Черный и белый Мефистофели Степана Пасечника
Все, кто знают Степана Пасечника по сцене или кино, согласятся, что его ипостаси кратны двум: он актер и режиссер; имеет два специальных образования; создает спектакли и играет в академическом театре им. Т. Шевченко и одновременно — в своем авторском негосударственном украинском Театре «P. S.».
В режиссерском и актерском багаже С. Пасечника уже около ста спектаклей и ролей. Недавний режиссерский рекорд — семь постановок в трех театрах Харькова за один сезон. Очевидно, что С. Пасечнику есть, что сказать своими спектаклями! Однако среди них — тех, что идут на сцене на протяжении десятилетия, или совсем новых работ, — есть особенный в судьбе С. Пасечника спектакль — «Курносый Мефистофель» по роману любимого им без преувеличения с детства В. Винниченко. «Записки из подсознания» — так назвал режиссер свою работу на малой сцене театра им. Т. Шевченко «Березіль». И сам же создал в нем ипостась «черного» Мефистофеля — одну из своих лучших ролей последнего десятилетия. Мефистофель — адвокат Михайлюк идеально раскрывает сценическое обаяние С. Пасечника. Он и герой-неврастеник, и персонаж символистического театра; он и жертва, и палач одновременно; и циник, и мучимый сомнениями и угрызениями совести интеллигент; он и инфернальный «дирижер», по мановению рук которого повинуются судьбы других, и пешка в руках слепого рока… Спектакль привлекает таинством театра и бытия, которые сошлись тут, как никогда, близко. Откуда приходит и куда уходит любовь? До какой степени может стать похожей на дурной театр жизнь с нелюбимым человеком? Как отличить беду от счастья?
Кроме того, уже более десяти лет Степан также является педагогом — сегодня уже доцент кафедры мастерства актера и режиссуры театра анимации ХНУИ им. И. Котляревского. Работы С. Пасечника со студентами зарождаются, как таинство, он дает будущим актерам полную свободу выбора, открывая массу оригинальных, не «затасканных» на наших профессиональных сценах пьес. В период, когда режиссер возглавлял театр им. Т. Шевченко, его загруженность в театре оставляла ему для студентов только ночные часы. Да и потом случалось мне видеть его «технические прогоны» готовящейся премьеры в Рождество или Старый Новый год. Так жить и творить может только действительно одержимый искусством театра человек! И именно так родились его «Таня-Таня» Т. Мухиной, «Альбом. Ван Гог», «Бойня» С. Мрожека, «Весна, яка схожа на осінь» О. Гринива, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Калека с острова Инишмаан» М. Мак Донаха и другие. «Бойня», «Весна…», «Калека…» тут же стали лауреатами всеукраинских фестивалей. Помню приятное удивление члена жюри фестиваля «Добрый театр», столичного доктора искусствоведения Анны Веселовской после просмотра «Весны…»: «Привозите в Киев, мы ведь и не знаем, что у вас такой высокий уровень подготовки актеров для современного театра!». Помню и другое — нескрываемые слезы катарсиса и благодарности международного театрального эксперта и координатора европейских фестивалей Нины Мазур, ее слова восхищения режисеру и актеру С. Пасечнику на поклоне спектакля «Сойчине крило» по И. Франко в Театре «P. S.».
Оглядываясь на более чем десятилетие существования в городе этого авторского театра, скажу, что его коллектив переживал разное: проблемы с помещением, кадровые утраты, «мерзлоту» зимой и духоту летом (их стоически переносили самые преданные театру зрители и сами «действующие лица и исполнители»). И в том, что сегодня по крайней мере «коммунальные» треволнения — позади, а у театра есть уверенное будущее, обеспеченное любовью и доверием своих зрителей (на спектаклях аншлаги, и билеты раскупаются на месяц вперед), — заслуга команды Театра «P. S.» и самого С. Пасечника, который ни недели не позволяет себе отдохнуть от театра: во всем его (в случае Степана точнее будет сказать «их» — театров!) многообразии — от ремонта, репетиций, читок до вечерних и утренних спектаклей.
Однозначно могу сказать, что пока досадно недовостребована ипостась киноактера С. Пасечника. Он снялся почти во всех фильмах харьковского кинорежиссера Игоря Парфенова: в драмах с «гринписовским» посланием человечеству играл сложных, умных мерзавцев; в философском фэнтези — инквизитора. Но лично мне кажется, что именно в фильме «Исповедь Дьявола», который стал лауреатом Первого кинофестиваля «Харьковская сирень», Степану удалось поверх барьеров сценария и режиссуры жестко по сути, но смешно и обаятельно по тону высказать свое, наболевшее, о том, как оно — живется режиссеру в мире под названием психушка.
Режиссер с откровенно интровертной природой С. Пасечник исповедует тип театра, в котором высказывание идет не «от миллионов», а от самого себя — к зрителю. Ему ближе камерный формат сценического пространства и зрительного зала, где лучше «акустика» мыслей и тонов сердца. Хотя в недавнем прошлом у Пасечника и заметные постановки на главной сцене театра им. Т. Шевченко — мелодрама «Л. Ю. Ч. Е.» по пьесе, открытой им харьковчанам Л. Черняускайте, и «Санта Клаус — подлец!» по черным комедиям сразу пятерых французских авторов. Абсолютно разные спектакли доказали возможности С. Пасечника и в «большом стиле». В 2012 году театр именно С. Пасечнику доверил постановку театрализованного реквиема по режиссеру-основателю «Березіля» Лесю Курбасу (по случаю 125-летия со дня его рождения). Отмеченный высокими киевскими гостями спектакль вскоре был показан на гастролях в Киевском национальном театре им. И. Франко. Отмечу, что «Вітри «Березоля» стали уже третьей работой С. Пасечника по мотивам жизни и судьбы Леся Курбаса. Он создал действо поистине магнетизирующее энергией мысли и скорби. Труппа шевченковцев поделилась в тот вечер на «друзей, учеников» и «врагов, гонителей» Курбаса; четверо актеров-«Курбасов» со своей сегодняшней интонацией транслировали важные мысли режиссера-реформатора о театре, а где-то высоко над ними, будто в иной плоскости бытия, С. Пасечник раскрывал трагедию мастера в социуме иносказательно — через поэзию Л. Костенко и Э.-М. Рильке. В этом спектакле, как никогда, столкнулись две энергии художника — убеждающего с первого слова или жеста сценического лидера-актера и режиссера на исповеди души.
К своему пятидесятилетию Степан Пасечник представил на суд харьковчан весь спектр театральных жанров. Текущий сезон Театра «P. S.» открыла умопомрачительная, но с умом и сердцем комедия «Ужин для дурака», в которой Степан не только режиссер, но и мастерский исполнитель сразу двух ролей, о чем зрители подчас так до конца вечера и не догадываются. Новогодним подарком детям и их родителям стала премьера сказки «Честное слово Дракончика Апчхи» в постановке Пасечника. Ну а на сцене театра им. Т. Шевченко им полным ходом репетируется «Танго» абсурдиста С. Мрожека. Премьера уже в марте!