День кино. Одесса, Харьков и все, все, все!..
—Итак, 14 сентября, в воскресенье, чтобы было удобно не только гостям города, но и одесситам, в 12 часов дня в самом центре Одессы в городском саду, который находится на улице Дерибасовской, было открыто мероприятие, посвященное Дню украинского кино, — начинает сразу по делу Вадим Костроменко. — В основном, конечно, оно было посвящено кинематографу Одессы, потому что за время своего существования как государственная киностудия мы сняли 800 фильмов. И вот в этом городском садике, где стоит памятник Тринадцатому стулу, где стоит памятник Утесову, сидящему сбоку на скамейке, а возле него свободное место, куда можно подсесть к нему поближе, были натянуты между деревьями бельевые веревки и на них по-одесски, на прищепках, развешено 250 большеформатных фотографий-стопкадров из наших фильмов. Вокруг праздногуляющая публика, меньше, конечно, одесситы, в основном гости города, которые, слава Богу есть, а то все боялись, что никто не приедет — есть! — и я перед ними. Меня пригласили туда для того, чтобы я немножко на эту тему рассказал. Я, наверное, с полчаса рассказывал о том, как появилось кино в Одессе, не забывая при этом упоминать знаменитых, имеющих отношение к кино в Одессе харьковчан, как оно развивалось до революции, потом до войны, потом в послевоенный период. Рассказывал о том, как много дебютантов наших потом становились известнейшими людьми. Ну и, конечно, 85-летие Василия Макаровича Шукшина мы не могли обойти стороной, благо там были вывешены его фотографии: портрет самого Шукшина очень хороший, потом кадры из фильмов «Два Федора» — это его одесский дебют, ну и поскольку Шукшин не только в Одессе снимался, а после с успехом и на других студиях, кадры из некоторых его фильмов — «Калина красная», «Печки-лавочки», «Освобождение» и т. д. Я немножечко рассказал о том, как приехал к нам на студию тогда Вася, для нас он был Васей, поскольку мы все жили в одном студийном общежитии, и было уже тогда настолько интересно наблюдать, каким он был органичным актером, что никто не мог сказать «он играл», — он жил. Вот так же точно он жил и в обыденной жизни. Абсолютно так же!
—Вадим Васильевич, что-нибудь необычное было на этих съемках? Вы ведь тоже к ним причастны?
—Не знаю, можно ли это назвать необычным, но во время съемок фильма «Два Федора» из ВГИКа прислали молодого третьекурсника на стажировку, впоследствии великого режиссера Андрея Тарковского. И вот Марлен Хуциев, который снимает картину, решил, что можно дать молодому специалисту попробовать свои силы в отдельных кадрах, которые не требуют участия самого режиссера. Определенный набор таких кадров сделали и фактически создали параллельную группу, но в ней нужен же и параллельный оператор, а я в это время был свободен, и Петя Тодоровский, который снимает эту картину как оператор, предлагает Хуциеву Костроменко. Вот тогда с Тарковским я и работал. Это были его, можно сказать, самые первые шаги в нормальном кино, не в учебных работах, а в таком фильме, который снимается для экрана. Нужно сказать, что уже тогда я почувствовал, что в этом парне что-то такое заложено, что… ну мне самому очень понравилось с ним работать. Он умел поставить такие задачи не только актерам, но и мне как оператору, которые позволяли выявить в не очень важных, не существенных, казалось бы, для картины кадрах основную суть всего фильма. Еще, вспоминая картину «Два Федора», не могу не сказать и о Тамаре Семиной, дебютантке в кино и впервые на экране оказавшейся рядом с Шукшиным. Вот удивительно: конечно, у Шукшина огромный жизненный опыт и то, что он нес в себе из сибирской глубинки, — народность, непосредственность, можно сказать, народную мудрость — рядом с совершенно молодой, неоперившейся Семиной так воздействовали на нее, видимо, что и она была настолько глубоко правдива, что никто не мог сказать: «Ах, как она играет!». Она не играла, она точно так же, как и Вася Шукшин, просто жила в этой картине жизнью своей героини.
—Каким вы запомнили Тарковского?
—Ой, за всю историю студии, особенно ее советский период, у нас столько дебютировало актеров, режиссеров, операторов, художников, которые потом становились известными, но мы все были такими молодыми, с азартом, любовью и безоглядно рвались заниматься своим любимым делом — все одинаково — что, конечно, и в голову не приходило к кому-то присмотреться получше, запомнить и т. д., чтобы после рассказать каким был тот или иной человек. Разумеется, если мы с Тарковским какое-то время вместе работали, наверное, и перекусить бегали вместе, и сигаретами угощали друг друга, поскольку оба заядлые курильщики, но больше характерного ничего не скажу, а врать не привык…
—О ком больше всего на празднике спрашивала вас публика?
—Конечно, о Высоцком. Об этом можно рассказывать долго и есть что, но я скажу коротко. Советский зритель тогдашний узнал Высоцкого как киноартиста, прежде всего благодаря именно нашей студии, потому что Володя живет в Москве, служит в театре на Таганке, а на «Мосфильм» ему дорога закрыта или, если открыта, то в каких-то малозначительных, меленьких эпизодиках, где-то на третьем плане. Почему? А потому что он же пишет какие-то песни, которые никто не редактирует, не контролирует, не проверяет, а они как тараканы расползаются по всей стране по домашним магнитофонам. По тем временам — непорядок. Ну а Одесса далеко от Москвы, нам немного проще. И вот однажды молодой режиссер Станислав Говорухин приходит на студию сразу после окончания ВГИКа, снимает свою первую картину «Вертикаль» и берет на главную роль Володю Высоцкого, который пишет для картины потрясающие песни, а они сходят потом с экрана и уже обретают право гражданства, потому что в фильме есть редактор. Издается даже пластинка с песнями Высоцкого, впервые за всю его песенно-бардовскую практику. Только он отснялся у Говорухина, молодой начинающий режиссер Кира Муратова на нашей же студии снимает свою первую самостоятельную картину, которая называется «Короткие встречи», и берет Володю на главную роль. Только он в ней отснялся, Станислав Говорухин начинает новую свою картину «Белый взрыв» и снова берет Володю, снова сочиняются песни. Только он тут отснялся, режиссер Юнгвальд-Хилькевич, он потом снимет «Д’Артаньян и три мушкетера», снимает «Опасные гастроли» и опять Володя в главной роли, и опять песни новые написаны для этого фильма, в этих песнях много и страсти, и юмора, потому что действие происходит в Одессе, ну как же без юмора?! Вот такое было бурное начало. И после этого уже, конечно, все киностудии страны распахнули ему свои объятья. Ну и, к сожалению, последняя его картина «Место встречи изменить нельзя» тоже была снята у нас на студии. И тут стоит вспомнить, что во время съемок «Место встречи…», уже было отснято достаточно много материала, как из Москвы звонят Говорухину и говорят: «Мы тут организуем группу режиссеров для поездки на Берлинский кинофестиваль на 10 дней, а потом еще на 10 дней поедем Берлин посмотрим. Если хочешь, мы тебя в эту группу включим». Кто ж не хочет? Конечно, хочет! Но остановить съемки нельзя, потому что снимаются в основном театральные актеры, да и сам Володя театральный актер, и предварительные сложнейшие переговоры были с театрами, там перестраивали репертуар, передвигали всякие сцены актерские для того, чтобы освободить актеров и они одновременно оказались тут у нас в Одессе. Останови съемки на 20 дней, да все эти графики рухнут! И потом никогда всех вместе артистов не соберешь, а это гибель для картины, но поехать все-таки хочется. И тогда Говорухин говорит: «Володя, сыграй-ка у меня в картине еще одну роль — роль режиссера Говорухина, поснимай тут, если что не получится, вернусь — переснимем», — и уезжает. И Володя снимает, да так блестяще, что ничего переснимать не пришлось. И всем стало понятно, что он может быть вполне кинематографическим режиссером. Ну, знаете, если человек талантлив, так он талантлив во всем. И потом через пару лет на студии появляется проект «Зеленый фургон», второй, и дирекция приглашает Владимира Семеновича Высоцкого быть режиссером этого фильма. Володя начинает подготовительный период, пишет три песни для этой картины, а жизни не хватило… Потом эту картину уже с нуля начинал, готовил и снимал наш режиссер Александр Павловский. Вот такое рондо получается: начинал он у нас в Одессе и завершил свой блистательный кинематографический путь тоже у нас в Одессе.
—Вадим Васильевич, просили рассказать о съемках «Место встречи…»? Что вы рассказывали?
—Во-первых, я всех пригласил в музей, где висят Володина шляпа черная фетровая с полями и кожаный плащ. Во-вторых, по-обещал разрешить примерить их и сфотографироваться, тем более, что и без моих обещаний этот кинокостюм актера так манит каждого входящего, что редкий экскурсант его хотя бы не потрогает, мне же остается следить, чтобы после всех охов и ахов он остался на месте в целости и сохранности. К счастью, плащ унести не так-то просто — он такой тяжелый! А шляпу я собственноручно кладу повыше, так, чтобы кроме меня, ее никто не достал. В-третьих, уже во дворике музея, сказал, расскажу, где снимались интерьеры МУРа — в обветшалом особнячке графини Демидовой, там, где находится сейчас музей, музей — в одном крыле, пустые комнаты и коридоры — в другом. Там, кстати, и сейчас все в том же состоянии, хочешь — опять «Место встречи…» снимай, хочешь — «Ликвидацию», а хочешь — «Разведчиков»…
—Маэстро, хотя бы в двух словах можете открыть секрет Одесской киностудии: что повлияло или помогло стольким талантливым художникам, в широком смысле слова, не только опериться и стать на ноги, но и, расправив крылья, очень высоко взлететь?
—Наверное, так удачно здесь стартовали многие, потому что у нас на студии всегда была великолепная душевная атмосфера, творческая атмосфера, молодежная атмосфера. Да, так получалось, что многие начинали здесь, потом набирались опыта и уходили дальше в Киев, в Москву, а на их место приходили снова молодые…