«Харьковские ассамблеи»: взгляд гостей
Одним из открытий нынешнего фестиваля «Харьковские ассамблеи» стал Жан Пьер Берри — валторнист, лауреат Международного конкурса в Тулоне, профессор Женевской высшей школы музыки.
—Жан Пьер, Вы регулярный гость крупнейших международных конкурсов и фестивалей — в Китае, Бразилии, Словакии, Испании, Франции. Теперь в этот список добавилась и Украина.
—Об Украине и, особенно, о Харькове я много слышал от своего друга и вашего земляка виолончелиста Дениса Северина. Давно собирался посетить этот город и лично познакомиться с профессором Татьяной Веркиной, которая много сделала для развития музыкальной культуры в Украине и мире. Юбилейный ХХ фестиваль «Харьковские ассамблеи» — прекрасный повод для этого.
—Ваши впечатления?
—Я почувствовал, что Татьяна Веркина вложила душу в «Харьковские ассамблеи», а иначе как можно объяснить такую дружественную, теплую, творческую атмосферу, царящую на фестивале и в консерватории!
Я познакомился с очень интересными музыкантами. Немного волновался, сыграюсь ли за очень короткий срок с концертмейстером, квартетом, оркестром… Но все получилось просто замечательно. Мария Бондаренко (концертмейстер) понимала меня с полувзгляда, чувствовала ритм моего дыхания. Большое удовольствие получил от репетиций и выступления со струнным квартетом, музыка Моцарта по-настоящему сплотила нас в единый организм. Студенческий оркестр превзошел все мои ожидания: я не ощутил его ученичества, а Антонио Лизаррага (дирижер из Австрии) заражал всех своей мощной энергетикой.
Личностный подход Юрия Насушкина
—Каждое ваше выступление поражает слаженностью звучания и особым шармом интерпретации. Скажите, пожалуйста, зависит ли это от коллектива, с которым Вы работаете, спросили мы у давнего друга «Харьковских ассамблей», профессора Высшей консерватории Астурийского княжества (Испания) Юрия Насушкина.
—Каждый оркестр имеет свое обличье, это индивидуальный коллектив. Хотя, есть какие-то общие принципы, прописные истины, которыми мы не можем жертвовать. Порой ловлю себя на мысли, что с молодежными оркестрами мне выступать проще, чем с профессиональными. Так как молодежь — это «табула раса», они как губка впитывают всю информацию и тут же ее воплощают в звуках.
—А как вы решаете проблему языкового барьера, или, к примеру, передаете свои ощущения от исполняемого произведения?
—Есть целый набор профессиональных методов, так же как и в работе преподавателя по скрипке или фортепиано. Главное — это человеческие отношения, это возможность передачи образного мира. Но, при этом, те слова, с которыми можно обратиться к духовику, будут непонятны струннику, и наоборот. Здесь важен личностный подход.
—На репетициях вы свое видение передаете игрой на скрипке. А в мире существуют иная практика?
—Да, мне так легче, тем самым я говорю на понятном для всех языке и не должен подыскивать подходящие метафоры, образы. Многие дирижеры поют, просто каждый избирает для себя возможный путь передачи информации и если он работает, то это всегда залог успеха.
Скрипка в подарок
Вот уже третий год в рамках «Харьковских ассамблей» проходят концерты и мастер-классы виолончелиста Дениса Северина. В этот раз профессор Женевской консерватории привез подарок — скрипку.
—Вы не первый раз преподносите нам сюрпризы, но то, что на этот раз они носят материальный характер, достаточно необычно. Как это получилось?
—Мы с моими друзьями и коллегами организовали в Швейцарии фонд «Искусство без границ». Его цель — поддержка талантливой молодежи, в частности, украинской. Фонд занимается образовательными программами, оплачивает одаренным ребятам участие в мастер-классах, проводит конкурсы и смотры-концерты. В рамках «Харьковских ассамблей» фонд спонсировал несколько концертов. Например, приезжали два музыканта-исполнителя на духовых инструментах — Жак Може и Жан Пьер Берри, они приняли участие в концертах и провели мастер-классы. Все расходы взял на себя фонд.
—Вопрос инструментов для молодых исполнителей стоит особенно остро. Что для вас послужило толчком к идее такого рода помощи?
—Сказалась такая добрая, если можно так выразиться, примета передачи начинающим музыкантам инструмента. Ведь на школьном этапе это один из самых важных компонентов успеха. Я точно знаю, что идея такого рода подарка неоригинальна, но, тем не менее, актуальна.
—Кому достанется инструмент?
—Скрипка эта передается школе в безлимитное пользование. Я уверен, что руководство сделает правильный выбор, кому из ребят на ней играть.