Феноменальная дама, Или мистерии музыкальной игры

09.10.2017 07:32   -
Автор:
Туз
Первый ответ кроется в том, что привычная оперная постановка обрела концертный вид: вместо оркестра зазвучал рояль, отсутствие декораций успешно восполнилось общей классической атмосферой зала и соответствующим дресс-кодом исполнителей — дамы в вечерних платьях, мужчины в строгих костюмах, а сопроводительные комментарии ведущей восполнили купюры партитуры, напомнив о лучших театральных традициях. Упрощенный вариант постановки еще раз подтвердил, что опера не требует излишеств. И здесь главным аргументом выступает имя творческого руководителя проекта — заслуженного деятеля искусств Украины, заведующей кафедрой концертмейстерства ХНУИ им. И. П. Котляревского Евгении Никитской. Ее деятельность в музыкальных кругах всегда ценится профессионалами. Говоря современным языком — это бренд, гарантирующий качество, что особо привлекает зрителей.
Тройка
Три действия оперы, гармонично обрамленные текстами «спикера», кандидата искусствоведения Екатерины Подпориновой, прошли как калейдоскоп хорошо известных музыкальных номеров, большинство которых на слуху у меломанов. Тем не менее, учитывая камерное пространство (в сравнении с оперной сценой), многие сольные отрывки (арии, дуэты, баллады) раскрылись по-новому, обнажив весь эмоциональный накал, как при эффекте крупного плана. Так, вся горесть и печаль романса Полины (Валерия Господынько) передалась в бархатном, обволакивающем голосе исполнительницы, в финале романса исходившем, казалось, из самой глубины души. Любовная ария князя Елецкого (народный артист Украины Владимир Болдырев) прозвучала в сдержанном, философском ключе, словно объясняя не столько слепую любовь князя к Лизе, но его безмерную преданность ей. На смену грусти в оперу ворвалась радость вместе с очаровательным дуэтом Прилепы (Юлия Антонова) и Миловзора (Дмитрий Запорожан), исполнившим номер «Искренность пастушки». Их костюмированная сцена стала своего рода открытием вечера, привнеся долю юмора и непринужденности (чего только стоит неповторимый тембр контр-тенора) в драматическом сюжете!
Главный герой оперы — Герман (Николай Гончаров) — ярче всего раскрылся в сцене с графиней (народная артистка Украины Елена Романенко), с легкостью передав смену тревоги наступающим безумием. А безупречное актерское мастерство, с которым солистка изобразила пожилую «коварную даму», при каждом появлении напоминало о том, что для оперного исполнителя мало умения профессионально спеть партию. Едва ли не важнее сыграть роль. Несомненно, парад драматических эмоций в «Пиковой даме» обширно представлен в развитии действия — партия Лизы (Анна Помпеева), изначально наполненная необъяснимой грустью, в финале обнаружила предчувствие неизбежного…
Семерка
Успешная «комбинация» карт будто бы реализовывалась в музыкальной драматургии спектакля. За роялем сменялись концертмейстеры, студенты класса Е. Никитской, лауреаты международных конкурсов: Денис Кашуба, Алексей Волик, Марина Семко, Дмитрий Старцев, Максим Шадько и Дарья Кутлуева. Их смена явно имела определенную закономерность, казалось, сцены, исполняемые солистами, наиболее соответствовали темпераменту аккомпаниаторов. Нежный женский дуэт Лизы и Полины дополнился чувствительной, по-женски мягкой игрой М. Семко, а ключевая сцена объяснения Лизы и Германа с аккомпанементом М. Шадько, заставила вспомнить слова Ф. Шопена, что рояль может звучать как целый оркестр.
Важную роль на протяжении всего спектакля сыграл и хор студентов кафедры хорового дирижирования (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Украины Сергей Прокопов). Дополняя многие сцены, их совместное с солистами исполнение добавило в музыку яркой красочности, постепенно убрав ощущение концертности оперной постановки.
«Пиковая дама», раскрывая свои тайны на сцене, каждый раз напоминает зрителю главную истину, увиденную А. Пушкиным и П. Чайковским: как бы ни изменялся мир — игра продолжается! Вот только чем она закончится? Результат может быть непредсказуемым.
Элеонора Максютенко
Фото: Григорий Ганзбург и Людмила Казакова