"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Есть ли порядок в хаосе

У многих людей современное искусство часто вызывает недоумение, особенно если они хотят увидеть что-то узнаваемое или пытаются обнаружить в нем некую традиционность, в первую очередь связанную с точным воспроизведением натуры. Однако существует множество иных мнений об искусстве. На выставке, представленной Александром Николаевичем, вы вряд ли сможете получить ответы на вопросы, которые возникают при встрече с коллажированными инсинуациями этого мастера.
Почему? Да потому, что все они рассчитаны на ассоциативное мышление и трудно подчиняются рассудку неискушенного в этом направлении человека.
При долгом всматривании в каждый отдельно взятый лист (на что уйдет немало времени) вы все же сумеете обрести привычные контуры лиц, тел, отдельных частей чего-то еще, которые в результате объединятся вашей фантазией в единое заключение. Но, отойдя от листа, а затем вернувшись, вы будете вынуждены проделать ту же работу еще раз. И не факт, что в вашем сознании всплывет прежний результат. Получается, что единственно верного ключа к разгадке свето-цвето-буквенно-цифрового хаоса не существует, и каждый волен открывать этот «тайник», как ему заблагорассудится.
Пожалуй, наиболее озадачивающим в современном изобразительном искусстве является то, что не всегда бывает понятно, о чем идет речь. Неопределенность (не творца, а нашего восприятия) часто указывает на то, что художник не пытался изобразить какой-то особый сюжет, а исследовал собственные мысли, соотнося их с цветовыми ассоциациями своего состояния или настроения. Мне кажется, что такое искусство является эгоистически амбициозным, и у многих вызывает или агрессивное неприятие, или не основанное на глубоком знании стилевых особенностей этого «изма» лукавое восхищение.
Попробуем разобраться, что же предстает перед нашим взором, попытаемся уловить смысловое значение выставленных работ.
На протяжении двух предшествующих нашему веку столетий появлялись художники, протестующие, а порой радикально отсекающие старые традиции, внедряя в изобразительное искусство новые идеи и оригинальные методы создания современных произведений. Те времена ныне принято определять зарождением авангарда. В XXI веке старый авангард уже перестал быть передовым методом, на смену ему появилось новое определение — инновационное искусство. Некоторые применяют также еще не прижившийся, но в некоторых кругах уже ставший популярным термин «ультра-авангард». Неуютное, совершенно не художественное слово. Как по мне, его придумали для того, чтобы найти повод «впихнуть» нечто ни на что не похожее в общую систему ценностей (не давая никаких гарантий, что в скором времени не выпихнут назад).
Как бы мы ни «выкручивали жилы» этого творческого направления, надо все равно обернуться в сторону Пабло Пикассо, Жоржа Барка, Перси Льюиса, Казимира Малевича и Павла Филонова, больших художников, вошедших в историю искусства и ставших примером для подражания всем последующим авангардистам. Мне кажется, именно Филонов является «путеводной звездой» конкретного творческого раздела Александра Лысенко. Поэтому мы с большими оговорками можем причислить автора этой персональной выставки к направлению, определяемому аналитическим авангардом.
Такая привязка будет вполне допустима, потому что Александр Николаевич является автором двух книг — «Движение формы и цвета в среде» и «Движение формы и тона в цветонасыщенной среде», для многих студентов ставших необходимым учебным пособием.
Вторая часть выставки являет нам черно-белую графику, написанную путаными нитями, паутиннообвивающими не только белый лист, но и наш рассудок. Замысловатые рисунки ведут к образному восприятию зашифрованного в них сюжета, словно мифическая нить Ариадны, помогающая Тесею выбраться из знаменитого лабиринта Минотавра. К графическим листам вполне подходит определение «эстетические ребусы», потому что до момента любования необходимо проделать над собой определенную умственную работу. Сложно, но надо, иначе вы не вникнете в суть ошалелых моделей — опутанных, запутанных, желающих быть распутанными в вашем сознании.
В заключение хочу всем, кто собирается на эту выставку, пожелать терпения, а уж затем приятного просмотра.
Александр Анничев.
Фото автора.