"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Герой шедевра — ХТЗ

«Небывалый поход»
Михаил Абрамович Кауфман (1897—1980) был одним из трех братьев — известных кинематографистов прошлого века. Как и он, в СССР работал его брат Дзига Вертов (Давид Кауфман), а в США — Борис Кауфман.
Все трое родились в Белостоке в семье букиниста Абеля Кауфмана. Михаил в кино пришел в 1922 году. До 1927 года вместе с Дзигой Вертовым работал на Совкино (Госкино Центральной студии кинохроники). Они стали новаторами в киноискусстве, а специфический стиль работы мастеров немого кино не без юмора описали Карел Чапек, Илья Ильф и Евгений Петров еще в те времена: «мелкие вещи — крупно, все «валится», ноги идут крупно, все едет, летит, плывет, дрожит, отражаясь в лужах. Движение, движение, движение». Позже Михаил Кауфман работал на киностудиях Украины. А с 1941 до 1977 года — режиссёр киностудии «Мостехфильм-Центрнаучфильм». Всего он создал около 40 кинолент. Среди них фильмы: «Цветущая Украина», «Человек с киноаппаратом», «Весной», «Процесс эсеров», «Четыре виртуоза», «Тень от Луны», мультфильм «Сегодня».
Фильм «Небывалый поход» рассказывает о движении «двадцатипятитысячников» — рабочих, которых коммунистическая партия в 1929 году направила на подъём и индустриализацию села. Сельскую местность режиссёр показал как город, который привыкли видеть в то время — суровым, с бесконечной борьбой жителей за самое необходимое. Фильм-репортаж снимался как раз во время строительства ХТЗ — завода и района, таким образом став не только шедевром в стиле авангарда, но и достоверным свидетелем истории нашего города.
«Небывалый поход» десятилетия был спрятан в Центральном Государственном архиве кинофотофонодокументов Украины (ЦДКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного). «В Архиве Пшеничного фильм значился как обычная «кинохроника» и его исторического и художественного веса там оценить не смогли, — пишет бывший директор Центра Довженко Иван Козленко. — В конце концов, в октябре я посмотрел фильм. Я думаю, что это работа на уровне, если не сильнее «Весны». Как всегда у Кауфмана, фильм лишен Вертовского антигуманистического пафоса и погружен в подчеркнуто украинскую бытовую и производственную реальность».
Только в 2015 году парадоксальный шедевр Кауфмана вернулся в культурную среду. На Одесском кинофестивале картина прозвучала в музыкальном сопровождении современного украинского композитора Антона Байбакова, который уже писал музыку для немого кино — Центр Довженко заказал ему музыку к фильму «Одиннадцатый» Дзиги Вертова. Сам Антон называет эту работу лучшим своим произведением, созданным для кино.
Отметим, что, кроме «Небывалого похода», ХТЗ стал героем еще нескольких книг, монографий и документальных фильмов. Завод вдохновил на написание книг «Рождённый дважды» П. Н. Анненкова, «Запас прочности» и «Всему начало: страницы хроники Харьковского тракторного завода» Ю. Е. Махненко. Его тракторы были изображены на почтовых марках. А фильм «Стеклянная дверь», снятый в 1974 году, был отмечен премией Союза журналистов за показ в кино актуальной проблемы. Он повествует о деятельности учебного цеха ХТЗ, опыте и достижениях в вопросах политехнического обучения и профориентации старшеклассников под руководством профессора П. А. Ярмоленко.
Визитная карточка Харькова
Строительство завода началось в апреле 1930 года в степи, за станцией Лосево. Уже в октябре 1931 года завод начал выпуск колёсного трактора СХТЗ 15/30, который был оснащен керосиновым двигателем мощностью 30 лошадиных сил и развивал скорость до 7,4 км/ч. Именно эта модель была наиболее популярной в СССР в 1930—1940 годах. А до конца первой пятилетки (которая заканчивалась в 1932 году) завод выпустил более 17000 тракторов. Через 3 года с конвейера сошёл 100-тысячный трактор, а еще через год — уже 150-тысячный.
В 1937 году ХТЗ начал серийный выпуск гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ. Примечательно, что если в основе СХТЗ 15/30 была конструкция американских разработчиков, то СХТЗ-НАТИ был первым трактором массового производства с конструкцией отечественной разработки.
В 1941 году из-за приближения линии фронта к Харькову было принято решение об эвакуации ХТЗ в город Рубцовск Алтайского края, где уже в августе 1942 года начинается выпуск АСХТЗ-НАТИ.
Обратно в Харьков ХТЗ вернулся еще через год. В 1943 году началось восстановление разрушенных зданий завода, а в конце 1944 года было вновь запущено производство.
Кстати, известно, что Харьковский тракторный завод во время войны выпускал танки. Модель ХТЗ-16 принадлежала к категории «легких танков» и, по сути, являлась сельскохозяйственным гусеничным трактором, который был обшит листами брони и имел на борту пушечное и пулемётное вооружение. Эти бронетракторы поступали на вооружение противотанковых подразделений воинских частей, формируемых в Харьковском военном округе.
В период с 1949 по 1982 год на Харьковском тракторном заводе было выпущено около 10 новых моделей тракторов, а общая численность созданных на заводе машин превысила 2 000 000. Наиболее максимальная производительность завода была достигнута в 80‑е, когда выпуск продукции составлял до 70 тысяч тракторов в год.
Кризис 90‑х существенно ослабил ХТЗ. И все же завод продолжает свою работу и даже начинает производство новых моделей тракторов. Но уже в 2001 году, впервые за 70 лет на Харьковском тракторном заводе из-за отсутствия финансовых средств были приостановлены производство и сборка сельхозтехники. Правда, после непродолжительного простоя работа завода была восстановлена.
В период с 2002 по 2007 год на ХТЗ выпускались тракторы ХТЗ-17221 и ХТЗ-17222, модернизированные машины серии Т-150, колёсные пахотно-пропашные ХТЗ-16131, гусеничные ХТЗ-181, машины для фермеров ХТЗ-3510, фронтальные погрузчики ХТЗ-156. Кроме того, в 2007 году Харьковский тракторный завод представил общественности новую разработку — демонстрационный образец первого бульдозера украинского производства ТС-10.
Экономический кризис в Украине в 2008 году еще больше ухудшил положение завода, который был вынужден сократить рабочую неделю из-за невозможности выплачивать заработную плату сотрудникам. В 2009 году производство на ХТЗ было остановлено на 2 месяца из-за отсутствия заказов.
После 2010 года начинается медленный выход из застоя. Завод налаживает сотрудничество с китайскими компаниями. Он покупает у них необходимые комплектующие. Новая модель малого трактора для фермеров ХТЗ-2410, разработанная в 2013 году, оснащена двигателем мощностью около 25 лошадиных сил именно китайского производства.
В 2014 году Харьковский тракторный завод стал единственным промышленным предприятием Украины, которое завершило отчетный год с прибылью, хотя в целом ВВП страны за тот период сократился на 17 %.
В 2016 году руководство ХТЗ было вынуждено в очередной раз остановить работу предприятия в связи с необходимостью стабилизации финансового положения. Но после 10‑месячного простоя завод возобновил выпуск тракторов в феврале 2017 года. И за первые месяцы работы завод выпустил более 300 тракторов. Одной из первых собранных в феврале 2017 года машин присвоено имя начальника механообрабатывающего цеха завода Сергея Браилко, который работал на заводе 43 года. Это значимое событие для Харькова и харьковчан. Ведь завод — настоящая визитная карточка Харькова — снова в строю.
Поселок будущего «Новый Харьков»
Одновременно с заводом был построен посёлок ХТЗ, где должны были жить рабочие. Проект соцгородка «Новый Харьков», как изначально назывался район ХТЗ, был выполнен Проектно-конструкторским бюро при НКВД под руководством Павла Федотовича Алешина. Возведение района происходило в очень короткие сроки. Район должен был быть идеальным. Таким себе «городом будущего». На территории района расположили транспортную развязку, несколько парковых зон, построили дома с расчетом на 113 тысяч жителей.
Для расселения необходимого числа жителей предусматривалось создать на первых порах 36 жилых комбинатов с населением в 2730 человек в каждом. Выбор этой цифры не случаен. Градостроители проанализировали ряд проектов жилкомбинатов, созданных в те же годы.
Интересно отметить, что при планировании обустройства квартала исходили из того, что интересы детей являются главенствующими. Именно поэтому возможная численность населения квартала, или жилкомбината, как он тогда назывался, рассчитывалась из возможной численности детского населения и типичного состава школы в 280 человек.
Поэтому в каждом жилкомбинате должны быть построены 2 школы-семилетки, 2 детских сада и 1 ясли. Для застройки были выбраны наиболее спокойные с точки зрения рельефа участки размером 350 на 256 метров. Был даже специально рассчитан угол по отношению к меридиану, под которым строился посёлок — это было сделано для обеспечения нормальной солнечной освещённости всех домов одновременно. Все построенные по этому принципу кварталы сохранились на ХТЗ до сегодняшнего дня.
Также при проектировании района использовалась так называемая строчная застройка. Идея состоит в том, чтобы отказаться от старого принципа построения домов, когда строения сооружались вдоль улиц и проспектов, из-за чего практически круглосуточно в таком доме не было тихо из-за уличного шума. Данную проблему на ХТЗ решили, развернув дома на 90 градусов, торцом к основным магистралям.
Ольга Тараб