Видов был не первым, кто попытался продолжить карьеру в Голливуде. Но он — чуть ли не единственный, к кому фортуна не просто повернулась лицом, а кто смог убедить ее в том, что русский актер сможет стать настоящей голливудской звездой.
Детство
Советский и американский киноактер, режиссер, заслуженный артист РСФСР Олег Борисович Видов родился 11 июня 1943 года в подмосковной деревеньке Филимонки, в простой семье, любил музыку и кино, много читал и мечтал увидеть океан…
Как вспоминает сам О. Видов: «В детстве я часами просиживал у черного картонного репродуктора, слушая оперы, симфонии, страстно тянулся к музыкальной классике. По воскресеньям бегал смотреть фильмы, все больше и больше отдавая свою безраздельную любовь кинематографу, который не меньше, чем книги, открывал мне мир, красоту его, человеческую доброту, благородство сильных, романтических героев разных эпох и стран. Меня раз и навсегда покорил «Овод». Он пришел ко мне вместе с прекрасным кинообразом, созданным Олегом Стриженовым»…
И, конечно, никто не ждал, что мальчик станет однажды звездой экрана.
Первые роли в кино
Окончив среднюю школу и школу рабочей молодежи, Видов одно время работал электриком на строительстве Останкинской телебашни. Однако любовь к искусству оказалась сильнее иных увлечений, и в 1960 году он решил поступать во ВГИК. Успешно сдав экзамены, он был зачислен на первый курс актерского факультета, в мастерскую Юрия Победоносцева и Якова Сегеля. В том же году впервые снялся в кино — это был маленький эпизод в картине А. Салтыкова «Друг мой, Колька!».
Между тем свои первые крупные роли в кино Олег сыграл, еще будучи студентом, — в 1963 году его одновременно пригласили в свои фильмы два известных актера-режиссера: Владимир Басов и Эраст Гарин. Первый задумал экранизировать «Метель» А. С. Пушкина и взял Видова на главную роль — Владимира; второй взялся за экранизацию пьесы Е. Шварца «Обыкновенное чудо» и доверил Олегу роль Медведя. Как вспоминает актер: «Эта творческая встреча — одна из самых дорогих в моей жизни. Ведь Эраст Гарин — режиссер поразительный, он умеет рассмотреть в актере (а как это важно для начинающего!) какие-то тайнички, о которых сам еще и не подозреваешь. Он помог мне раскрепоститься на съемочной площадке, почувствовать уверенность в себе, ощутить землю под ногами».
Дебютные работы молодого актера оказались настолько удачными, что уже через год после этого на него обратил внимание еще один известный режиссер — Александр Птушко. «Сказка о царе Салтане» (вновь — А. С. Пушкин). Видов сыграл князя Гвидона. Этот красивый фильм имел большой успех у зрителей.
Таким образом, будучи еще студентом ВГИКа, Видов умудрился сняться сразу в трех главных ролях в фильмах трех известных советских режиссеров. О таком раскладе можно было только мечтать. Однако и это было еще не все.
В 1966 году известный датский режиссер Габриель Аксель задумал снять фильм на основе древних саг о скандинавских Ромео и Джульетте. На роль Хагбарда (Ромео) он долго искал красивого светловолосого актера, причем эти поиски простирались далеко за пределами Дании. Однако ни один из понравившихся режиссеру актеров так и не смог осилить предварительные пробы на роль. И тогда кто-то посоветовал Акселю обратить внимание на молодого советского актера Олега Видова. Режиссер прислушался к этому совету и пригласил артиста к себе. Первые же пробы убедили Акселя, что он наконец-то нашел то, что искал. Видова утвердили на эту роль, хотя в самой Дании многие восприняли этот выбор с недоумением: еще бы, на роль национального героя страны пригласить актера из СССР! Но когда картина «Красная мантия» вышла на широкий экран, скептические голоса сразу смолкли — Видов действительно был убедителен в этой роли.
Я приехал сюда для того, чтобы просто жить. Приехал правильно, потому что мне здесь сделали операцию, какую не делали в Советском Союзе, и я выжил, а так бы я уже давным-давно был на кладбище, как многие мои сверстники-актеры. Мне крупно повезло. Что еще можно просить — кроме того, что ты живешь и можешь видеть этот прекрасный, чудесный мир? А съемки… Ну, подвернется что-нибудь — снимусь. Хотя особенного интереса у меня нет. Потому что ведь я закончил режиссерский факультет, совершенно перестроился: с актерской очень субъективной точки зрения — на очень объективную режиссерскую. Для меня новый мир — это как будто длинная серия фильмов. Я смотрю, наблюдаю, как это все происходит, смотрю на себя со стороны. И это прекрасно.
Олег Видов
Свадьбы-женитьбы
Сам актер в одном из интервью так рассказывал о своей личной жизни: «Первая жена — Мариночка, которую я очень любил, была художник-оформитель. Очень хорошо рисовала. Добрый, милый человек, из хорошей семьи. Мы с Мариной были совсем еще молодые, «зеленые». Наверное, если бы поженились в более старшем возрасте, ужились бы. А так — студенты, оба импульсивные, загорались как спички и быстро сгорали. Мы прожили не долго. Но она — моя первая, очень сильная любовь. К сожалению, не получилось. Бывает. Будучи женатым на Марине, я уже сделал первые успехи в большом кино… Потом мы с Мариной расстались.
Через несколько лет я женился на считавшейся первой красавицей высшего света Наталье Федотовой. Она была дочкой профессора русской истории. Жила в высотке на Котельнической набережной… Наталья очень умная, красивая. Но у нее были свои интересы, своя жизнь. Она была приятельницей Гали Брежневой. Она жила в своей ипостаси. Я — в кино. А ее интересовали другие вещи — власть, партия, «верха». Мы развелись в 1976 году.
У меня два сына — Сергей живет в Америке. И сын Слава, он живет в Москве. Я даже уже дедушка.
Моя теперешняя жена очень добрый, чудесный человек. Она объездила весь мир, работая журналистом. И она, и я, мы всю жизнь работаем. Мы очень хорошо понимаем друг друга, у нас много общего. Мы с ней как единое целое, друг друга поддерживаем. Нам вместе хорошо. Повидали и она, и я очень много. У нас широкое восприятие мира… Я считаю, что женат на ней с того момента, как ее встретил: осенью 1985 года, находясь временно в Италии, я поселился в доме у актера Ричарда Харрисона. Там же останавливалась американская журналистка Джоан Борстен. Когда она приехала, я увидел умного, внимательного, отзывчивого человека. Как увидел ее, так больше и не расставались. Прожили вместе уже 29 лет. У нас крепкий брак».
Всадник без головы
Наверное, как никто другой из тогдашних молодых советских актеров, Видов умудрился сняться в нескольких зарубежных фильмах, в частности в югославских. В конце 60‑х — начале 70‑х годов он снялся в роли партизана Николы в картине «Битва на Неретве», в роли эсэсовца в фильме «О причине смерти не упоминать» (кстати, первая его отрицательная роль), в роли Гавриила в картине «Покой, рождение, горе» («Яд»). Близкое знакомство с Югославией позже сыграет свою роль в жизни Видова (когда он задумает уехать из СССР). Но это будет несколько позже.
Настоящим звездным часом для актера Видова стало участие в съемках советско-кубинского фильма «Всадник без головы» по роману М. Рида. Эту картину в 1971 году снял известный режиссер Владимир Вайншток. Олегу в нем досталась главная роль — Мориса Джеральда. Стоит отметить, что первоначально на роль предполагалось пригласить Стриженова, но Олег сниматься отказался, заявив, что «привык играть героев с головой». Несмотря на то, что фильм «Всадник без головы» получился откровенно слабым, Видов оказался в нем единственным актером, который не портил впечатления от происходящего на экране. Мальчишки играли во дворах в его Мориса Джеральда, влюбленные девушки вешали его фотографию на стены в своих квартирах.
Карьера Видова довольно успешно развивалась до середины 70‑х. В 1973 году он поступил на режиссерское отделение ВГИКа, параллельно с этим не переставал сниматься в кино (например, в 1974 году он снялся с японской актрисой Комаки Курихара в советско-японской мелодраме «Москва, любовь моя», а в 1976‑м — в фильме В. Алова и А. Наумова «Легенда о Тиле» в роли коварного адмирала де Люме).
Побег
И вдруг случилось неожиданное: он практически пропал с широких экранов. Что же произошло? Вот что рассказывает сам Видов:
—В 1976 году я развелся с Натальей Федотовой. С сыном Вячеславом общаться мне не разрешалось. Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин моего отъезда…
Когда я оканчивал режиссерское отделение ВГИКа в 78‑м году, руководство института оказалось перед выбором: вручать мне диплом или нет, потому что «сверху» требовали «не выдавать!». Слава богу, диплом я получил. А потом — по той же причине — сколько ролей я потерял!
Последними работами Видова в советском кино оказались фильмы: «Благочестивая Марта», «Крик тишины», «Срочно… Секретно… Губчека» и «Демидовы».
В год выхода последних фильмов на экран Видову удалось выхлопотать себе поездку в Югославию на съемки очередной зарубежной картины (это был «Оркестр»).
—Правдами и неправдами я оказался в Югославии, начал активно сниматься. Когда под давлением ЦК меня разыскали и в 72 часа приказали вернуться в СССР, друг-актер помог мне тайно перебраться в Австрию, — вспоминал потом Видов.
Потом была Италия и, наконец, Америка.
Побег Видова, конечно же, всполошил советские власти, однако достать его и вернуть обратно они были уже не в силах.
Голливуд
Видов оказался единственным советским артистом, кто, приехав в США, сумел неплохо устроить свою карьеру в Голливуде. (Борис Сичкин и Савелий Крамаров в этом не так преуспели.) Хотя поначалу не все складывалось у него благополучно. Первое время он работал на стройке и получал три с половиной доллара в час. Затем устроился работать на фабрику — там зарплата выросла до пяти долларов. Но коллеги-актеры, выходцы из СССР (тот же Крамаров), стали настойчиво зазывать его в Голливуд. И Видов решил попробовать. Его первой американской картиной стал фильм «Красная жара» — в нем он сыграл советского милиционера (партнером Видова был А. Шварценеггер). Затем его пригласили на съемки «Рэмбо-3», но роль сорвалась. Потерпев неудачу как актер, Видов решил попытать счастья в режиссуре и снял короткометражный фильм для диснеевского канала под названием «Легенда изумрудной принцессы». Этот фильм, в котором Олег исполнял главную роль, получил приз нью-йоркского фестиваля. Только после этого на Видова всерьез обратили внимание американские режиссеры. Так он попал на одну из ролей в фильм Залмана Кинга «Дикая орхидея». Партнером Олега в нем был Микки Рурк. Кстати, для Видова съемки в этом фильме едва не закончились трагически.
«В один из съемочных дней я еду на мотоцикле за Рурком, — вспоминает он. — Микки закладывает крутой вираж, а я ловлю себя на том, что не вижу, куда он поворачивает, просто не вижу дороги. Очнулся я уже где-то в траве, рядом с шоссе. Все подбежали, стали расспрашивать, что случилось, а я и сам понять не могу.
Одним словом, понял я, что заболел. Так и оказалось — врачи обнаружили у меня опухоль на гипофизе. Слава богу, что она оказалась доброкачественной и операция, по мнению врачей, прошла успешно. Но, тем не менее, долгое время я думал, что отдам богу душу, да и чувствую себя с тех пор не очень-то здорово, пропала та энергия, тот напор, с которыми я когда-то работал. И все же сделал в 1993 году фильм «Три дня в августе» — о событиях в России в 1991 году. Затем последовали «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные» и «Моя Антония».
По словам Видова, тех ролей, что он сыграл в Америке, достаточно, чтобы входить в 10 процентов голливудских актеров, ежегодно подтверждающих свой профессиональный статус. А это значит, что актерская гильдия (САГА) гарантирует ему отчисления на пенсию, страховки.
Стоит отметить и такой факт. Именно благодаря стараниям Видова в составе американской гильдии появилась организация «Настоящие русские» — это группа русских актеров-эмигрантов (человек 30), которые борются «против рецидивов «холодной войны» в кино США, то есть против того, чтобы русские в американском кино изображались злодеями или придурками.
* * *
Сегодня Видов с женой по-прежнему живут в Малибу. Они занимаются бизнесом: возглавляют реабилитационный центр в Калифорнии, где оказывается помощь людям, попавшим в зависимость от наркотиков и алкоголя.
Также артист участвует в работе различных кинофестивалей, занимается режиссурой, пишет стихи…
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА