Черно-белое очарование
Необычный, во-первых, тем, что это был творческий вечер молодого композитора — студентки IV курса В. Ибрямовой-Сиворакши (класс профессора Владимира Птушкина). Как правило, творческие вечера устраивают маститые композиторы, молодежь же участвует в конкурсах, фестивалях, концертах с одним-двумя произведениями. Во-вторых, весь концерт представлял собой большую премьеру. И, наконец, третья особенность мероприятия заключалась в необычном антураже, сопровождающем концерт серьезной музыки: в зале было темно, а перед сценой стоял тускло освещенный стол, заваленный различными предметами. Обращал на себя внимание туфель, высокий каблук которого был эффектно зацеплен за какой- то то ли кувшинчик, то ли вазочку. В общем, все предвещало перфоманс…
Прежде, чем рассказать о концерте, начнем с небольших пояснений, связанных с понятием «новая музыка». Подчеркнем, что новая музыка — это не джаз, не рок, не эстрада и, конечно же, не попса. Это, в общем-то, серьезная «классическая» музыка, но отличающаяся от нее новыми средствами выражения, новым языком, новым музыкальным мышлением, новыми жанровыми формами.
Прозвучали «Инерции» для скрипки (Дарья Чистякова), «Банальности» для фортепиано (в авторском исполнении), «Иллюзии» для скрипки и фортепиано, музыкальные «Линии Ивана Карабица» для флейты (Анна Дарманская) и фортепиано. За «Линиями» следовал «Эффект периметра» для саксофона-альта (Евгений Балабанов) и фортепиано, навеянный стихотворением И. Бродского «Вид с холма»… Вера не относится к тем композиторам, которые считают, что о музыке не нужно говорить. Перед каждым произведением она рассказывала о своем замысле, что помогало слушателям настроиться на восприятие, даже не столько восприятие, сколько состояние, которое можно назвать сотворчеством или хотя бы активным сопереживанием. Музыкальный язык В. Ибрямовой строится на контрастах. «Люблю играть с противоположностями», призналась Вера слушателям. Самая главная противоположность в художественном мире Ибрямовой — противоположность Белого и Черного. Но это не симметричная противоположность, белого все же больше. «Белое в Черном, которое стремится вырваться из Черного», так трактует современный мир молодой композитор.
Кульминацией концерта стал дидактический перфоманс «Хлам», задача которого заключалась в напоминании человеку о правильных жизненных приоритетах: духовное — на первом месте; уют, комфорт, роскошь, вещи как таковые — на периферии жизни.
Вокальная партия, символизирующая человеческую душу, звучала в сопровождении двух роялей (на помощь к Вере пришел лауреат международных конкурсов, тоже четверокурсник Максим Шадько), на фоне музыки Анна Дарманская ровно, монотонно и как-то «запредельно» называла предметы (стол, ручка, диван, самолет…). Резкие диссонантные звуки роялей звучали мощно и враждебно по отношению к одинокому, робкому вокальному голосу, возникающему на вибрато нижней губы (очень редкий и необычный прием звукоизвлечения). Казалось, рояли и падающие, словно камни, слова «забьют» робкий голос Души. Но нет… Голос становился все крепче, и слова-камни стали намного тише, но зловещие рояли не давали голосу зазвучать в полную силу. Как только голос ослабевал, слова-камни падали и ранили душу, имея еще и визуальное подкрепление предметами на столе. Иногда казалось, что Душа совсем ослабла и окончательно подчинилась силе обстоятельств. Но каждый раз она находила силы зазвучать и устремиться ввысь, оставив где-то внизу бренные предметы. И вновь злые силы заглушали Душу. Но, как и в каждой доброй сказке, в музыкальной сказке-притче В. Ибрямовой-Сиворакши победило Добро: слова-камни исчезли вообще, голос Души разлился по залу прекрасной, чистой, нежной мелодией, а рояли из страшных монстров превратились в друзей, аккомпанементом оттеняя и подчеркивая движения Духовного чувства.
Шквал аплодисментов подтвердил, что люди, пришедшие на концерт, поняли авторский замысел и безоговорочно приняли его. Зал не отпускал полюбившегося композитора. На бис Вера спела народную колыбельную «Пішла киця по воду та й впала у криницю».
Выходя из зала, слушатели восторженно произносили: «Здорово!», «Красиво!», «Необычно!», «Еще приду!», «Оригинально!», «Современно!», «Талантливо!», «Это успех!».
«Это замечательно, что наши студенты умеют правильно расставить жизненные приоритеты. Общество потребления не должно разрушить Духовность. Почаще приходите к нам», — пригласила присутствовавшая на концерте ректор ХНУИ Татьяна Веркина.
«Вера — очень талантливый и совершенно самостоятельный человек. Я лишь немного помогаю ей советами, но не направляю. У нее свой путь. Она написала монооперу по «Кроткой» Ф. Достоевского для баритона, причем и либретто написала сама. Произведение очень талантливое. Но будет ли оно исполнено? Не знаю. Оно слишком сложное для вокалиста», — рассказал заведующий кафедрой композиции профессор Владимир Птушкин.
Вера Ибрямова-Сиворакша (выпускница Черниговского музыкального училища по классу фортепиано, приехавшая учиться композиции в Харьков) — начинающая, но уже серьезно заявившая о себе композитор. Она лауреат IV Международного музыкального конкурса молодых композиторов памяти Ивана Карабица, автор музыки к спектаклю «Тихая вспышка нежности» М. Лукашова (по мотивам новеллы Ф. Достоевского «Кроткая»), премьера которого состоялась 7 апреля 2014 г. в Киево-Могилянском театральном центре «Пасiка».