Харьковский Эзоп
Трудно разговаривать с этим Тартышниковым, что ни спросишь, в ответ лишь: так вы об этом уже писали; и об этом тоже; об этом, пожалуй, не стоит; а это, наверное, неинтересно; новое? на сцене, в кадре; вот, разве что параметры моего нынешнего праздника…75—57—44
Этот набор цифр означает 75 лет от роду, 57 из них — в профессии, 44 — в Харькове. Александр Максимович Тартышников родился в Одессе, но умудрился пожить в Архангельске, Горьком, Чите, Белгороде, Николаеве, однако осел в Харькове и, разумеется, считает себя харьковчанином. За это время он успел сняться на киностудиях Одесской и имени Довженко; завести не столько знакомства, сколько дружбу с очень известными артистами; на Одесской киностудии оказаться в ситуации, словно из одноименной Юморины; настоящей шпагой «с помощью» Льва Прыгунова едва не оттяпать себе полпятки на съемочной площадке; умудриться сыграть легендарную одесскую личность Наума Гуревича вместо Иосифа Бродского; и, конечно, произнести со сцены, на десятилетия запавшее в душу каждого первостоличного театрала, знаменитое эзопово «Я — свободный человек! Где здесь пропасть для свободных?!» А вот сосчитать количество созданного на съемочной площадке и сцене подзабыл. Но, как говорят американцы, если не сломано, не чини, и, чтобы оставаться в сиюминутном фразеологическом тренде, на местном наречии от себя добавим: мы и без допинга выступим. В смысле выскажемся.
КРЕДО АКТЕРА И ЧЕЛОВЕКА
— Александр Максимович Тартышников встретился мне на перекрестке творческих путей — его и моего, когда я ставил первый свой спектакль в театре «Березиль», «Король Лир» по Шекспиру, — рассказывает режиссер Игорь Борис. — В декабре 1990‑го я увидел в большом талантливом ансамбле актеров «Березиля» коллектив единомышленников и почувствовал атмосферу понимания, что такое трагедия «Король Лир», как самого главного героя, так и всех, окружавших его в королевстве. Естественно, одной из самых важных тем стала тема власти и борьбы за нее. Но вместе с выбором актеров на разнообразные, интересные и сложные роли в спектакле, передо мной стал вопрос, кто же будет играть герцога Корнуэльского? И, пересматривая спектакли театра того времени, наблюдая природу существования актеров на сцене, я понял, что есть актер, который сможет создать образ этого необыкновенно трагичного, властолюбивого и очень эгоистичного персонажа, — это Александр Максимович Тартышников. Так состоялось знакомство с Александром Максимовичем, которое стало началом серьезной работы, думаю, не только для меня, но и для него, поскольку потом были и другие спектакли — по Ибсену, Франко, Гоголю, Чехову, где он был занят в разных ролях. Кстати, в работе над Чеховым роль Кулыгина в исполнении Тартышникова стала театральным событием 1995 года. Это другая, совершенно противоположная судьба человека, маниакально ревнующего свою супругу и вместе с тем самовлюбленного и уверенного в себе учителя, который, получив Орден Станислава ІІІ степени, невероятно кичился им. Раздвоенность между желанием быть чиновником, пусть провинциального масштаба, и любовью вместе с фанатичной ревностью, безусловно, удалась Александру Максимовичу. Конечно, были у нас и другие общие работы, например в «Соборе» по Гончару. Но все-таки основательным и системным его вхождением в работу со мной как режиссером, стала главная роль в спектакле «Эзоп» по Фигирейдо. Эта роль соединила в Александре Максимовиче два направления актерской техники — наивность ребенка и ощущение эмоционального человека в его фанатизме, искренность и трагедийно-драматическую осязаемость веры в то, что есть правда и только правда. Эзоповым языком он очень тонко выговаривал не только слова, но и поступки, уничтожавшие его противников и дававшие возможность доказать, что он хоть и не совсем красивый внешне, имеет настоящие чувства, которые нельзя уничтожить, — любовь к своей избраннице, к правде. Герой кинулся в пропасть, его уничтожили, но он не потерял в себе правду поступка, мысли и чувства. Это, мне кажется, главное кредо актера и человека. Я желаю Александру Максимовичу самого главного — «Мечтать, пусть обманет мечта. Любить, пусть обманет любовь. И верить, даже если нельзя, и жить до скончанья времен». Может быть, мы еще тряхнем стариной, и Вы сыграете Старика в «Старике и море» по Хэмингуэю, и, конечно, я бы с удовольствием с Вами сделал «Любовь под вязами» Юджина О’Нила.
ЧЕГО-ТО ХОЧЕТСЯ, НЕ ПОЙМУ ЧЕГО

ГАРМОНИЧНЫЙ ОБРАЗ
— Тартышников — замечательный, мощный артист со своим стрежнем, мужским началом, — говорит актер Игорь Мирошниченко, — посмотрев на него раз, сразу это понимаешь и ощущаешь. А на вечере, посвященном его дню рождения, он удивил всех. Я, например, даже представить себе не мог, что ему 75, он на эти годы совсем не выглядит. И после того, что рассказывал со сцены, что показывал — а мы спровоцировали его на небольшой танец в стиле буги-вуги, и он это с лихостью проделал, — человек для меня обернулся совершенно неожиданными гранями. Что делать, мы общаемся весьма поверхностно, плюс разница в возрасте, к тому же в разных театрах работаем, но то, что он назвал нас со Славой друзьями, мне лестно, это действительно так. Что характерно, узнав о разных гранях таланта Александра Максимовича, его личности, судьбы, о которых даже не подозревал, я не могу их разделить, и говорю сие не из кокетства, просто это соединяется в какой-то гармоничный цельный образ, что выделить единственное не могу. Неудивительно, что у такого человека столько друзей, поклонников и поклонниц. Пожалуй, только с пожеланиями Александру Максимовичу все просто: многих лет жизни впереди и столько же лет творчества, и чтобы эти даты совпали.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
— Саня, несмотря на какую-то простоту, очень любит заниматься интересными делами, — говорит актер Александр Васильев, — он человек любознательный, любопытный. Не в том плане, что хочет знать подробности о ком-то, которые знать другому человеку не положено, а в том, что не останавливается на достигнутом. Он если автомобилист, то дотошный автомобилист: знает двигатель, разные узлы от а до я; если одессит, то — одессит настоящий, любит и знает Одессу. Потом, он готов не только порадоваться и посмеяться, он умеет и посочувствовать человеку, войти в круг вопросов и сложностей собеседника, даже дать дельный совет, как выйти из не очень хорошего состояния; он хлебосольный, но избирательный, привечает не каждого. Если ему нравится какой-либо человек, он ему последнюю рубашку отдаст, если нет — мимо проходит. Все перечисленное, его настроения идут в дело: какие-то детали, мелочи, подмеченные в жизни, в черты будущих персонажей. Я никогда не забуду спектакль «Ричард ІІІ», где режиссером Литко соединены несколько ролей, а общая атмосфера страха, которая есть в пьесе Шекспира, невероятно интересно прокручена через артиста Тартышникова. Например, идет диалог Ричарда с Анной, во время их диалога выходят актеры Тартышников, Маляр и Дзвонарчук, ведущие свой диалог; Маляр подставляет ухо, и Тартышников шепотом сообщает ему важное известие, которое происходит в каком-то ином месте, откуда он пришел. Вот эти «переговоры» в исполнении именно Тартышникова влияли на настроение, содержание внутренней жизни Ричарда ІІІ, то есть создавалась всеобщая атмосфера наушничества, доносительства. В результате это не просто несло информацию о том времени, когда жил Ричард ІІІ, а подтверждало то, что сие черта любого времени. Данный эпизод творческой деятельности Саши очень мне памятен, и пусть стоящих ролей у него будет побольше и подольше.
ЧЕЛОВЕК АКТИВНЫЙ И ЖАЖДУЩИЙ
— Так сложилась судьба, — загадочно начинает рассказ актриса Лариса Лунина, — что мы с Сашей столкнулись около 40 лет назад на детском новогоднем утреннике. Я играла олимпийского Мишку, а Саша был Пауком. При этом образ его невероятно выразительным оказался: черные маслянистые глаза, пронизывающий взгляд, в нем чувствовалась какая-то мужская струна, которая невольно обращала на себя внимание. Я, будучи моложе его лет на 15, посмотрела со стороны и подумала: да, есть в нем некая привлекательная мужская черта… После мы почти не сталкивались. Даже за почти 20 лет моей работы в украинском театре мы не были на ролях любовников. И вдруг сложилось так, что в спектакле «С тобой и без тебя» мы играем пару, у которой возникает чувство. Мы с Сашей оказались в роли любовников! А недавно вышел спектакль «Жениха вызывали, девочки?», где у нас по ходу пьесы тоже пара складывается. Тут невольно подумаешь: «Саша, пришлось подождать всего 40 лет, чтобы встретиться на сцене в роли любовников». А вообще, судя по его энергии, желаниям, он человек, который жаждет работать, на сцене и вне ее, так пусть душевная бодрость и жажда желаний остаются в нем как можно дольше и, даст Бог, мы еще встретимся в каком-нибудь спектакле. Пусть роли, сыгранные вместе, и не самые яркие в нашей жизни, но мы давно и сразу пришли к взаимопониманию, мы чувствуем друг друга, нам легко вместе работать — это важно. Поэтому, несмотря ни на какие годы, главное, чтоб он был здоров и как можно дольше оставался в активном жаждущем состоянии.