"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Гостиная на Дворянской, Джон Леннон и “Харьковские Династии” – газета «Харьковские известия»

Это совместный проект творческого клуба «Гостиная на Дворянской», культурно-делового центра «Рубаненко и партнёры» и Харьковского художественного музея.
— В этом году у нас на троих небольшой юбилей — 15 лет творческого сотрудничества в организации династических выставок, — сказал на открытии соучредитель клуба, член исполкома Харьковского городского совета Леонид Рубаненко. — Организаторы новой выставки представили харьковчанам и гостям нашего города творческие достижения трех поколений династии Побединых. Это обязательное условие проекта — наличие в семье не менее трёх поколений представителей одной профессии. А художник, как правило, личность многогранная. И как визуальное искусство насчитывает множество жанров и техник, так многогранность присутствует в творчестве четверых Побединых, что нашло своё отражение в экспозиции выставки, стержнем которой стал графический дизайн.
— Наша выставка начала свою работу 9 октября, в юбилейный день рождения Джона Леннона… Связи вроде бы никакой. И всё-таки не отделаться от мысли, что его, пожалуй, самая известная и любимая планетой песня «Дайте миру шанс» каким-нибудь мистическим образом поможет и нам. Поможет в борьбе с эпидемией, в достижении мира, в преодолении косности и рутины, да мало ли в чём… И мы в Гостиной вместе с авторами, организаторами и посетителями внесём свою лепту в общую победу, дадим шанс друг другу. Мистика, рождённая искусством, не опасна, а привлекательна, — добавила к остальным выступлениям романтичная хозяйка Гостиной Людмила Рубаненко.
Сначала экспозиция открылась, как обычно, в выставочном зале Гостиной. Но пандемия всё сильнее наступала на город, и для посетителей выставка на время стала недоступной. Однако «Гостиная на Дворянской» не была бы Гостиной, если бы забыла о своих завсегдатаях и не придумала, как выйти из положения. Устроители решили, что выставка online только расширит её культурные возможности и количество посещений. С возобновлением работы выставочных залов одна из авторов представленных работ Анна Победина по предварительной договорённости приходит на выставку, и для своих учеников, друзей и поклонников сама проводит экскурсии:
— Родоначальник нашей династии — мой дедушка Владимир Алексеевич Победин, по диплому «книжный график», — начинает рассказ Анна. — Он создатель известных по сей день эмблем и логотипов многих украинских предприятий, товарных знаков. Интересно, узнаете ли вы их. Кстати, молодые ребята — посетители выставки, когда видят ленту с этими знаками, говорят: «Вот бы нам на стены такие обои! Было бы круто!» Несмотря на то что данные товарные знаки были сделаны 50 и более лет назад, молодёжь почему-то хочет такие обои именно сегодня. Ещё есть работы Владимира Алексеевича из Харьковского художественного музея, несколько набросков, один из них 1938 года из Рязанского художественного училища, — это голова натурщицы в трёх видах, а также литография.
— Аня, выпускники Рязанского училища отличаются почерком, манерой, стилем письма от харьковских выпускников? Вам как специалисту это видно?
— Это от времени зависит, условно говоря, от специалистов, которые учат, откуда они приехали, и что оканчивали сами. К примеру, у нас были преподаватели, специалисты из Петербургской академии художеств, очень хорошие. Да, есть, наверное, особенности, но я не могу указать на них. Всё очень зависит от времени. — А ваш главный педагог — дедушка? — Он был прекрасным преподавателем композиции в Худпроме на протяжении почти сорока лет и создателем чудных акварельных пейзажей для души. Кстати, в институте я училась у него в группе, и эта группа была одной из последних, которую он выпустил как педагог. Тут — прямое попадание. Но у меня есть ещё два преподавателя музыки, с которыми я до сих пор занимаюсь, и человек, который привил мне любовь именно к графике. А вот в живописи у меня не было такого человека, поэтому я и не живописец.
— Аня, ваш старший дядя Сергей Владимирович Победин, по профессии фотограф-репортёр?
— Да, его работы сегодня отнесли бы к художественной фотографии, а самого автора назвали бы фотохудожником. Но даже в его фоторепортажах для газет «Вечерний Харьков», «Южная магистраль», другие читатели советского периода, пожалуй, видели отголоски графического дизайна. К сожалению, его репортажные работы не очень сохранились, всего несколько фотографий, а в основном работы, которые он делал, были для выставок, фотовыставок, и наши семейные портреты. — А младший дядя Константин, специализация которого по диплому «промышленная графика»? — Да. На династической выставке представлено не только его визуальное творчество, но сделаны и литературные акценты. Им написаны самобытные тексты, повествующие зрителям о каждом представителе династии. Сейчас он живёт и работает в Москве, вполне успешно там публикуется, его литературные издания достаточно популярны, хотя начинал он тоже как художник-график и учился так же, как я и мой дед, в Харькове. В центре зала находятся три литографии Константина Владимировича и одна картина-коллаж.
— Вы — внучка своего деда, и даже специализация по диплому — «графический дизайн». По мнению критиков, ваши графические работы незаурядны, главное хобби — игра на скрипке. Творческий дуэт Владимир Скип и Анна Победина — известен в Харькове. По мнению дяди Константина, сообща вам удаётся делать массу очень разных, иногда головокружительно сложных, иногда классически сдержанных импозантных дизайнов.
— Честно говоря, в этой выставке я выступила не так, как обычно. После окончания Харьковской академии дизайна и искусств занималась офортом, гравюрой, немного литографией, линогравюрой, шёлкографией, и на прошлой моей выставке в Гостиной были представлены именно такие, графические работы. В этот раз я представила абсолютно новые две серии в технике коллаж, причём обе посвящены моим дочерям… А дядя выдал мне папку и строго-настрого приказал, какие работы можно взять, как именно их расположить и т. д. и т. п. Я, конечно, всё в точности исполнила. Собственно эти, дяди Кости работы, они такие простые, как почеркушки небольшие на рисунках, но именно их он предложил почему-то. Может быть, потому, что такие сейчас очень популярны, во всяком случае, вырывают их чуть ли не из-под пера.
— Вы знаете, кинематографисты почеркушками называют наброски, зарисовки, этюды художников кино, то есть: сценарий, фото отобранных актёров, и то, как художник видит ту или иную сцену, кадр, как его выстроить. Всё в большом, толстом альбоме — предтече кинофильма. Как интересно иногда переплетаются термины разных жанров искусства…
— У Пабло Пикассо то, что одной линией нарисовано — какие-то фигурки, у нас в Пархомовском музее такое есть, тот же голубок с веточкой — тоже своего рода почеркушка. А что касается нашего творческого дуэта с Владимиром Степановичем Скипенко, мы работаем уже почти 10 лет, все абсолютно выставки, которые проходят здесь, в этом зале, оформляем мы. Особенно документальные, то есть всё собирается, подбирается в файлы непосредственно мной.
— Аня, живописец, баталист, портретист ближе к концу жизни приобретают профзаболевания в виде слепоты, туберкулёза лёгких, сухотки кости, как тогда говорили, рабочей руки, или обеих, как у Репина. Что для вашего жанра, простите, характерно?
— Графики более скрупулёзные в работе, в исполнении её, работают с более мелкими деталями. Профессиональные заболевания? Скорее всего, зрение плохое. Но это же не у всех, у меня до сих пор хорошее, хотя я много занимаюсь.
— Боровиковский и Брюллов своим инфантам и княжнам тоже каждый цветочек выписали на их шёлковых платьицах.
— Это называется сейчас графичность живописи и считается не совсем типичным. Хотя старые мастера здесь очень преуспели. Сейчас это считается прерогативой графика.