Герои нашей жизни: типичные и исключительные

22.06.2015 07:01   -
Автор:
Две последние по времени постановки «Кармен» в Харькове режиссировал В. Лукашев. Его спектакль 1976 года (дирижер-постановщик А. Калабухин) запомнился яркими вокальными и актерскими удачами И. Яценко и А. Арцемюк (Кармен) и сдержанными, в натуралистическом стиле новеллы П. Мериме, сценографией и костюмами Л. Братченко. В 1994 году на новой оперной сцене родилась сценическая редакция «Кармен» В. Лукашева — В. Жордания. Тот спектакль полюбился благодаря исполнительскому мастерству Е. Романенко и Л. Кутищевой (Кармен), блистательным Эскамилио В. Болдырева и Н. Коваля (Н. Коваль, к слову, неизменно предстанет в образе тореадора и в новой постановке), ярким, эффектным костюмам и сценографии Надежды Швец.
В новом спектакле дирижера В. Плоскины, режиссера А. Калояна и автора сценографии А. Лапина — несколько составов исполнителей главных ролей. Каждый — по-своему интересный. И вот в разгар репетиций мы отправились за кулисы театра, чтобы узнать кое-что о том, как происходит таинство перевоплощения артистов в сценические образы.
Интересно мнение о главной героине спектакля — дебютантке харьковской оперной труппы, в прошлом воспитанницы Московской консерватории, стажистки Мариинского театра и солистки Национальной оперы Украины Вероники Коваль: «По замыслу постановщиков, Кармен — дерзкая, провоцирующая, свободолюбивая, бескомпромиссная, но для меня особенно важно, что она — воплощенная женственность, определенно в Кармен есть кошачьи повадки, а это предполагает тонкость, недосказанность натуры. Потому не хочется сразу «открывать» на сцене все прелести Кармен — тогда и сюжет утратит свое «послевкусие».
Я считаю, что стать Кармен на сцене может та, кто и в жизни отчасти несет в себе ее гены. Тут нужны творческий авантюризм, азарт, страстность, ощущение себя гражданином мира, умение быть счастливым одним днем. К слову, у меня, как и у Кармен, легко получается «влюбляться» в своих сценических партнеров. Не приходится жаловаться, в постановке действительно прекрасные, убедительные исполнители Хозе, Эскамилио, Данкайро, Цуниги и Моралеса!
Любовь и трагедия Кармен? Ее страсть к Хозе становится возможной, потому что в преступном окружении Кармен до того никогда не было таких «правильных» мужчин. Впрочем, оказалось, что Хозе из тех людей, которые, раз преступив закон‑мораль, потом всю жизнь ощущают угрызения совести, и поэтому Кармен он становится неинтересен, начинает ее раздражать. Ведь для нее главное — адреналин свободы, и она никогда ни о чем не жалеет. Поэтому Эскамилио — это визави Кармен. Но не думаю, что и его моя Кармен любит истинной любовью… Влюбленность в кого-то — это просто ее перманентное состояние.
Мой ответ всем, кто пытается опошлить, снизить образ Кармен до вульгарной упрощенности: нет, она личность незаурядная! Иначе пришлось бы признать, что мир уже третье столетие сходит с ума по образу самой обыкновенной цыганки «легкого поведения»!
Образ героя Хозе в спектакле предстоит воплотить заслуженному артисту Украины Сергею Гонтовому. Спектакль Донецкой оперы, в котором я раньше уже исполнял эту партию, был классической в нашем представлении, довольно статичной оперной постановкой, и, что примечательно, осуществленной режиссером из Испании. В нынешней постановке «Кармен» режиссер Армен Калоян добивается от солистов активного действенного поведения, в том числе овладения сценическим боем. Мы ищем не только голосовое выражение, но и психологическое состояние, жест, движение, которые помогут сделать понятными зрителю малейшие событийные нюансы оперы на французском языке.
Калоян ставит «Кармен» о мистическом предназначении, которое люди реализуют в судьбах друг друга. На вопрос, отчего «такой правильный» Хозе, у которого есть красавица-невеста Микаэла, все же уходит от нее к воплощению опасности — Кармен, могу ответить: а для меня Хозе — никакой и не «хороший»! Его натура, поведение — типично мужские. Микаэлу он и не любил по-настоящему никогда, а вот Кармен — воплощение небывалых, новых в его жизни ощущений и чувств. Потому-то вопреки всякой формальной логике, с колоссальным интересом познать ее, Хозе и следует за Кармен до конца… Финал судьбы Хозе в опере «Кармен» открыт. Но, присваивая сценический образ, я ощущаю, что, убив Кармен, мой герой загоняет себя во внутреннюю трагедию.
Исполнительница образа нежной и трогательной Микаэлы Юлия Пискун: «Я играю в готовящейся премьере простую сельскую девушку, которая так любит своего жениха Хозе, что приезжает в город повидаться с ним на его солдатской службе. Причем вопреки желанию представлениям о Микаэле как о скромнице-провинциалке, полному антиподу раскрепощенной Кармен, в нашем спектакле упор делается на женственность, привлекательность Микаэлы. К тому же она сразу проявляет свою смелость — ведь смогла же отбиться от сержанта и солдат, которые не давали ей прохода на площади!
Музыкально партия Микаэлы открылась мне во всей сложности не сразу — только в репетициях я обнаружила, какая моя Микаэла «коварная»! Выучив музыкальный текст роли, я вначале представляла себе свою героиню совсем юным созданием, такой «легкой» по характеру. Но вот в ходе репетиций с режиссером А. Калояном, когда «дух» музыки стал обретать «плоть» мизансцен, конкретных действенных задач, я нашла, что петь эту партию нужно не столько лирическим, сколько драматическим звуком. Теперь самое сложное — обе эти краски в образе оправданно сочетать. Микаэла считает, что должна спасти любимого от разлучницы Кармен. Ради такой цели она, добрая католичка, готова даже ночью идти в горы, чтобы искать там среди контрабандистов своего Хозе. Я свою героиню понимаю. И как актрисе мне очень важно, чтобы образ Микаэлы нашел отклик у зрителей.
Образ Тореадора Эскамилио раскроет в спектакле лауреат престижных международных конкурсов вокалистов Владимир Козлов: «Знакомство с вокальным образом Эскамилио у меня произошло еще до поступления в харьковскую консерваторию — ну тореадор и тореадор! Блистательный, самовлюбленный, одним словом, «звезда»… Я пел его арию и, в общем-то, мало понимал суть характера. Сейчас же благодаря полноценному репетиционному процессу я начал получать удовольствие от того, что играю героя с особой жизненной философией: Эскамилио с легкостью и отвагой ежедневно рискует собственной жизнью, а его конечная цель благородна — пусть победит сильнейший! Наш с режисером А. Калояном Эскамилио — не эгоистичный артист арены, а человек с офицерским чувством долга и чести. У меня был один просто-таки мистический момент на первых репетициях с артистами хора, где кумир толпы тореадор поет свои знаменитые куплеты: вся эта энергия сотен голосов вокруг меня, казалось, просто поднимает Эскамилио над толпой. Вот тогда я понял, насколько мне важно в этой роли держать «высоту», оправдывать поддержку и доверие.
Сейчас мне помогает осознать реальность жизненного типа, которого я играю, все: от роскошных, стильных костюмов тореадора до закупленного для спектакля театрального оружия (навах, сабель, пневматического ружья). Все это дает буквально физически прочувствовать как лоск Эскамилио, так и его постоянный риск, его соперничество со смертью — за жизнь и с Хозе — за Кармен. Относительно Кармен мой Эскамилио не обольщается. Он понимает, что соблазнительная цыганка — воплощенное непостоянство. Кармен — часть его жизненной программы риска, он полон даже мгновениями счастья с нею!
От лица свого тореадора, который всех севильянцев приглашает на корриду, обещая, что это будет прекрасное зрелище и искусство, я всех театралов и меломанов приглашаю 27 июня на премьеру ХНАТОБа «Кармен»!