Гравюры Альбрехта Дюрера
Мероприятие будет посвящено 545-летию со дня рождения немецкого художника.
На выставке гравюр представлены 26 произведений мастера, выполненных в технике ксилографии и резцовой гравюры на меди, а также 36 репродукционных гравюр XIX века высокого качества.
«Большая часть работ из собрания Харьковского художественного музея была приобретена В. Н. Каразиным в Санкт-Петербурге в 1804 году у коллекционера Фридриха Аделунга, — рассказывают организаторы. — В 1805 году эта коллекция стала собственностью Харьковского университета. «Прогулка» (1478) — одна из ранних гравюр мастера, которая неизменно привлекает к себе внимание ценителей искусства благодаря загадочному сюжету. Это одна из многочисленных работ художника, посвященных теме Memento mori.
В состав коллекции западноевропейской графики Харьковского художественного музея также входят редкие резцовые гравюры из собрания А. М. Алферова — «Морское чудо» (1498) и «Четыре ведьмы» (1497).
На выставке также представлена серия гравюр «Жизнь Марии» (1502–1510), которая более, чем любое другое произведение Дюрера, углубляет зрителя в реальную немецкую жизнь начала XVI века. Отдельные листы цикла «Жизнь Марии» из музейного собрания выполнены одновременно в двух разных видах гравюры — на меди и на дереве.
«Портрет занимал значительное место в творчестве Дюрера-живописца. В последние годы жизни он и в гравюре обратился к этому жанру. В коллекции музея хранятся два графических изображения близких друзей мастера: Виллибальда Пиркхеймера и Ульриха Варнбюлера. Портреты, выполненные Дюрером, несомненно, — своеобразный прижизненный памятник его современникам», — говорят в музее.
Графическое наследие Альбрехта Дюрера значительно. В настоящее время известно 105 гравюр на меди, включая офорты и гравюры сухой иглой, и 189 гравюр на дереве. Мастерская Дюрера выпускала огромное количество отпечатков и при жизни мастера, и после его смерти. В Харьковском художественном музее сегодня хранятся 26 произведений великого немца. Значимость и ценность каждого отпечатка с дюреровской доски зависит от времени его изготовления. При датировке всегда учитывается наличие царапин, потертостей, трещин на доске, а также возраст и водяные знаки бумаги. «Учитывая сказанное, мы можем гордиться тем, что большая часть листов Дюрера из собрания нашего музея относится к концу XV — началу XVI века», — делятся впечатлениями организаторы.