«Дни новой музыки» в Харькове

05.03.2014 09:42   -
Автор:
В 2010 г. стартовал еще один очень важный проект – Международный молодежный фестиваль композиторов и исполнителей «Дни новой музыки». С 20 по 26 февраля 2014 г. прошла его третья реализация. О результатах и перспективах этого проекта рассказали его организаторы, участники и гости.
«Постоянных фестивалей академической музыки, посвященных творчеству молодых композиторов, – рассказал нам народный артист Украины, заведующий кафедрой композиции и инструментовки, профессор Владимир Птушкин, – в Украине всего три: это одесский фестиваль «Два дня и две ночи», который собирает представителей и любителей авангардной экспериментальной инновационной музыки; львовский фестиваль «Контрасты», главной задачей которого является презентация украинской музыки в контексте мировой; и наш – «Дни новой музыки», стремящийся сейчас к расширению географических границ. Уникальность этого проекта для нашего вуза состоит еще и в том, что практически полностью его организацию взяли на себя студенты и вчерашние выпускники, которые проявили себя как совершенно взрослые, ответственные и профессиональные люди».
«Идея о фестивале, – вспоминает выпускница ХНУИ, а теперь стажер Музыкальной академии К. и Г. Бацевичей в Лодзе, стипендиат программы министра культуры и Национального достояния Польши «Gaude Polonia» Елена Шевченко, – возникла еще в 2009 г., когда я, третьекурсница, возвращалась из Москвы, где на фестивале «Мост дружбы: Россия – Украина» было исполнено мое трио «Памяти Шостаковича». Ректор университета Татьяна Борисовна Веркина активно поддержала мою идею. На первый фестиваль к нам приехали москвичи. В этом году, несмотря на сложную политическую ситуацию в стране, география расширилась: Россия, Польша, Хорватия и Япония; правда, участники из Киева, Львова, Беларуси и США не смогли приехать именно из-за нестабильности политической ситуации. Я очень благодарна всем, кто поддержал нас и своим участием, и своим присутствием, ведь если бы не было публики в концертных залах, то это был бы уже не фестиваль, а «круглый стол», семинар. А публика была – и не только харьковская. На фестиваль приехали оператор из Хорватии и журналистка из Львова.
«Я впервые в Харькове и впервые в консерватории, – рассказывает львовская журналистка интернет-приложения «News Channel 24» Анастасия Бруквина. Организатором подобного фестиваля в вашем городе является директор филармонии В. Сывохин, соответственно фестиваль проходит в филармонии, в основном концертном формате. Фестиваль в консерватории – это уникальная возможность неформального общения его участников в классах с инструментами. Наибольшее впечатление на меня произвела атмосфера в вашей консерватории: чувствуешь себя желанным гостем в доме у старых добрых друзей, совсем нет ощущения официального учреждения».
«Дни новой музыки в Харькове» представили разные формы творческого поиска молодых композиторов. Прозвучали стилизации классической музыки барокко, представленные москвичами; одна из композиций – «Lасrimosa» для сопрано и органа Т. Шатковской-Айзенберг, посвященная погибшим на Майдане, вызвала сильнейший эмоциональный отклик в зале. Многих приверженцев традиционной музыки заинтересовало произведение польского композитора, где классическая форма была сохранена в «сжатом», «концентрированном» виде. Трехчастный квартет Павла Лукашевского в блестящем исполнении известного харьковского коллектива «Nocturnum Quartet» длился всего 7 минут, соответствуя ритмам нашего времени. Неожиданная по эмоциональной доминанте трагифарсовая опера «Короли и конюхи» С. Дракулич из Хорватии заставила задуматься о тщетности и одновременно ответственности власти. Член Национального союза композиторов Украины и докторант Музыкальной академии им. К. Шимановского в Катовицах И. Пахота посвятил погибшим на Майдане симфонию-поэму «Із відхлані кораблетрощі» («Из бездны кораблекрушения»), в которой объединены поэтическое слово и музыка в попытке живописать и осмыслить апокалиптическое состояние современного человечества. Вызвали совершенно разные оценки, но никого не оставили равнодушным электронные (компьютерные) композиции Т. Фукуды (Япония). Завершил фестиваль масштабный отчетный концерт студентов кафедры композиции и инструментовки, на котором не было ни одного неинтересного, откровенно учебного произведения.
«Фестиваль состоялся благодаря энтузиазму его молодых организаторов и усилиям университета. Но если мы хотим сделать жизнь интересной, духовно насыщенной и профессионально перспективной, то поддержка подобных фестивалей должна стать делом государственной политики», – подытожила народная артистка Украины, почетный гражданин г. Харькова, кандидат искусствоведения, профессор, ректор ХНУИ им. И. П. Котляревского, художественный руководитель фестиваля Татьяна Веркина.