Герлинде Отто и Хорошо темперированный клавир: Барокко или романтизм, клавесин или рояль?

07.10.2013 09:12   -
Автор:
В частности, большой интерес харьковской публики — как профессиональных музыкантов, так и просто любителей — вызвало исполнение немецкой гостьей Герлинде Отто, профессором Веймарской высшей школы музыки им. Ф. Листа, всего второго тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха.
Бесспорно, уже тот факт, что кто-то взял на себя смелость исполнить все 24 прелюдии и фуги не для записи, которую можно корректировать в студии и осуществлять по частям, в относительно комфортном для исполнителя режиме, достоин уважения и восхищения. Однако при прослушивании этого удивительного цикла в интерпретации госпожи Отто постоянно возникало ощущение, что пианистка стремилась перенести на фортепиано принципы клавесинной игры, что отражалось, прежде всего, на ритмической стороне музыки. Возникали различные темповые отклонения, преувеличения отдельных интонаций. Парадоксальным образом приемы, призванные приблизить исполнение к идеалу барокко и образу клавесина, в условиях фортепианного звучания делали интерпретацию скорее романтической. Это касалось практически всех прелюдий и фуг, предшествовавших соль-диез минорной. В этой же фуге ритмическая и интонационная причудливость сменились строгостью и ощущением пьесы как одного бесконечно тянущегося фортепианного звука. И это, как ни удивительно, в конечном счете, способствовало куда более убедительному воспроизведению духовной атмосферы музыки барокко.
Очень интересными оказались и полифонические находки в прелюдии и фуге ля‑минор, в которой из двух реально выписанных голосов пианистке удалось создать объемное многоголосное полотно. И все же исполнение всего цикла оставило двойственное впечатление. Бесспорно, баховская музыка универсальна, подобно священному тексту, насыщенному символами и аллегориями, она допускает самые разнообразные толкования, имеющие право на существование.
Но ощутили ли мы в этот вечер благодаря госпоже Отто все духовное и содержательное богатство этой музыки, стали ли хоть немного ближе к пониманию ее сути?