Харьков и 9 городов объединяются для защиты архитектурных памятников

17.01.2018 07:16   -
Автор:
Согласно Закону «Об охране культурного наследия» (№ 1805‑III от 08.06.2000 г.), собственник памятника архитектуры обязан содержать его в надлежащем состоянии, ремонтировать, оберегать от разрушений. Но на практике это не работает, говорит руководительница проекта, директор БО «Благотворительный фонд «Харьков с тобой» Елена Рофе-Бекетова, правнучка знаменитого академика архитектуры, харьковчанина Алексея Бекетова. Фонд, который она возглавляет, и стал инициатором проекта — в родном Харькове множество таких домов ветшают буквально на глазах, а некоторые из зданий сносят.
«Происходящее нарушает закон. Кроме того, нет механизмов реакции на нарушения, нет упорядоченности существующих памятников культуры, — говорит Елена Рофе-Бекетова и тем самым иллюстрирует юридический казус. — Часть их находится в областном подчинении, часть — в городском, а часть — в частной собственности».
Исторические города, такие как Харьков, Киев, Львов, Днепр, Ужгород, Одесса, в последние годы потеряли сотни исторических зданий, подчеркивают эксперты и культурные активисты, — значит, проблему нельзя считать местной. И решать ее нужно тоже не на местном, на национальном уровне. Поэтому основной задачей участники проекта считают подготовку предложений правок в законы и систему охраны культурного наследия, которые в апреле будут предложены на рассмотрение на национальном и местном уровнях.
«Специфика этой сферы в том, что многие считают охрану памятников неважной. Соблюдение трудового законодательства, пожарной безопасности — здесь проверки со стороны контролирующих органов постоянные, а об архитектурном наследии вспоминают в последнюю очередь. Поэтому и с неразберихой в законодательстве мало кто борется», — считает юрист проекта Алена Купина.
Поводом обсудить ситуацию за пределами круга специалистов и активистов поможет документальный фильм «Сохранить нельзя разрушить». Режиссер Павел Сироменко и сценарист Татьяна Омельченко побывали в Киеве, Днепре, Полтаве, Одессе, Львове, Ужгороде, Ивано-Франковске, Запорожье и Харькове, провели интервью с 50 экспертами, зафиксировали на камеру 150 уникальных зданий. Все это создает яркую картину и подчеркивает удручающее состояние прекрасной украинской архитектуры прошлых лет.
«Когда смотришь на ситуацию со стороны, кажется, что только в одном конкретном городе есть некое «безусловное зло», например, нерадивые владельцы зданий, — объясняет Татьяна Омельченко. —
А проблема оказывается системной, одинаковой во всех городах, где есть архитектурные памятники».
Премьера фильма для широкой общественности состоится в ближайшее время. После просмотра картины свое мнение о ней и о проблеме выскажут представители громад. После показа в Харькове — он состоится до конца января — его представят в тех городах Украины, где проходили съемки.
Но фильм — далеко не единственный способ расширить аудиторию проекта. Организаторы видят своей задачей объединение гражданских активистов, депутатов местных советов, архитекторов, реставраторов, юристов, действующих разрозненно в разных городах. Эти люди и сегодня занимаются контролем соблюдения национальных законов и местных регуляций во время строительства зданий и планировки города. Но координация групп из разных городов поможет им работать более эффективно и сформировать общественное мнение, изменить отношение украинцев к культурному наследию. Также в наведении порядка в сфере заинтересованы уже упоминавшиеся частные собственники памятников архитектуры — часто, приобретая объект культурного наследия, собственник даже об этом не подозревает. А ведь такой объект в собственности налагает много дорогостоящих обязательств.
«Если предыдущий владелец не сообщил, что объект является охраняемым памятником культуры, то покупатель может и не узнать. Если, конечно, сам не начнет проверять, — объясняет Алена Купина. — С каждым владельцем памятника должен быть заключен охранный договор. И ответственность за его заключение несут обе стороны, а значит, никто. С одной стороны, этим пользуются, чтобы делать реконструкцию без дополнительных ограничений. С другой стороны, бывает такое, что и в самом деле владелец не подозревает, с чем имеет дело, — с ветхим зданием или с жемчужиной архитектуры».
«Мы ратуем за то, чтобы был не только «кнут» в виде наказаний, штрафов и т. д., но и «пряник», — акцентирует внимание Елена Рофе-Бекетова. — Например, налоговые каникулы для тех, кто делает реставрацию по всем правилам, налоговые льготы и поощрения для тех, кто содержит здание — памятник культуры в надлежащем состоянии и прочее — как это устроено на Западе. Возможно, есть смысл смягчить требования. Государство должно поощрять и поддерживать ответственных владельцев».
Организаторы проекта и авторы фильма надеются, что проект станет поводом для объединения людей вокруг проблемы. Здания могут принадлежать отдельным людям, но архитектура — наше общее наследие и богатство.