«Харьковские ассамблеи» — символ духовности и стабильности
За годы существования фестиваль не только стал эмблемой Харькова, но и прочно закрепил свой авторитет в международном пространстве, став одним из самых ярких музыкальных форумов, представляющих Украину во всем мире. Основанные в 1991 году, «Ассамблеи» стали первой попыткой проведения фестиваля классической музыки в нашей стране и по сей день остаются единственным в своем роде явлением такого масштаба в Украине. Основатель и художественный руководитель фестиваля — ректор Харьковского национального университета искусств имени И. П. Котляревского, почетный гражданин Харькова, народная артистка Украины, профессор Татьяна Борисовна Веркина.
—Татьяна Борисовна, вы стояли у истоков организации этого фестиваля. Подобных в Украине не было и до сих пор не появилось ни одного равного ему по значимости. Что послужило толчком к созданию «Харьковских ассамблей»? Кто придумал название, концепцию, идеологию фестиваля?
—Идея фестиваля возникла в 90‑м году. Толчком послужило печальное событие — уход из жизни моего отца академика Бориса Веркина. На его похоронах я поняла, что из моей жизни и из жизни города ушло что-то очень важное и значительное. Кроме того, что он создал Физико-технический институт низких температур, он стал создателем уникального явления — «Филармонии физиков». Артисты, приезжавшие в городскую филармонию, бесплатно давали концерты в конференц-зале института. «Филармония физиков» имела большой успех у харьковской интеллигенции. Зал всегда был полон. Классическая музыка, войдя в жизнь ученых, помогала творить науку, создавать интереснейшие программы, вдохновляла на важнейшие открытия. Отец говорил: «Если погибнет культура в Украине, то и Украина исчезнет». И вот после смерти отца я поняла, что я должна сделать в этом направлении все, что могу. А что я могу? Что-то в области классической музыки. Тогда возникла идея фестиваля. В то время в стране проводились только фестивали, посвященные идеологическим датам и вехам. Ничего, выходящего за рамки идеологии, а гении человечества в эти рамки, конечно, не вписывались, страна не отмечала. В 1991 году весь мир праздновал юбилей Моцарта. Единственная страна, которая это событие проигнорировала, был Советский Союз. Незадолго до того мы точно так же забыли о юбилеях Баха и Генделя. И вот 90-й год, депрессия охватила все слои общества, и мне показалось, что Моцарт просто послан самой жизнью нам в помощь. Светлый, солнечный, жизнеутверждающий, кто как не Моцарт может помочь нам выйти из этого состояния? Поэтому фестиваль назвали «Дни Моцарта в Харькове». Когда мы связались с посольством Австрии, там были тронуты тем, что хотя бы один город в огромной стране знает, кто такой Моцарт, и помогли провести нам фестиваль на высочайшем уровне. Этот первый фестиваль очень сильно вздернул музыкальную общественность города, заставил людей поверить в свои силы. Нас поддержал губернатор Харьковской области Александр Степанович Масельский, за что я ему по сей день благодарна. Фестиваль прошел ярко, мощно, очередь в филармонию стояла от площади Конституции. Мы даже не ожидали такого резонанса. И это нас обязывало продолжать проведение фестивалей, причем на таком же высоком уровне.
А название «Харьковские ассамблеи» возникло в 1993 году. Его придумал музыковед Григорий Ганзбург, который с первых дней входил в нашу инициативную творческую группу.
—Не страшно было начинать во времена политической нестабильности и экономического кризиса? В стране было нечего есть, а тут вдруг концерты классической музыки, исполнители с мировыми именами…
—На протяжении двадцати двух лет существования фестиваля дважды я делала перерывы, потому что бороться за искусство в нашей стране достаточно сложно. Но мы возрождались снова и снова, потому что звонили люди и гневно мне говорили: «Если вы прекращаете фестиваль, значит, мы начинаем думать, что в стране что-то не так. Пока есть фестиваль, есть стабильность, есть надежда, что все наладится, есть ощущение того, что жизнь продолжается. Фестиваль — это символ духовности, если есть духовность, то все остальное как-то подтянется». Вот так мы выживали.
Что касается помощи в проведении, то хочу сказать, что нам на протяжении многих лет удается сохранить триединство, заложенное первым фестивалем. Организационную поддержку нам оказывают Министерство культуры, руководство области и города. То есть, какие бы политические взгляды представители власти ни исповедовали, по отношению к фестивалю они были едины, каждый помогал, как мог. И в этом заслуга фестиваля, в этом сила искусства. Ведь неважно, в какой ты партии, неважно, во что ты веришь, потому что есть что-то общее, главное — это духовность, которой щедро делится наш фестиваль.
—В чем уникальность фестиваля «Харьковские ассамблеи»?
—Фестиваль уникален, во-первых, соцветием ярких и самобытных исполнителей, приезжающих к нам со всего мира. Среди них нередко встречаются и наши земляки, признанные за рубежом. Во-вторых, уникальной концертной программой, представляющей как широко известную классическую музыку, так и премьеры произведений композиторов различных эпох (от старинных мастеров до современности). К тому же, одной из прочных традиций фестиваля «Харьковские ассамблеи» стал ежегодный выбор темы, приуроченной к именам выдающихся личностей в мировой музыкальной культуре. Фестиваль родился благодаря Моцарту, и то, что в 91‑м году был его юбилей, оказалось удачным совпадением. В принципе мы не привязываемся к датам. Само время рождает того героя, которому посвящен фестиваль. Шуберт возник, когда мы почувствовали, что пора объединяться, укреплять корпоративную связку. Шуберт с его шубертиадами — это связи музыкантов с художниками, музыкантов с поэтами, музыкантов с писателями, юристами, людьми науки, это то, что в свое время объединяло все лучшее, что было в Вене. Перед нами стояла задача — объединить музыкантов со всей культурной общественностью, которая не представляет своей жизни без музыки.
—Расскажите, пожалуйста, об особенностях ХХ юбилейного фестиваля, который пройдет в Харькове в этом году.
—В этом году одним из главных героев станет великий композитор эпохи барокко, 335-летний юбилей со дня рождения которого отмечают в этом году, — Антонио Вивальди. Фестиваль так и называется «Антонио Вивальди в ауре музыкальных юбилеев года».
Тот оптимизм, единение мастерства и вдохновения, грациозность и изящество, которые излучает музыка Вивальди, чрезвычайно импонируют праздничным настроениям юбилейного, двадцатого фестиваля «Харьковские ассамблеи». И, создавая драматургическую арку с теперь уже далеким 1991 годом, когда впервые Харьков озарила фестивальная муза ассамблей под знаком искусства Моцарта, нынешний форум продолжает свою творческую жизнь в объятиях другого лучезарного гения — Антонио Вивальди. Вивальди возвращает к жизни с любой глубины отчаяния, стоит послушать любое его произведение, даже не произведение, несколько тактов, и ты понимаешь, что все преодолимо, нет горя, которое нельзя пережить, нет препятствия, которое не позволит идти вперед.
И еще несколько слов об особенностях фестиваля. Первые десять лет «Харьковские ассамблеи» были невероятно обильными. Я имею в виду количество концертов и мероприятий. Мы проводили художественные и фотовыставки в рамках фестиваля, привлекали театральные коллективы и рок-ансамбли, теперь мы сосредоточили свои силы на пропаганде классического музыкального искусства. Потому что на сегодняшний день попса заняла главенствующее положение в нашей стране. Может быть, не только в музыке, но музыка оказалась наиболее уязвимой. Попса везде — в общественном туалете, в транспорте, на улице, по телевизору. И это страшно. Это означает гибель культуры в Украине. Это не только оглупление масс в последней степени, но и разрушение здоровья. Ведь на улицах Лондона, Парижа, Вены звучит классика, а нас окружает пошлость. Вот поэтому теперь мы делаем упор на классическую музыку, которая насильственно вытесняется. Я приглашаю всех харьковчан и гостей города посетить концерты «Харьковских ассамблей». Я хочу, чтобы люди пришли и получили истинное удовольствие.
Трудно представить, что имя Антонио Вивальди, автора скрипичных концертов «Времена года», известных во всех уголках земли, когда-то (почти 200 лет!) было предано забвению. Только в начале ХХ века итальянцами был обнаружен ценнейший архив с шедеврами музыки Вивальди.
«Харьковские ассамблеи» — это всегда более чем двухнедельный музыкальный марафон, с плотным концертным графиком — по нескольку концертов в день без выходных. В этом году в фестивале примут участие дирижеры Юрий Насушкин (Испания), Буркхард Ремпе (Германия), Антонио Лизаррага (Мексика — Австрия), Антон Холоденко (Франция), заслуженный деятель искусств Украины Юрий Янко, виолончелист Денис Северин (Швейцария), валторнист Жан-Пьер Берри и тромбонист Жак Може (Франция), пианисты Герлинде Отто (Германия) и заслуженный артист России Игорь Котляревский (Москва), органист Бернар Штрубер (Франция). Настоящим подарком для профессионалов и любителей музыки станет премьера в Харькове всех концертов для нескольких клавиров и Первого тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. В рамках фестиваля Харьков посетят Запорожский академический областной украинский музыкально-драматический театр им. В. Г. Магара с уникальным представлением на музыку А. Вивальди — музыкально-пластической экзистенцией бытия «Таинство творения», а также оркестр народных инструментов из Луганска. Проект фонда «Харьковские ассамблеи» «Детская филармония» — продолжит серию концертов в рамках фестиваля «Слушаем и рисуем музыку» и «Музыкальные династии», в которых примут участие талантливые юные музыканты нашего города.
—«Харьковские ассамблеи» — не только праздник музыкального искусства, это еще и серьезный научный форум искусствоведов. Какие вопросы будут рассматриваться в рамках фестиваля?
—С 4 по 6 октября в стенах Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского пройдет ежегодная конференция, посвященная роли классического искусства и образования в современном обществе. В творческом тандеме искусства и науки, который представляет член-корреспондент Национальной академии искусств Украины, профессор Киевской консерватории М. Р. Черкашина-Губаренко, пройдет вечер камерно-вокальной лирики «Музыка поэзии», сопровождаемый незаурядными комментариями гостьи-искусствоведа.
Итак, в череде музыкальных торжеств нынешнего знаменательного года, отмеченного юбилеями Дж. Верди, Р. Вагнера, И. Брамса, Ж. Бизе, С. Рахманинова и В. Лютославского, в сентябре засияет новое празднество — «Харьковские ассамблеи», всецело посвященное юбилейной ауре 2013 года.