Главное, ребята, сердцем не стареть

07.11.2014 07:42   -
Автор:
Первые шаги
Аля Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года в небольшом населенном пункте под названием Бекетовка (в настоящее время район Волгограда). Как отмечается в большинстве источников, проявлять интерес к музыкальному искусству девочка стала уже в трехлетнем возрасте. Она отличалась исключительной музыкальной одаренностью, а потому сочинять свои первые композиции начала уже очень и очень рано.
«Однажды Аля Пахмутова, которой только-только исполнилось три года, пошла вместе с мамой Марией Андреевной в кинотеатр. Фильм был музыкальный, с большим количеством песен и красивых мелодий. Придя домой, мама ушла на кухню, а дочка осталась в комнате, где на самом видном месте стояло пианино. Мария Андреевна готовила обед, как вдруг услышала, что кто-то наигрывает, и достаточно точно и чисто, мелодии из только что просмотренного фильма. Играть могла только Аля, но ведь ей всего три года и никто ее до этого музыке не учил! Мария Андреевна вошла в комнату и увидела стоящую у пианино дочку. Она положила на стул стопку книг, подсадила девочку к пианино и долго с удивлением слушала ее игру. Позже с Алей стал заниматься отец, рабочий бекетовского лесозавода и одновременно неплохой музыкант-любитель, — пишут биографы.
По легенде, свою первую мелодию девочка написала уже в пять лет. Пьеса для фортепиано «Петухи поют» до сих пор считается первым произведением в карьере Александры Пахмутовой.
Видя тягу дочери к музыкальному искусству, родители Саши в семь лет отдали ее в городскую музыкальную школу, где она впоследствии училась пять лет — вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году Пахмутова оставила учебу, а вместе с ней и родной Сталинград, отправившись вместе с другими детьми в Караганду, где располагались лагеря для гражданского населения. Там же, в Казахстане, Пахмутова продолжила обучение в местной музыкальной школе (которой, кстати сказать, вскоре был присвоен статус училища). Ее обучение проходило гладко. Александра планомерно совершенствовала свое мастерство. Однако в один прекрасный момент поняла, что хочет большего и, собрав нехитрые пожитки, отправилась в далекую Москву. На дворе стоял 1943 год. В самый разгар войны данный поступок казался безумием. Но Александра не собиралась сворачивать с намеченного пути. Добравшись до Москвы, она подала документы в Центральную музыкальную школу, которая работала при Московской государственной консерватории имени Чайковского. В этом месте она стала учиться на факультете фортепианной музыки, а параллельно посещать кружок юных композиторов.
В этот период ее педагогами и наставниками были выдающиеся советские композиторы Николай Пейко и Виссарион Шебалин. Последний также стал ее куратором после того как девушка поступила на композиторское отделение консерватории. У Шебалина Пахмутова также проходила курс обучения в аспирантуре.
«Мне и моим ровесникам просто посчастливилось: когда учились в послевоенное время в Московской консерватории, с нами работали выдающиеся педагоги. В частности, имела счастье быть ученицей выдающегося композитора Виссариона Шебалина. Он в свою очередь был учеником народного артиста СССР Николая Мясковского, а тот — Николая Андреевича Римского-Корсакова. Такая вот взаимосвязь поколений, где все очень близко!
Помню, еще с нами работал великий пианист и композитор Александр Борисович Гольденвейзер. Он был уже в возрасте — где-то под восемьдесят. Я занималась на кафедре специального фортепиано, и нам дали на ночь Малый зал Московской консерватории, чтобы мы репетировали перед экзаменом. Так вот, Гольденвейзер вечером приезжал и всю ночь сидел с нами и слушал нас, дураков! Ему это было вредно — он давно должен был отдыхать дома. К тому же Александр Борисович понимал, что эти молодые люди на сцене не принесут ему славы — мы не готовились выступать на конкурсе или сольном концерте. И все равно, этот великий педагог и поистине великий человек оставался с нами! А сколько интересного он нам рассказывал о музыке и музыкантах!» — вспоминала она.

«Почему забыто время, когда поэзия, классика через радио, школу входили в каждую деревню? Я родилась в Бекетовке на Волге. В поселке был сарай и мы там устроили театр. Выбрали «Сказку о рыбаке и рыбке». Мне доверили из покрашенной синькой марли изображать море. Мне едва исполнилось пять лет, но Пушкин, как и для других мальчишек, девчонок из нашего двора, уже был свой. Как к родному относились к нему и в нашей семье. «Лебединое озеро» мы знали в детском саду. Это дало толчок и к дальнейшему развитию, желанию сделать что-то серьезное, по-настоящему полезное. А сегодня на первом плане стремление расслабиться, развлечься. Это опасный крен. К тому же все пронизано коммерцией. Меня, например, часто просят продать ту или иную песню. Но я вдохновением не торгую. Обычно просто дарю. Да и вообще как можно, сидим, разговариваем и я говорю: «Плати»!? Даже представить себя этого не могу».
Александра Пахмутова

Слава
В течение своей жизни Александра Пахмутова работала в самых разнообразных жанрах. Она писала музыку для симфонических оркестров, а также создавала произведения кантатно-ораториального жанра. На музыку нашей сегодняшней героини поставлены балетные спектакли в московском Большом театре, а также в Одесском государственном театре оперы и балета. Данные успехи сделали Александру Пахмутову признанным деятелем искусства СССР, а также принесли ей многие государственные награды.
Однако, несмотря на это, наибольшую славу актрисе обеспечили произведения, созданные для массовой культуры. Так, в частности, музыка композитора звучит в таких кинофильмах как «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Полынь — трава горькая», «Сын за отца», «Битва за Москву», «О спорт, — ты мир!», «Семья Ульяновых», «Моя любовь на третьем курсе», а также во многих других картинах. Кроме того, Александрой Пахмутовой создан целый ряд песенных произведений, которые впоследствии исполнялись ведущими артистами советской эстрады. Именно они, собственно, и сделали нашу сегодняшнюю героиню настоящей звездой на пространстве Советского Союза.
В разные периоды времени из-под пера Александры Пахмутовой вышли такие песни как «Беловежская пуща» («Песняры»), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (Лев Барашков), «До свиданья, Москва», (Лев Лещенко и Татьяна Анциферова), «И вновь продолжается бой» (Иосиф Кобзон), «Нежность» (Майя Кристалинская), «Трус не играет в хоккей» (Вадим Мулерман), а также многие другие замечательные композиции.
Кроме того, песни композитора исполняли также такие звезды тех лет как Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Эдита Пьеха, София Ротару, Анна Герман и некоторые другие исполнители. Композиции Пахмутовой также находятся в репертуаре некоторых оркестров, в том числе нескольких детских студий. В данном контексте стоит отметить, что Александра Пахмутова часто создавала композиции для детских коллективов. В разные годы ею было написано около сорока песен, которые впоследствии прозвучали в мультипликационных фильмах, а также попали в репертуар детских ансамблей. Не менее яркой была судьба и других ее композиций. Песни Александры Пахмутовой, выдержанные в традиции советской эстрадной классики, стали культовыми хитами уже во времена СССР. Многие из них остаются настоящими шлягерами и сегодня. В течение большей части своей жизни (1968–1991) Александра Николаевна занимала почетный пост секретаря правления Союза композиторов СССР. Оставить этот пост Пахмутовой пришлось лишь после его упразднения.
Признание
За свою выдающуюся карьеру в мире советского музыкального искусства композитор была награждена званиями заслуженного деятеля искусств и народной артистки.
Кроме того, в ее коллекции есть орден Франциска Скорины (Беларусь), российская премия «Овация» и некоторые другие награды. В настоящее время Александра Николаевна также является почетным гражданином Луганска, Волгограда, Братска, Москвы, Магнитогорска и Усть-Илимска. Все это еще раз говорит о высоком признании заслуг композитора. В последние годы наша сегодняшняя героиня ведет тихий образ жизни. Время от времени она также появляется на концертах, а также сочиняет новые мелодии. Однако музыкальным творчеством Александра Николаевна занимается уже только для души.
Стоит добавить, что большую часть своей жизни Александра Пахмутова прожила с одним мужчиной — композитором и поэтом Николаем Добронравовым, в сотрудничестве с которым ею было написано множество хитов. Пара живет в Москве. Детей у них нет.
«Мы познакомились еще в 56‑м. Нас вместе попросили сочинить на конкурс песню о летних каникулах. Получилась «Лодочка моторная». С тех пор, как многие шутят, на этой лодочке вместе и плывем по жизни. Кстати, Николай Николаевич родился в Ленинграде. Здесь он встретил войну, блокаду, затем эвакуация, детский дом… В нашей семье споры бывают, потому что не всегда совпадает отношение к тому, что делаем. Но обходится без обид. Мой рецепт, главное, не придираться к мелочам. Тогда многие проблемы отпадут сами собой», — рассказала в одном из интервью Александра Пахмутова.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА