Главный чародей экрана

18.01.2016 07:40   -
Автор:
Эммануил Гедеонович Виторган появился на свет в Баку, Азербайджанская ССР, 27 декабря 1939 года, в еврейской семье. Родители будущего актера были выходцами из Одессы. Отец занимал большую должность в мукомольной промышленности, а мать была домохозяйкой. Эммануил, который получил имя в честь дяди, был младшим ребенком в семье. Кроме него родители воспитывали старшего сына Владимира.
Из-за работы отца семья Виторганов часто переезжала, поэтому школу Эммануил окончил уже в Астрахани. Когда он сообщил, что хочет поступать в театральный, родители поддержали его решение. Однако в Москве ему отказали во всех театральных вузах. Тогда Эммануил отправился в Ленинград, где был принят в ЛГИТМиК.
Учеба в Ленинграде стала первым большим испытанием в жизни актера. Ему пришлось научиться заботиться не только о себе, но и о своей первой семье. В студенческие годы Виторган женился на однокурснице Тамаре Румянцевой, и вскоре у них родилась дочь Ксения. Ответственность, которая легла на плечи Эммануила, сформировала в нем стойкий характер.
Кроме этого, большое влияние на него в эти годы оказал руководитель курса Борис Вульфович Зон. По словам Виторгана, он заложил фундамент, который был связан с актерской профессией. Таким образом, в 1961 году, по окончании института, Эммануил уже имел за плечами большой жизненный опыт.
 Работа в театре
После окончания университета Эммануила Виторгана приняли на работу в Театр им. А. С. Пушкина. Однако уже в 1963 году он был зачислен в Театр драмы и комедии. Здесь актер сыграл свои первые значимые роли, которые принесли ему известность в театральных кругах. А затем Георгий Товстоногов предложил ему работу в Театре Ленинского комсомола.
Ленком, как его называли в театральных кругах, сыграл большую роль в карьере и жизни Виторгана. Здесь он впервые встретил актрису Аллу Балтер, в которую влюбился с первого взгляда. Когда их поставили играть влюбленных Бернардо и Аниту в постановке «Вестсайдская история», многие сразу поняли, что это больше чем игра. Так и оказалось. Через некоторое время Эммануила и Аллу называли самой красивой парой Ленинграда и сравнивали с Аленом Делоном и Роми Шнайдер.
По словам актера, разводился он трудно. Жена не хотела его видеть и попросила уехать из города. Ему пришлось переехать в Москву. Там он еще очень долго страдал. Как рассказал Виторган, этот поступок является для него самым большим грехом в жизни. Не только потому, что развелся, но и потому, что оставил ребенка. Но врать своей семье он тоже не хотел. От лжи становилось только хуже.
В 1970 году Эммануил и Алла поженились, а спустя два года у них родился сын Максим. Это событие стало одним из немногих приятных за последние годы жизни актера. Молодожены устроились в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского, где продолжили свою артистическую карьеру.
В Театре им. Станиславского Эммануил Виторган сыграл много замечательных ролей. Это и Ивченко в постановке «Взрослая дочь молодого человека», и Кристиан в «Сирано де Бержерак», и помощник шерифа Файл в «Продавце дождя». Благодаря хорошим внешним данным, подвижному артистическому таланту, невероятной харизме актеру удалось достичь потрясающих результатов.
В 1982 году Эммануил Гедеонович перебрался в Театр драмы и комедии на Таганке, а через два года стал актером Театра им. В. В. Маяковского. Именно здесь он сыграл свои лучшие роли, благодаря которым получил славу и признание. Среди них стоит отметить роли Клима Самгина в постановке «Жизнь Клима Самгина», Марка Антония в «Игре теней», Адмирала Нельсона в «Виктории?», Крогстада в «Кукольном доме».
Карьера в кино
 Эммануил Виторган дебютировал в кино в 1960 году, однако до конца 70‑х годов оставался практически неизвестным. Он предпочитал работать в театре и лишь изредка появлялся в эпизодических ролях. Первой, более менее заметной работой актера стала роль Никитского в телевизионном фильме «Кортик» (1973). Затем последовали эпизодические роли в картинах «Самый жаркий месяц» (1974), «Время не ждет» (1975), «Легко быть добрым» (1976).
Только в 1978 году Виторган исполнил по-настоящему большую и значимую роль в телевизионном многосерийном фильме «И это все о нем». Образ уголовника Глеба Заварзина, который создал на экране Эммануил, принес ему первую известность в кинематографических кругах. Примечательно, что и стиль одежды, и специфический говор Заварзина актер придумал сам.
После роли Заварзина Виторгана начали стабильно приглашать в кино. Причем больше всего ему стали предлагать отрицательные роли: фашистов, шпионов, агентов ЦРУ. По словам актера, этому во многом способствовал его облик. Дело в том, что в те времена было принято изображать злодеев стройными, высокими, импозантными, а героев — лопоухими и курносыми. Естественно, он попадал в первую категорию.
Таким Эммануила Гедеоновича запомнили в приключенческой картине «Эмиссар заграничного центра» (1979), где он сыграл барона Врангеля, детективном фильме «Профессия — следователь» (1982), в котором он исполнил роль главаря банды Виктора Лыкина. Были и другие отрицательные персонажи в карьере Виторгана.
В то же время актер гармонично смотрелся и в образе положительных героев. Например, он блестяще исполнил роли комиссара Брестской крепости Фомина в исторической ленте «Битва за Москву» (1985), режиссера Прокудина-Горского в картине «Анна Карамазофф» (1991), следователя Бориса Зотова в комедии «Не будите спящую собаку» (1991).
Но самой, пожалуй, запомнившейся зрителям ролью Виторгана стал сотрудник института волшебства НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг) Виктор Ковров. До сих пор, встретив на улице Виторгана, народ восклицает: «Главное, чтобы костюмчик сидел!» Актер на это обращение не обижается. «Фамилия у меня сложная, имя-отчество — еще сложнее, — говорит он. — Главное, чтобы вспоминали».
Кстати, на роль Коврова претендовали многие актеры, в том числе Георгий Бурков, Александр Ширвиндт и даже Андрей Миронов. Но кастинг выиграл Виторган — было в нем что-то волшебное, немножко нереальное. Смешную парочку Эммануила Виторгана и Михаила Светина в образе Коврова и Брыля авторы фильма утвердили следующим образом. Светин с Виторганом повторяли перед пробами текст. Съемочная группа увидела, как они стоят и общаются, как Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд, это было настолько ярко, смешно… Они в итоге и создали практически всю атмосферу этого волшебного института.
Во второй половине 90‑х годов Эммануил Виторган практически перестал сниматься в кино, лишь изредка появляясь в небольших эпизодах. Как рассказал сам актер, все это время он проводил с женой Аллой, у которой диагностировали рак. Несмотря на длительное лечение, спасти супругу не удалось, и в 2000 году она умерла. Смерть Аллы Балтер надолго выбила Эммануила из колеи.
Последние годы
Несмотря на смерть любимой жены, Эммануил Виторган нашел в себе силы вернуться к работе. Справиться с горем ему помогла новая спутница жизни — Ирина Млодик. С Ириной Эммануил познакомился еще в 1993 году, когда она помогала ему и его сыну Максиму выпустить постановку «Шаман с Бродвея». С тех пор они стали друзьями, а в начале 2000‑х у них завязался роман.
В 2003 году Эммануил и Ирина поженились. С тех пор они живут вместе. По словам Виторгана, Ирина спасла его от мук одиночества.
Эммануил Гедеонович продолжает играть в театре, а также активно снимается в кино. В последние годы он исполнил множество запоминающихся ролей. Это и князь Петр Долгорукий в телесериале «Бедная Настя» (2003), и Сергей Шпигельглас в драматическом сериале «Дети Арбата» (2004), и главврач Михаил Иосифович Бреславец в телесериале «Склифософский» (2011). В 2014 году с участием актера вышел фильм «Елки 1914».
Вот что актер сам рассказывает: «Уже 21 год существует Виторган-клуб, который был создан еще при жизни Аллочки Балтер, моей супруги, с которой я прожил более 30‑ти лет. Сейчас всеми делами занимается моя жена Ирина Виторган. А 5 лет назад мы открыли КУЛЬТурный Центр Эммануила Виторгана на Остоженке. Город выделил нам в аренду помещение, и нам пришлось даже своими силами восстанавливать это разрушенное здание. И теперь в нашем доме постоянно проходят потрясающие творческие вечера, собираются актеры, музыканты, деятели культуры и люди других профессий. Кроме этого, проходят спектакли, музыкальные встречи, премьерные показы игрового и документального кино зарубежных и отечественных режиссеров».
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА