Грустный комик – газета «Харьковские известия»
Этого неповторимого актера называли королем эпизода, вторым после Чаплина грустным комиком. Несмотря на яркое комедийное амплуа, его глаза всегда оставались серьезными и печальными. Он был украшением любого фильма…
ПЕРВЫЕ РОЛИ
Борислав Брондуков родился в первый день весны 1938 года в селе Дубава неподалеку от Киева. Мама хотела назвать новорожденного мальчика Болеславом, но когда родители пришли регистрировать младенца, чиновники отказались записать такое имя, так как у них не было его в списках. В результате в свидетельстве о рождении было записано другое имя — Бронислав, но когда позже Брондуков стал сниматься в кино, он изменил свое имя и стал Бориславом.
Окончив в 1960 году в Киеве строительный техникум, будущий актер пошел работать прорабом на стройку, позже перешел на завод «Арсенал» и участвовал в самодеятельности. Его выступление увидел ректор Театрального института имени Карпенко-Карого Николай Заднепровский, и предложил поступить в его институт. В 1961 году Брондуков подал туда документы, но в приемной комиссии ему ответили: «Знаете, с такой внешностью, как у вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься». Брондуков обиделся и хотел уйти, но в комнату зашел Заднепровский и сказал: «Вы чего его гоните?! Да он знаменитым артистом станет! Я видел, как он в заводском народном театре играет. А ну-ка берите у него документы!»
Он отказывался от центральных ролей, если они ему не нравились, и всегда мог, по его словам, из любого эпизода «сделать конфету».
Уже в 1962 году Брондуков снялся в фильме Сергея Параджанова «Цветы на камне», но первая роль не принесла актеру заметного успеха. А в 1965 году, окончив театральный институт, Борислав начал работать актером на Киевской киностудии имени Александра Довженко, и после нескольких эпизодических работ снялся в 1968 году в фильме Леонида Осыки «Каменный крест», где сыграл вора, забравшегося в нищую хату старого крестьянина. За эту роль актер получил диплом III Всесоюзного кинофестиваля, и она стала единственной трагической ролью в его творческой карьере. Любопытно, что озвучивал персонажа Борислава Брондукова другой актер, а вот пел он в фильме самостоятельно.
В 1970-е годы Брондуков сыграл ряд эпизодических ролей в фильмах «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса» и «Шаг с крыши», а также был отмечен публикой в фильме режиссера Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» и в фильме режиссера Сергея Микаэляна «Премия». Эти работы в кино быстро завоевали признание зрителей.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В начале 60-х годов, сразу после окончания института, он женился на студентке Ленинградского политехнического института. Но тот брак был коротким: сразу после свадьбы актер выяснил, что его молодая жена с детства страдает психическим заболеванием, которое периодически дает о себе знать.
Только в 1968 году, познакомившись со своей новой любовью Екатериной, Борислав ожил по-настоящему. Они встретились в киевском аэропорту «Жуляны», куда оба пришли провожать известного актера Ивана Миколайчука. На тот момент Борислав Брондуков уже разменял четвертый десяток, а Кате только-только исполнилось 18 лет. Артист влюбился в эту молодую красавицу без памяти. Почти год он добивался расположения Екатерины, которая только позднее поняла, как много она бы потеряла, если бы отвергла ухаживания актера. В феврале 1969 года в Одессе Борислав и Екатерина объявили о своей помолвке, а спустя два месяца сыграли свадьбу. Через год в их семье родился первенец, сын Константин, а его младший брат Богдан появился на свет еще через девять лет.
Нужно сказать, что эта пара безумно любила друг друга. Так как карьера артиста требует постоянной отлучки из дома, Брондуков по много месяцев был на гастролях, но и оттуда он очень часто присылал жене любовные письма, к которым неизменно прилагал стихотворения собственного сочинения. Позднее Екатерина Брондукова издаст книгу под названием «Тринадцать исповедей», в которой будет присутствовать лирика ее мужа.
АФОНЯ
В 1975 году Брондуков сыграл в комедии Георгия Данелии «Афоня», и сразу после выхода фильма стал знаменитым. Немногие знают, что в этой картине Брондуков мог сыграть главную роль. Поначалу фильм собирался снимать на киевской студии имени Довженко друг Брондукова Леонид Осыка, который планировал взять Борислава на роль Борщова. Но вскоре было принято решение о съемках картины на «Мосфильме», а режиссером стал Георгий Данелия. Знавший Брондукова сценарист Александр Бородянский уговорил Данелию пригласить Борислава на эпизодическую роль алкаша Федула, которая содержала всего одну реплику. После проб Данелия буквально влюбился в актера, и в результате обсуждения образа роль разрослась до нескольких сцен. Кстати, перевернув вверх дном всю костюмерную «Мосфильма», Брондуков так и не нашел подходящий костюм, и снимался в старом свитере самого Данелии, который тот нашел у себя на даче.
УСПЕХ
В 1976 году Брондуков снялся у режиссера Эмиля Лотяну в картине «Табор уходит в небо» и в комедии режиссера Виталия Мельникова «Женитьба» по пьесе Гоголя. Удачной была роль Брондукова и в еще одной комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», а также он с большим успехом сыграл у Эльдара Рязанова в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж» и «Жестокий романс». Комедийный талант Брондукова проявился в фильмах «Смотри в оба», «Раз на раз не приходится» и «Зелёный фургон», в котором он прекрасно справился с ролью милиционера Грищенко. Кстати, на роль Грищенко режиссер фильма Александр Павловский даже не пробовал актера, а просто ему позвонил и пригласил на съемки.
— Я побаивался его, потому что ходили слухи, что он тяжелый в работе, но все равно никого другого нет, а есть Брондуков, — вспоминал Александр Павловский. — Но якобы «сложный в работе» Брондуков оказался застенчивым на съемочной площадке и безудержным шутником вне ее. При том, что сам Брондуков говорил с легким украинским акцентом, над характерным говором Грищенко специально работали — Борислав вместе с режиссером составляли словарный запас старшего милиционера буквально по слову: в нем должны были быть украинские выражения, но ровно столько, чтобы их поняли остальные советские зрители.
ЖИЗНЬ НА ГРАНИ
В 1980-е годы Брондуков сыграл одну из самых запомнившихся зрителям ролей — инспектора Лестрейда. В знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе Борислав Николаевич попал благодаря Алле Демидовой, которая обратила на Брондукова внимание своего мужа, одного из авторов сценария сериала. Актера пригласили на семейные посиделки, где присутствовал режиссер Масленников, который сразу сказал: «Боренька, ты нам очень подходишь, но вот речь… Не очень она у тебя «английская». Извини, но мы тебя переозвучим». В результате Лестрейд заговорил в фильме голосом актера Игоря Ефимова. Но Брондуков всегда был рядом с Ефимовым в студии озвучания и подсказывал, как лучше произнести ту или иную фразу.
Актер очень точно угадывал и выражал характер современников, работал, не щадя себя, и постоянно переезжал на съемки из города в город. Он снимался в Москве, Киеве, Одессе и Ленинграде, бывал дома пару месяцев в году и практически не отдыхал, в результате чего у него случился первый инсульт. Это был 1985 год. После лечения артист справился с болезнью, но ему стало тяжело произносить текст, и поэтому более тридцати ролей, сыгранных позднее 1985 года, часто снова озвучивал Игорь Ефимов или украинский актер Анатолий Юрченко. А в 1993 году у Брондукова случился второй инсульт.
Многие фразы персонажей Брондукова превращались в крылатые выражения. В комедии Эльдара Рязанова «Гараж» герой-жених кричит «Выпустите меня, у меня сегодня брачная ночь!», в цыганской драме «Табор уходит в небо» его Бучи произносит философские слова «Мордой не вышел для дел добропорядочных!», но самыми знаменитыми словами оказалась реплика из нетленной картины «Афоня»: «Гони рубль, родственник, мне Афоня рубль должен был!»
В последний раз на экране Брондуков появился в 1997 году в картине «Хиппиниада, или Материк любви».
После четвёртого инсульта в 1997 он не разговаривал и не вставал с кровати. Его, как и прежде, выхаживала жена.
После растянувшейся на десять лет болезни Борислав Брондуков умер 10 марта 2004 года, на 67-м году жизни. Актёр был похоронен на Байковом кладбище Киева.