Дунаевский на фоне Харькова – газета «Харьковские известия»

11.02.2020 01:43   -
Автор:

Летом прошлого года в саду Шевченко была установлена скульптура великого композитора, который «аккомпанирует» не менее великой певице — Клавдии Шульженко.

Идея сделать скульптуры наших знаменитых земляков принадлежит мэру Харькова Геннадию Кернесу. Он поставил задачу увековечить их не в памятниках, а именно в скульптурах без постаментов. В результате после реконструкции в саду Шевченко также установили бронзовые фигуры Леонида Быкова, Марка Бернеса, академика Вернадского, художника Ильи Репина и Леся Курбаса.


Даже если начать рассказ не с имени главного героя, а с перечисления его работ, всё равно все сразу догадаются, о ком речь. «Марш весёлых ребят» или «Марш энтузиастов», «Песня о Каховке» или «Моя Москва» и, конечно, «Веселый ветер». Да, это все он — Исаак Иосифович Дунаевский. Кстати, именно Иосифович — настоящее отчество композитора, хотя его, как правило, называли Исааком Осиповичем. А более близкие люди именовали его просто Дуней. Вот Дуня — и всё! В этих двух слогах заключалась целая — в прямом и переносном смысле гамма чувств людей, хорошо знавших композитора: от безмерного уважения и преклонения до любви, дружбы и благодарности за годы общения и искреннего расположения.
Исаак Осипович был ровесником века, родился в 1900 году. С 1924-го был руководителем музыкальной части Московского театра Сатиры, с 1929 по 1934-й — музыкальным руководителем и главным дирижёром Ленинградского мюзик-холла. В 1937–1941-м годах возглавлял ленинградское отделение Союза композиторов, а в 1950 году Дунаевскому присвоили звание народного артиста РСФСР. Но сейчас, наверное, только потомки композитора, музыковеды да харьковчане помнят, что маэстро — отчасти наш, харьковский, поскольку начало его победного музыкального пути пролегает через Первую столицу Украины. Об этом свидетельствует надпись на мемориальной доске на доме № 24 по улице Ярослава Мудрого, бывшей ул. Петровского, где жил композитор, и детская школа искусств № 5, которая носит имя прославленного музыканта.
В 1919-м Исаак Осипович окончил Харьковскую консерваторию, здесь работал концертмейстером у Клавдии Шульженко и сотрудничал с музчастью Театра русской драмы у самого Николая Синельникова, по сути, основателя Харьковского академического драматического театра им. А. С. Пушкина. Знавшие музыканта совсем молодым в один голос говорили, что был он тихим и спокойным юношей. Даже удивительно, что этот тихоня впоследствии написал столько маршей. Впрочем, было это не сразу, и между произведениями с «фанфарами» молодой человек успевал написать и такие бессмертные творения, как знаменитые «Летите, голуби» и «Школьный вальс»:
Школьные годы чудесные,
— с дружбою, с книгою, с песнею.
Как они быстро летят,
их не воротишь назад,
разве они пролетят без следа?
Нет! Не забудет никто никогда —
школьные годы…
Исаак Дунаевский, бесспорно, был одним из создателей и крупнейших мастеров советской массовой, как тогда говорили, песни. Но это ретроопределение никак не умаляет достоинств его музыкальных произведений. Мелодический дар и высокий профессионализм композитора помогли его песням в 30–50-е годы не только оставаться популярными, но и стать отдельными музыкальными номерами популярных кинофильмов, а оркестровым номерам из музыки к кинофильмам, в свою очередь, — быть отнесёнными к значительным достижениям советской эстрады. Это музыка к кинокартинам «Цирк», «Волга-Волга», за них в 1941 году Исаак Осипович получил Госпремию СССР; «Весёлые ребята», «Девушка спешит на свидание», «Богатая невеста, «Светлый путь», «Весна», «Кубанские казаки». А музыка в картине «Дети капитана Гранта» и теперь звучит во всех постановках по произведениям Жюля Верна, будь то кинофильм или театральный спектакль:
А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер,
Весёлый ветер, весёлый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры, про синие просторы,
Про смелых и больших людей!
и, конечно, «Моя любовь», где пела с экрана знаменитая киноактриса Лидия Смирнова, которой вторили тысячи патефонов из раскрытых окон в довоенную пору:
Звать любовь не надо — явится нежданно,
Счастье расплеснёт вокруг.
Он придёт однажды — ласковый, желанный,
самый настоящий друг…
Все, кто знал Дунаевского, говорили, что он был не просто весёлым и любящим пошутить человеком, но и каким-то говоряще-улыбчивым. Это сложное качество его души — «содержательно» улыбаться и молча «говорить» — пожалуй, так и осталось необъяснимым. Возможно, оно преобразовалось в музыку, которую коллеги впоследствии назвали большим вкладом в развитие ещё одного музыкального жанра — советской оперетты. С подмостков до сих пор не сходят «Вольный ветер» и «Белая акация» с её гимном на все времена удивительнейшему из городов:
Я вижу везде
твои ясные зори, Одесса!
Со мною везде
твоё небо и море, Одесса!
Ты — в сердце моём,
Ты — всюду со мной!
Одесса — мой город родной!
В печатных изданиях и в интернете можно встретить мнения, в которых сделана попытка провести параллель между Дунаевским и композиторами мирового значения. Как правило, такого рода определения звучат довольно сомнительно. Творчество Дунаевского естественнее и логичнее рассматривать в сравнении с отечественными авторами. В их среде Дунаевский действительно сильно выделялся своей яркой индивидуальностью, диапазоном таланта и высочайшим уровнем профессионализма. Спецификой композиторского почерка Дунаевского является не только образное и музыкальное многообразие, тяготение к импровизационности. Его творчество объединено одной общей установкой — на песенность. Песенный характер музыки господствует во всех сферах его композиторского творчества и делает ее уникальной, неповторимой, популярной, запоминающейся.