"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Цирковая столица Украины

Еще в XVIII веке в Харькове устраивались уличные выступления с участием фокусников, шутов и дрессированных медведей. А в начале XIX века в городе было уже шесть трупп бродячих комедиантов. Им разрешалось выступать на базарных площадях — Рыбной (ныне — улица Кооперативная), Мироносицкой (сквер Победы) и Михайловской (площадь Героев Небесной Cотни).
Герой рассказов Куприна
В середине XIX в. на цирковые представления обратило внимание богатое сословие, что повлекло за собой строительство первых стационарных цирков. Так, в 1862 году в Харькове на Московской улице был построен первый стационарный деревянный цирк. Он принадлежал прусскому подданному Вильгельму Суру, герою рассказов Куприна. Спустя пять лет бревенчатую постройку обнесли кирпичной стеной, укрыли парусиной. В 100 метрах от здания устроили специальные печи, тепло из которых переходило по трубам в помещение, где располагались зрители. Это позволило проводить выступления поздней осенью и даже зимой.
Вильгельм не только построил цирк, но и стал основателем династии Сур, с которой связана масса легенд. Дочь Вильгельма Ольгу называли «главной красой и очарованием цирка папаши Сур». В цирковую красавицу был влюблен писатель Александр Куприн, сделавший ее прототипом героинь как минимум двух рассказов — «Ольга Сур» и «Легче воздуха». Согласно легенде писатель сватался к актрисе, но получил отказ.
«Без привычного вам праздничного блеска цирковой мишуры, без ореола романтики и риска ваша влюбленность очень скоро поблекнет и увянет, как сорванный цветок. А я просто не смогу жить без цирка», — ответила актриса и вскоре вышла замуж за знаменитого в позапрошлом веке атлета, борца и наездника грека Александра Лапиадо, который, впрочем, имел настоящую отнюдь не греческую фамилию Королев.
В 1868 году недалеко от цирка Сура в Харькове появился ещё один деревянный цирк. Его владелец Жозеф Дерсен был директором московского цирка. Этот цирк Дерсена стал знаменит после того, как однажды ровно половина вырученной от представлений суммы была направлена пострадавшим от большого пожара 12 августа 1868 года. Кроме того, был построен еще ряд деревянных цирков итальянцем Эрнестом Чинизелли, французом Готфруа, немцем Иоганном Фрицем. Они располагались в разных частях города, работали постоянно, но их часто разбирали, да и пожары случались нередко. В Харькове выступали труппы Велле, братьев Годфруа, Альберта Саламонского, братьев Никитиных, Гаэтано Чинизелли.
«Старый цирк»

Все деревянные цирки были основаны самими цирковыми артистами. В начале XX века, когда цирки стали привычным развлечением публики и приносили стабильный доход, за дело взялись предприниматели. Первым был Генрих Грикке, сколотивший состояние на оранжерейном деле. Он построил первый каменный цирк в 1906 году по проекту В. Хрусталева и М. Коморницкого на Жандармской площади. Помимо того что здание было оснащено передовыми технологиями того времени — электрическим освещением и калориферным отоплением, зал был универсальным и при необходимости, посредством трансформации зрительного зала, становился театром.
С историей Старого цирка связано много известных имен и судеб. В цирке-театре выступали не только акробаты, жонглеры, дрессировщики, комики, но и театральные труппы под руководством корифеев украинского театра М. Л. Кропивницкого, П. К. Саксаганского, М. К. Садовского. В 1912–1913 годах тут работал «Общедоступный театр» Н. Н. Синельникова.
С приходом советской власти здание цирка Грикке было национализировано и преобразовано в Государственный Цирк — один из лучших в стране.
История «Старого цирка» могла завершиться в 43‑м году. Во время оккупации немцы организовали в цирке колбасную фабрику. А готовясь к отступлению, заминировали здание. Жена одного из артистов, работавшая на фабрике уборщицей, указала саперам, в каких местах закладывалась взрывчатка. Цирк был спасен, и сразу же после освобождения начал давать представления.
Именно в «Старом цирке» выступал знаменитый иллюзионист Эмиль Кио. Настоящая фамилия фокусника — Гиршфельд-Ренард. Кио он стал именно в Харькове. Как-то иллюзионист ехал на работу и, проезжая мимо кинотеатра, увидел, что в надписи «КИНО» буква «Н» сгорела — получилось «КИО». Ему очень понравилось, и он взял себе в качестве псевдонима эти три буквы — Кио. До него иллюзионисты одевались в восточное платье — халат, чалму — чтобы придать выступлениям загадочность, а Кио впервые вышел в светском фраке и начал работать по‑европейски.
В 1956 году с манежа цирка был выпущен первый национальный Украинский цирковой коллектив. А в начале 50‑х знаменитый Олег Попов по чистой случайности стал клоуном именно на этом манеже. До этого он был эксцентриком на проволоке. В программе заболел клоун, менять представление было нельзя, и Олег Попов вышел с репризами и заполнил все паузы — причем настолько удачно, что после этого составили акт и сделали его коверным клоуном.
Самый большой цирк в мире

В 1911 году грек Муссури, работавший ранее управляющим у выступавших в Харькове знаменитых циркачей Никитиных, построил здание в стиле модерн для представлений на углу Дмитриевской и Благовещенской улиц. Мгновенно ставший знаменитым «цирк Муссури» вмещал 5750 зрителей и был на тот момент самым большим в мире. Это вызывало колоссальное удивление иностранцев. «Два цирка в Харькове?! — удивлялись приезжие артисты — американцы, итальянцы, немцы, французы. — Неслыханная роскошь!» В то время не во всех даже крупных городах Европы был цирк.
Впрочем, как цирк здание проработало недолго и впоследствии имело богатую театрально-опереточную историю. Уже в 1912 году здание переоборудовали под оперный театр. Известен случай, когда для постановки оперы Верди «Аида» из Африки привезли несколько верблюдов — затея и по нынешним временам непростая, а в начале прошлого века просто грандиозная.
На сцене этого театра в разные годы выступали: Фёдор Шаляпин, Владимир Маяковский, Татьяна Шмыга, Георг Отс, Андрей Миронов. До момента открытия нового здания ХАТОБа в 1989 году на улице Сумской здание Муссури являлось самым большим театральным зданием Харькова. Почти 60 лет оно было домом для Харьковский театра музкомедии.
Новая история
В 1974 году Харьковский цирк переехал в новое здание, и 9 апреля было дано первое представление. С этого момента манеж зажег свои огни в новом здании, где и находится до сегодняшнего дня. Здание нового цирка было построено по переработанному проекту повторного применения архитектором В. Л. Касьяном в 1970–1974 годах. Зрительный зал вмещает более 2000 человек, просторные вестибюль и кафе на первом этаже, на втором — кольцевое остекленное фойе. Новый цирк оборудован просторными конюшнями, львятником и слоновником; кухней и душевыми для животных; гримерными, спортивно-репетиционным залом, дирижёрской и нотной комнатами, что значительно облегчает труд цирковых артистов и жизнь животных.
Знаменитая артистка, первая женщина — укротитель хищников Ирина Бугримова сделала здесь множество номеров. В своих воспоминаниях она так и пишет: «Вся моя жизнь связана с харьковским цирком». С мужем Александром Буслаевым она сделала здесь аттракцион «Полет на санях под куполом цирка», потом — номер «Высшая школа верховой езды». Однажды ей предложили взять группу леопардов, но она сказала «Давайте лучше львов» и сделала здесь номера «Львы-наездники», «Львы на лошадях» и «Львы на мотоциклах». Именно в честь Ирины Бугримовой названа площадь перед цирком.
На манеже Нового цирка выступали многие знаменитые артисты — дрессировщики Анатолий и Владимир Дуровы, цирковые музыкальные эксцентрики братья Танти, шут Его величества народа Виталий Лазаренко. Луиджи Безано выпустил здесь аттракцион «Гималайские медведи-акробаты». Это сложнейший аттракцион, потому что гималайского медведя дрессировать практически невозможно.
Также здесь давали свои представления «Цирк на воде», «Цирк-ревю», «Цирк на льду»; иллюзионист Илья Символоков, укротительница тигров Маргарита Назарова, наездник Евгений Рогальский, дрессировщица медведей Эльвина Подчерникова и жонглёр-иллюзионист Отар Ратиани; клоуны Михаил Румянцев (Карандаш), Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, Андрей Николаев, Станислав Щукин, Валерий Серебряков, Анатолий Марчевский, Юрий Куклачёв, Федор Гулевич и Александр Воронецкий и многие-многие другие.
Ольга Тараб