Дороги любви Вероники Коваль
Свой концерт Вероника Коваль выстроила очень изящно, составив его из четырех «тематических блоков», объединенных темой любви. В первом «блоке» солистка исполнила романсы русских композиторов, во втором — сочинения мастеров итальянского bel canto, в третьем — камерно-вокальные опусы французских композиторов ХХ столетия. И наконец в последнем блоке прозвучали фрагменты из популярных мюзиклов.
Исполнять настолько разноплановую и насыщенную программу в одном концерте для певца всегда большой риск: каждая из групп произведений требует разного звука, манеры пения, способности быстро «перенастроиться» на другой стиль: ведь между филигранными ариеттами bel canto и джазовыми американскими мюзиклами — целая пропасть. Однако Вероника Коваль справилась с задачей: ее мощное меццо-сопрано одинаково хорошо и в то же время совершенно по-разному звучало в каждом из исполняемых сочинений. Три разнохарактерных романса Антона Аренского, каждый из которых через образы природы раскрывал разные этапы любовной истории, певица посвятила своему вокальному педагогу — знаменитой украинской певице Белле Руденко, в классе которой Вероника Коваль совершенствовала свое мастерство в Московской консерватории. Три романса Сергея Рахманинова — светлой памяти Дмитрия Хворостовского.
Филигранно и при этом чувственно были исполнены Вероникой Коваль две разнохарактерные ариетты мастера bel canto Винченцо Беллини: складывающаяся из виртуозных пассажей в сочетании с изящной танцевальностью «Il fervido desiderio» («Горячее желание»), и лирико-драматическая, наполненная мелодиями широкого дыхания «Malinconia» («Меланхолия»). Следующая за ними «Испанская канцонетта» Джоаккино Россини, наполненная зажигательными фиоритурами, которые виртуозно исполнялись певицей все в более быстром темпе (когда казалось, что быстрей спеть уже и невозможно!), сполна дала проявиться кипучей энергии солистки, заставляя вспомнить темпераментную Кармен, партию которой Вероника Коваль не так давно исполнила на сцене Харьковской оперы.
Совершенно в иное настроение погрузили слушателей песни Франсиса Пуленка: романс-баллада «Се», в котором композитор в символической форме воспел дорогую его сердцу Францию, и песня «Скрипка», повествующая о влюбленном скрипаче, были наполнены светлой тоской по несбыточным мечтам. Третья песня Франсиса Пуленка, давшая название всему концерту, — знаменитые «Дороги любви» — заставила вспомнить о лучших образцах французских chanson, стиль которых был преломлен через уникальный стиль самого Пуленка. Эту песню певица посвятила своей лучшей подруге и всем девушкам, которым когда-либо довелось испытать муки неразделенной любви.
Эстрадно-джазовое отделение концерта было совсем другим. В нем Вероника Коваль предстала настоящей джазовой певицей и исполнила признанные мировые хиты. В ее исполнении прозвучали фрагменты из мюзиклов «Роберта» Джерома Керна (песня «Smoke getsin your eyes»), «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина (песня «Summer time») и знаменитая песня Эроса Шиорилли «Non pensare a me».
Нужно упомянуть и о партнерах, которые разделили с Вероникой Коваль успех концерта: лауреатах международных конкурсов артисте оркестра ХНАТОБ, ярком музыканте Викторе Ашмарине (контрабас) и солисте оперы, артистичном теноре Александре Золотаренко. А также о концертмейстере — прекрасной пианистке Ольге Григорьевой. Виктор Ашмарин исполнил в концерте три сочинения, продемонстрировав виртуозные и кантиленные качества инструмента, который, на первый взгляд, совершенно не приспособлен для сольного музицирования. Два цикла вариаций непревзойденного виртуоза, «Паганини контрабаса» Джованни Боттезини в исполнении Виктора Ашмарина обрамляли «итальянскую» часть концерта, а лирический романс Габриэля Форе — завершал «французскую».
Александр Золотаренко исполнил в дуэте с Вероникой Коваль три произведения. В «Дуэте кошек» Джоаккино Россини певцы составили прекрасный комедийный дуэт, разыграв перед зрителями настоящее театральное представление, которое продемонстрировало ссору и последующее примирение очаровательной и темпераментной кошки и немного нерешительного, но харизматичного кота. В трех эстрадно-джазовых хитах, песнях Валерио Дзелли «Vivo per lei», Франческо Сартори «Canto della terra» и исполненном на бис «Con te partiro» (которое больше известно в английском переводе как «Time to say good bye»), яркий и благородный лирический тембр Александра Золотаренко прекрасно сочетался с голосом Вероники Коваль. Солисты составили восхитительно красивую дуэтную пару, по достоинству оцененную зрителями: каждое исполняемое произведение публика приветствовала искренними овациями.
Главным сценическим партнером артистов, который поддерживал их в странствиях по таким разным «дорогам любви», стала, конечно, Ольга Григорьева. Ведь ей, как и главной героине вечера — Веронике Коваль, — приходилось постоянно «менять маски», совершать настоящее путешествие во времени и пространстве. Звукоподражательность фортепианного сопровождения лирических романсов Антона Аренского и насыщенная фактура опусов Сергея Рахманинова, виртуозные «оркестровые» пассажи Винченцо Беллини и Джоаккино Россини, утонченные импрессионистские ритмы Франсиса Пуленка и джазовые гармонии Джорджа Гершвина она исполняла свободно и со вкусом, следуя за солистами и создавая вместе с ними прекрасные интерпретации музыкальных шедевров.
После концерта Вероника Коваль согласилась ответить на несколько вопросов корреспондента «Харьковских известий».
—Вероника, поздравляю Вас с прекрасным концертом! Разнообразие Вашего репертуара в целом поражает: более 100 арий из опер и ораторий, более 200 романсов и песен… И это не говоря о многочисленных оперных партиях — из репертуара как сопрано, так и меццо-сопрано. Как возможно охватить такой объем материала?
—Когда я училась в Киевском институте музыки им. Р. Глиэра, мой преподаватель, Иван Поливода, учил меня как меццо-сопрано. Однако в Московской консерватории, в классе Беллы Андреевны Руденко — она открыла в моем голосе и другие возможности: я стала исполнять на сцене высокие сопрановые партии: Татьяну, Иоланту, Мими, Тоску. Но после рождения дочери вернулась к репертуару меццо. Широкий диапазон, конечно же, остался, что очень помогает в вокальной практике.
—Ваши родители — замечательные певцы, солисты Национальной оперы Украины народный артист Украины Николай Коваль и заслуженный деятель искусств Украины Тамара Коваль. Получается, Вы были «обречены» стать певицей?
—Ничуть! Родители никогда на этом не настаивали. Я до определенного момента хотела стать художником-декоратором, даже окончила подготовительные курсы киевского техникума декоративно-прикладного искусства. До сих пор очень люблю рисовать — маслом, акварелью, гуашью… Стараюсь находить для этого время. Еще в школьные годы я очень увлекалась конным спортом. Честно признаюсь, даже школу прогуливала — так любила проводить время с лошадьми.
—А читать любите?
—Безумно! Постоянно что-то читаю. Любимый писатель — Ремарк. Хотя очень люблю еще Хемингуэя, Моэма, Алексея Толстого. Романы Достоевского часто перечитываю. Очень люблю поэтов Серебряного века.
—Предпочитаете бумажные книги, или следуете моде на электронные?
—Ничто не заменит бумажную книгу! Но удобство электронной, конечно, неоспоримо… У меня вечно с собой ноты, клавиры… Бумажная книга просто не помещается, так что часто приходится довольствоваться планшетом.
—Вам близка преподавательская деятельность?
—Да. Это удивительный опыт. У меня уже восемь лет педагогического стажа. Сейчас преподаю в детской музыкальной школе им К. Шульженко. Среди моих учеников есть даже лауреаты международных конкурсов, многие из них — студенты музыкальных училищ и консерваторий, а кто-то уже и сам преподает.
—Вы — лауреат многих престижных фестивалей и конкурсов. Какая из наград Вам дороже всего?
—Пожалуй, назову награду Международного конкурса им. Соломии Крушельницкой, которую получила в 2009 году. Именно после этого конкурса моя карьера начала стремительно развиваться. Я выступала на сценах Львовской, Днепропетровской, Киевской оперы, работала солисткой в австрийской компании Da Capo — с симфоническим оркестром несколько лет гастролировала по городам Германии. А сейчас оказалась в Харькове и очень горжусь, что работаю на такой замечательной сцене.
Вера Мовчан, кандидат искусствоведения
На фото Татьяны Сухановой — Вероника Коваль и участники концерта.
Фотопортрет певицы — Ирина Беглецова
Фотопортрет певицы — Ирина Беглецова