Императорская Россия взглядом нашей землячки

11.06.2012 15:23   -
Автор:

Сегодняшнюю «персоналку» Е. Борисовой экспонирует галерея «Маэстро».

Эта выставка интересна, прежде всего, тем, что прадед Елены Борисовой, Алексей Борисов, служил в охране императора Николая II. И ему иногда доводилось носить на руках самого цесаревича Алексея. Скорее всего, это и натолкнуло Елену написать историческую живопись, которая и экспонируется сейчас в галерее «Маэстро».

Главная идея выставки – с помощью цвета, которого в то время не было, вернуть императорской семье полноту воплощения. И это было сделано не без помощи «пионера» мировой цветофотографии Сергея Прокудина-Горского. Именно он стал зачинателем цветной фотографии. И свою первую экспозицию он экспонировал лично самому императорскому величеству. Вот как это происходило.
«Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т.  д. Ровно в половине девятого дежурный арап известил их императорскому Величеству о начале экспозиции, и в зал вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные лица свиты. Поздоровавшись со мной, Государь и Государыня заняли свои места перед будкой, и Государь приказал начинать. После просмотра первой их картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем
по эффективности порядке. Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой? Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла иметь. И прибавил: вашему Величеству было бы, быть может, также интересно время от времени видеть истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины.
Государь отнесся с большим одобрением к моим словам и сказал: «Поговорите с С. В. Рухловым, сообщите ему, что именно вам для этого нужно и пусть он об этом сделает доклад».
Затем началось второе отделение, на которое особенно я и рассчитывал. Так оно и вышло. Каждая картина вызывала не только шепот одобрения, но даже громкие восклицания. По окончании вечера Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, благодарили за доставленное большое удовольствие и Государь, обратясь ко мне, сказал: «Так не забудьте же поговорить с Рухловым».
Прокудин-Горский потом не был обделен вниманием императора Николая II. Сегодняшним фотографам даже не могут присниться условия, которые были созданы императором для первого цветофотографа. Ему был выделен персональный железнодорожный вагон для лаборатории, в котором он перемещался на фотосъемки и там же все это дело исполнял. Он сделал 1000 цветных фотографий. Но не с помощью цветной фотопленки, которой еще не было, а с помощью цветных светофильтров.
Нет сомнения, что Лена Борисова изучила эту тему и попыталась отобразить ее в живописном стиле именно так, как видел ее Прокудин-Горский. Ее большеформатные картины иногда напоминают трехцветные слайды. Цвет-то и состоит из основных трех цветов, в сочетании которых потом можно получить целую гамму цвета.
А что, собственно, главное для художника? Конечно же, тема. И Лена ее нашла и воплотила. Можно бесконечно ходить по оврагам, лесам и прочим пейзажным угодьям, а можно вникнуть в историю, ну пусть даже не очень далекую, и выплеснуть ее на холст. Вот Лена это и сделала.
Внутреннее чутье художника не понять. Его взгляд и состояние можно прочитать только на готовом полотне. Вот настолько смогла понять и «раскусить» императора Николая II
Лена и показать живописно в своих картинах. Ее живописный взгляд находится как в частных коллекциях, так и в государственных музеях не только Украины, но и музеях Европы и Америки.