Харьковская студентка открыла забытого художника

03.07.2013 09:24   -
Автор:
Альбом Катерины Волик издан на основе ее магистерской работы, посвященной реставрации произведений харьковского художника конца ХIX — начала ХХ вв., мастера натюрморта Е. Волошинова. Собственно с поиска необычной и интересной темы для своей научной работы и началось совершенно неожиданное знакомство молодой харьковчанки с харьковским художником. «Как-то совершенно случайно мои знакомые коллекционеры предложили отреставрировать картину, которая была в их коллекции. Она была в очень плачевном состоянии, к тому же автор был неизвестен, так как от подписи остались лишь остатки букв. Все это только подогрело мой интерес к этой работе и неизвестному автору», — вспоминает Катерина.

Екатерина Волик — аспирант Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника (кафедра теории и истории культуры), магистр реставрации произведений искусства (Харьковская государственная академия дизайна и искусств), магистр педагогики высшей школы (НТУ «ХПИ»). Сфера научно-практической работы — реставрация станковой, монументальной живописи и иконописи, исследование произведений декоративно-прикладного искусства Украины.

«Арбуз» — стал первой картиной, отреставрированной и атрибутированной Катериной. «Меня очень заинтересовал сюжет картины. Вроде бы все просто и лаконично — на сером фоне аппетитная сочная и очень натуральная скибка арбуза. Ничего больше. Или взять его «Огурцы», «Апельсины», «Лук», «Абрикосы». Натюрморты Волошинова настолько реалистичны, они абсолютно завораживают».
Как рассказала Катерина, до недавнего времени художник Волошинов был «закрытой страницей» для Харькова, и интерес к его творчеству возрождается только сейчас. После его смерти прошла только одна выставка, нет никаких исследований его творчества. Сейчас известно всего около двадцати его картин, сохранившихся в музеях Харькова, Сум, Лебедина (Сумская обл.), Алупки (Крым) и Николаева, а также в частных коллекциях. Все эти работы совершенно неизвестны широкому кругу почитателей живописи, поскольку никогда ранее не выставлялись. К слову, в Лебедине, как заметила автор альбома, работы хранятся в очень плохих условиях. «Они все покрыты плесенью, которая стремительно разрушает картины, впоследствии их крайне сложно будет восстанавливать», — сокрушается молодой реставратор.
Волик, которая занималась исследованием картин Волошинова и разработкой методов их реставрации, пока отреставрировала только две работы — «Арбуз» и «Пень». По ее словам, было много сложностей, связанных с определением состава холстов, на которых писал мастер, технико-технологических особенностей его живописи, исправлением ошибок, допущенных при предыдущих реставрациях. Проведен целый комплекс физических, химических исследований, анализ под микроскопом, были сделаны снимки картин в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. В исследованиях молодому реставратору помогала большая группа специалистов (музейщики, библиотекари, микробиологи и химики из Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина и многие другие).

Евдоким Игнатьевич Волошинов (1823–1913) — харьковский художник и фотограф. После обучения в Петербургской академии художеств преподавал рисование в Харьковском институте благородных девиц и других учебных заведениях. Одним из первых создал натюрморт на пленэре, начав изображать цветы и плоды в природных условиях. Помимо рисования, как и многие художники того времени, он увлекался фотографией, в 1864 году в доме Деларю по улице Сумской он открыл фотолабораторию.

«Очень надеюсь, что моя работа, моя маленькая монография поможет будущим реставраторам, исследователям, как правильно реставрировать подобные произведения, в какой последовательности, при каких температурных режимах и прочих особенностях», — говорит Катерина.
Искусствовед Андрей Корнев, также принимавший участие в исследованиях, подчеркнул, что Волошинов — один из лучших мастеров натюрморта ХIX — начала ХХ веков. При его жизни интерес к натюрморту как жанру был невелик, и Волошинов выпал на какое-то время из исследований, но сейчас «мы открываем для себя мощного харьковского художника». Этой осенью в Харьковском художественном музее пройдет выставка работ мастера, посвященная 100-летию со дня его смерти.
Катерина Волик рассказала, что планирует выпустить расширенное издание альбома, в котором, в частности, будет больше иллюстраций. Для поиска неизвестных картин автора она хочет обратиться в музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани. Первое издание альбома выпущено тиражом всего 200 экземпляров в харьковском издательском доме «Раритеты Украины». Его направят во все библиотеки города, а также будут продавать в книжных магазинах. Ориентировочная цена — 100–150 грн. Как отмечают искусствоведы, нынешняя рыночная стоимость картин Волошинова — от 5 до 30 тыс. долл., и она постоянно растет. Уже была зафиксирована попытка подделки его работ.