году на международном кинофестивале в Аргентине она получила приз за лучшую женскую роль в этом фильме. Зрители кричали ей «Вива, Румянцева» и просили актрису оставить автограф на манжете рубашки, а жюри искренне удивлялось: оказывается, русские могут снимать кино не только о войне.
Надежда Румянцева вышла получать приз вместе с Полом Ньюменом (лучшая мужская роль в ленте «Мошенник»), в которого давно была влюблена, да и голливудский красавец тоже поддался очарованию советского «чуда с косичками».
Успех Надежды Васильевны был оглушительным. Её узнавали на улицах, а в общественном транспорте в час пик все поднимались и уступали места, как будто она могла занять сразу несколько. На рынке продукты отдавали даром!
 После «Девчат» актриса продолжала активно сниматься. Она, кроме всего прочего, сыграла в таких известных картинах, как «Крепкий орешек», «Женитьба Бальзаминова», «Королева бензоколонки». В последней ленте Румянцева сыграла заправщицу бензоколонки Людмилу Добрыйвечер, которая мечтала о большой сцене. И после этого все маленькие зрительницы всерьез поверили, что смогут стать настоящими кинозвездами.
 Личная жизнь
И вдруг она исчезает… Присланные сценарии пылятся в почтовом ящике, телефон предательски молчит. Почти десять лет об актрисе никто ничего не слышал. Кто-то говорил, что Румянцева спилась, кто-то — что её посадили за валютные махинации, кто-то вообще заявлял, что «чудо с косичками» сбежало в Америку. Однако все было гораздо прозаичнее. Надежда Румянцева стала едва ли не единственной актрисой, которая предпочла карьере семью и всегда следовала за мужем, даже если в стране их пребывания шла война.
Ее муж Вилик Хштоян работал в Министерстве внешней торговли, прошел все ступени роста и стал торгпредом. В итоге его отправили на работу в Египет, потом в Малайзию, а вместе с ним по странам ездила и Румянцева.
За глаза эту пару называли «два голубя мира»: он — перспективный работник Министерства внешней торговли. Она — актриса, чье имя в то время было у всех на устах. Этого было достаточно, чтобы в министерстве, отправляя Вилика торговым представителем СССР в Египет, а потом в Малайзию, крутили у виска: «Румянцева?! Да она в жизни с тобой туда не поедет!»
—Вначале все удивлялись, что Надя поехала со мной так далеко, — вспоминал Вилик Вартанович (с тех пор главная роль Надежды Румянцевой — жена дипломата. — Ред.).
— Потом ждали, когда она сбежит оттуда. А Надя, мало того, что не сбежала, даже на войну ко мне сумела прорваться. И как это БЫЛО: накануне боевых действий в Египте всех жен советских работников эвакуировали домой. Надя приехала в Москву, пошла в министерство и с порога заявила: «Мне надо обратно к мужу!» Ее не пускали. Но она была так настойчива, что в итоге замминистра позвонила в ЦК со словами: «Давайте выпустим Румянцеву, мы от нее устали!» Надя мигом добралась до Одессы. Там один капитан-армянин отгружал товар. И взял ее на борт. Она поплыла в Египет на крохотном судне! Капитан телеграфирует: «Надя едет. Встречай!» Судно штормило, бросало вниз и наверх, но она доплыла. Неугомонная женщина, она в кино играла саму себя! Через некоторое время ее примеру последовали другие жены моих коллег.
Все годы замужества, все 40 лет, каждый день Надежда слышала от супруга Вили Хштояна, что любима…
 Рабыня Изаура
 В профессию Надежда вернулась только в середине 70‑х годов. Она снялась в картине «Ау-у». Ну а потом она появлялась лишь в эпизодических ролях, среди лент с ее участие «Несовершеннолетние», «ЧП районного масштаба», «Женатый холостяк», «Стервятники на дорогах».
Тем не менее актриса была в числе тех актрис, которые были любимы миллионами зрителей. И, кроме кино, девушка отдавала себя мультипликации. Голосом Румянцевой говорит множество любимых и родных персонажей.
И еще Румянцева показала себя в одном качестве. Она дублировала иностранные телесериалы, которые посыпались в 90‑е годы на российские экраны. Старт дала всем известная «Рабыня Изаура». А самая масштабная картина — телесериал «Твин Пикс». Там Надежда озвучила абсолютно все роли, начиная от Люси и заканчивая Одри.
Ей, безусловно, предлагали роли. Но Надежда Васильевна отказывалась. «Вы не поверите: во всех предложенных мне сценариях обязательно льется кровь, кто-то кого-то убивает… А я такие не могу, — жаловалась Румянцева. — Актер должен нести людям свет, добро, надежду и любовь. Если этого нет, зачем такое кино?»
Одной из последних картин Румянцевой стала комедия «Чудная долина». Надежда Васильевна сыграла улыбчивую узбекскую бабушку Айшу, которая до конца жизни любила погибшего мужа и верила, что его душа переселилась в барана.
«Для меня это было интересно, у меня и партнер хороший был — Миша Козаков. Картина поэтичная, романтичная, и в то же время мы, пожилое поколение, были комедийной парой. Я, как Аль Капоне, глава семьи в своем клане, потому что муж моей героини погиб. Она одна подняла детей, выросли внуки, но именно ее слово — закон. Я хочу, чтобы люди смотрели картины такого плана — это бальзам на душу, они дают какую-то веру и какое-то собственное утверждение в этой жизни», — вспоминала она.
***
Не стало Надежды 8 апреля 2008 года. Она умерла в московской клинике в возрасте 77 лет. Всю последнюю неделю с ней рядом был супруг. По его словам, у Надежды была опухоль мозга, о которой она узнала за полтора года до смерти. Актриса похоронена в Москве на Ваганьковском Армянском кладбище.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА