Есть связь между шахтерами и искусством
Само слово «шахтёр» в названии спектакля, на волне сегодняшних событий в Украине, не может не настораживать. И даже не желая быть предвзятым, невольно начинаешь подозревать создателей данной постановки в конъюнктуре и спекуляции актуальной темой. Но лучше всего — это пойти, увидеть спектакль своими глазами и сформировать о нём своё имхо, чтобы потом поделиться ним с читателем — решила наша Команда.
Немного забегая наперёд, скажу, что тема спектакля «Шахтёры‑художники» оказалась далека от политики. Он скорее о вечных ценностях, о том, что касается каждого человека, независимо от его политических воззрений и профессии, — о поисках и познании себя. Но прежде чем делиться с вами своими впечатлениями и мыслями по поводу увиденного, хочу немного рассказать об истории этой постановки. Она очень интересна.
В 2016 году в Украине стартовал конкурс Taking the stage от культурной организации Британского Совета в Украине. Пять самых актуальных пьес, поставленных за последние 15 лет в лучших театрах Британии, специально для конкурса были впервые переведены на украинский язык. По какому принципу выбирали эти пьесы для Украины? Организаторы говорят, что главный критерий — их успех в британских театрах. А еще их отличает одна очень важная особенность: они о мире, в котором живем все мы здесь и сейчас. В конкурсе, объявленном еще летом, приняли участие больше 40 украинских театров и режиссеров, лучшими среди которых оказались 10 финалистов. Одним из них стала харьковский режиссёр Елена Авдеева, которая выбрала для постановки пьесу британского драматурга Ли Холла «Шахтёры‑художники».
Интересно, что у Ли Холла это уже не первая пьеса на «шахтёрскую» тематику. Есть такой замечательный фильм — «Билли Эллиот», для которого он написал сценарий. Это картина о мальчике из шахтёрского посёлка, который мечтает о… балете. И в своём стремлении танцевать, преодолевая непонимание и отторжение окружающих его людей, получает шанс поступить в Королевскую балетную школу.
Пьеса «Шахтеры‑художники» написана по реальным событиям. Она посвящена знаменитой группе «Ашингтон»: в 1934 году группа шахтеров из Ньюкасла наняла профессора искусства, чтобы он по вечерам читал им лекции и помог стать художниками. В итоге шахтеры создали свою арт-группу: она просуществовала 50 лет и получила признание в британском арт‑мире. Работы группы «Ашингтон» сегодня находятся в британском Woodhorn Museum.
Вообще мне была интересна, прежде всего, эта параллель «человек искусства, свободный художник» и «человек рутинного труда, стереотипного мышления». Или, как было заявлено в анонсе: «о странном пути самопознания от «шахтера» к «художнику».
Мне думается, главная идея этой пьесы, её посыл ко всем — задуматься о том, как нас формирует среда, в которой мы обитаем. Традиции, в которых мы выросли, стереотипы мышления окружающих людей, которые подчас не дают нам проявить свою глубинную суть, развиться таланту, который заложен в каждом человеке с рождения. И единственный выход из такой ситуации — это искусство. Ведь как было сказано в спектакле одним из его героев: «Мы занимаемся искусством, чтобы познать себя».
И как тут не вспомнить один из ярчайших примеров в истории, когда именно шахтёрская среда дала толчок творчеству одного из самых гениальных художников — Ван Гогу. Те, кто знакомы с его биографией, знают, что в поисках своего пути Ван Гог стал проповедником в шахтёрском поселении. Наблюдая всю безысходность и невыносимые условия такого существования, он защищал, насколько мог, интересы этих людей, за что церковные власти лишили его работы. После этого Винсент Ван Гог осознал свое истинное предназначение и пришёл к своей собственной религии — искусству.
Но вернёмся к пьесе. О чём она? О поисках себя истинного. О том, что для того, чтобы жить в гармонии с собой, стоит как можно чаще спрашивать себя: «Нахожусь ли я на своём месте? Нравится ли мне то, чем я занимаюсь?» Иногда нужно менять привычный круг общения для того, чтобы хотя бы начать задаваться этими вопросами, впускать в свою жизнь новых, непривычных и порой совсем непонятных людей.
Именно таким человеком оказался для группы шахтёров профессор искусствоведения, ставший, скорее, не учителем рисования, а учителем духовным, проводником в новый мир творчества и вдохновения. Вопросы, которые были подняты в этом спектакле, актуальны для каждого человека. Кто-то из учеников профессора понял, что каждый имеет свой уникальный талант, и что быть шахтёром по призванию, осознание этого — уже большой шаг на пути к внутренней гармонии.
А для кого-то открытие в себе художественного таланта стало настоящей внутренней революцией. Наверное, самое важное сражение в жизни — это сражение с самим собой. Со своими страхами, комплексами, неуверенностью. Боязнью стать «белой вороной» среди тех, кто не нашёл в себе силы идти по своему пути и отстаивать свою индивидуальность.
Хочется упомянуть о том, что к работе над проектом присоединился известный украинский художник Роман Минин, который родился в Донецкой области и исследует шахтерскую тему в своих работах. Роман выступает в качестве художника спектакля.
Спектакль «Шахтёры‑художники» — это приглашение выйти «за рамки». Необычная, очень современная постановка, в которой задействованы самые разные приёмы и эффекты: яркие интерактивные декорации, интересные костюмы и грим, оригинальная электронная музыка и хип‑хоп речитативы, элементы пластического театра и театра теней. Спектакль «Шахтёры‑художники» — это то, что стоит обязательно посмотреть, имхо.
© Катрин Брайт.
Фото: Оксана Коклонская.