Душа художника. Пожелания и чаяния – газета «Харьковские известия»

08.12.2020 00:36   -
Автор:
Людмила РУБАНЕНКО, галерист:
— Виктор Иванович вместе с «Гостиной на Дворянской» проехал пол-Украины, мы знаем его давно. Несмотря на то что он, наверное, самый титулованный художник Харьковской области, его участие в нашем творческом клубе многогранно и систематично, он человек очень щедрой души. Не так давно, например, согласился создать серию работ к 370-летию города Люботина… Я бы с большим удовольствием описала каждый экспонат этой выставки, — они стоят того, но сделать это всё равно что перечислить все звания и награды мастера — займёт слишком много места, поэтому сосредоточусь на другом. Побывав с выставками в Люботине и других районных центрах, Виктор Иванович выполнил свою функцию председателя Харьковской областной организации Национального Союза художников Украины. Очень хотелось бы, чтобы Национальный Союз художников и, естественно, руководство харьковской организации уделяли больше внимания малым городам и малым населённым пунктам нашей области, чтобы достижения живописи, графики, рисунка были доступны не только горожанам, и за обращением к искусству не нужно было бы ехать в Харьков, а чтобы и Харьков приезжал в районы области. И Виктор Иванович, будучи Почётным гражданином Харьковской области и став Почётным гражданином Харькова, — поздравляем! — первый показал другим художникам Первой столицы, маститым и знаменитым, пример путешествия по родной области.
Валентина МЫЗГИНА, директор Харьковского художественного музея:
— Самое первое из его качеств как художника — это, конечно, потрясающая работоспособность. Он пишет много, и его, прежде всего, колористические достижения, без сомнения, являются изюминкой в живописи Харькова. Виктор Иванович очень активный человек: он возглавляет Благотворительный фонд Репина, по его инициативе начали проводить репинские пленэры, и была установлена наконец-таки здесь, на Харьковщине, премия имени Репина. Больше десятка лет премию получают лучшие художники Харькова и не только, а из разных регионов Украины сюда, говоря попросту, подтягиваются люди — это очень серьёзное дело. Ещё он, конечно, является одним из активных меценатов Харьковского художественного музея. Музей, как известно, — это лицо города, один из важных центров культуры, и Виктор Иванович подарил нам уже десятки своих работ и не только своих. Более того, в День музеев, в иные праздники, которые проводятся в Пархомовке, Виктор Иванович обязательно привозит в пархомовский музей подарки от Союза художников и от себя лично. Ну и ещё, конечно, нельзя не сказать о том, что ни одно из областных отделений Союза художников Украины не издало таких замечательных альбомов-справочников, которые издаются нашим союзом художников. Виктор Иванович очень заметный человек, во многих харьковских кабинетах можно встретить его работы, — он щедро дарит их.
— Виктор Иванович, вам приходилось сталкиваться с таким явлением, как плагиат?
— Не знаю, о том ли скажу. Был у меня случай с «Волошками», слышу: «Вот я ваше купил, подпишите». Узнаю, откуда человек, и отвечаю: «Не могут там быть мои волошки, но скажите спасибо тому человеку, который продал. А работа не моя, так что автограф ставить не буду». …Это непростой вопрос, вернее, коротко не ответишь, много моментов, факторов, подводных камней…
— В моменты удач, достижений, личных праздников вспоминаете кого-либо из коллег — учителей, однокурсников, друзей?
— Конечно, например, моего большого друга Фёдорова, Почётного гражданина Чувашской республики, первого ректора нашего института Кокель, ученика Репина, уже моего ректора Егорова. Вообще Репин сам формировал кадровый состав нашей нынешней академии. Ну а то, что сейчас давным-давно забыто, и традиции, и всё остальное… но харьковская школа — это очень серьёзно. Вот ректор и его поколение всю жизнь мечтали издать книгу «Харьковская школа рисунка». Ей в 2017 году исполнилось 250 лет, вдумайтесь, мы на 11 лет моложе самого Санкт-Петербурга! При этом такая уникальная книга — по академическому рисунку издана только сейчас.
— И неужели никто не возразил против этой достойнейшей исторической правды, в Киеве, например?
— О! Тут Вы в точку! Многие, услышав, начинают: «Нет, как так, не может быть!». А я: «Читайте историю, это всё Харьков, все эмоции, амбиции потом. Например, Харьковский университет, Киев же рядом не стоит». Вот сейчас многие вузы готовились к своему 75-летию, в это же время каразинский ВУЗ готовился к 200-летию, и вдруг многие засуетились, вспомнили, и всем резко стало по 200 лет… Да, было такое, было! Я просто вхожу в наблюдательный совет ХНУ им. Каразина, являюсь почётным доктором этого университета, к тому же 30 лет дружу с Вилем Савбановичем, поэтому как посмотрю на всю эту ситуацию… Мы планируем открыть в университете галерею Шевченковских лауреатов, это 16 выпускников нашего ВУЗа. Скажите, сколько таких в хвалёном киевском шевченковском, а в любом другом, пусть кто-нибудь рядом поставит свою цифру. Нет её просто в природе!
— Виктор Иванович, не сталкивались ли вы с таким явлением, когда написанная кем-либо картина влияла на автора или других людей, как портрет Дориана Грея? Чтобы в ней была чертовщинка.
— Знаете, вещи, которые потрясают, действительно есть. Тут можно вспомнить судьбу Ильи Ефимовича Репина. Опуская многие подробности и сложности, в прошлом году я всё-таки попал на юбилейную выставку Репина в Третьяковке, там было около 300 работ представлено, многие из которых я видел впервые, особенно его цикл «Зарубежный». Среди них работа 1918 года, на которой изображён красноармеец, отбирающий буханку хлеба у пацанов. В это же время, я вспоминаю, Сталин дал команду вернуть Илью Ефимовича в СССР. Поручение было дано нескольким исполнителям, одним из них был Климент Ворошилов. Представляю состояние Ворошилова, когда он увидел эту работу художника! А что было бы с Репиным, если бы он вернулся? Но он был уникальным человеком, многие вещи просто чувствовал. А репинские дни, к счастью, у нас продолжаются, с 2011 года восстановлена премия им. Репина, к сожалению, пока не имеющая того государственного статуса, который должна иметь. Но, может быть, мы всё-таки доживём или создадим сами такие времена, когда она будет иметь статус не ниже статуса премии им. Шевченко.
— Замечательная идея! И скажите своим коллегам на праздник что-нибудь от души.
— Идея и мне нравится! А от души? Чтобы лучше жилось художникам! Я много лет руковожу харьковским отделением Союза художников Украины, где сегодня 500 членов, вдумайтесь — 500! А собственность у нас какая — уникальный Дом художника, единственный на всю Украину. Но на государственном уровне это никому не надо, наоборот проблема за проблемой: давайте уничтожим сталинские, как многие говорят, Союзы и т. д. Но это не так, не то и не туда! Очень хотелось бы сохранить традиции. Но люди, которые на 90 % имеют отношение к культуре, их ломают, начиная с академической живописи, академического рисунка, они пытаются видеть реализм по-своему, не так, как его видели наши великие классики, учителя, их учителя — это ученики учеников Репина. А в Китае в это же время к юбилею Репина создано два художественных ВУЗа им. Репина — вдумайтесь! В одном я — почётный доктор, в другом — почётный ректор, поэтому знаю, о чём говорю. Китайцы всё это отслеживают и правильно делают, поскольку традиции нужно знать и помнить. Слава Богу, нам удалось выпустить двухтомник «Мистецька антологія Харківщини» — уникальный проект к 80-летию Национального Союза художников Украины и его Харьковского отделения, ничего подобного нигде никогда не выпускалось, это наша богатейшая история. По мере своих сил и возможностей делаю это и других призываю делать то же — вот мои слова от души.