Инна Чурикова: Грызла орехи, не щадя зубов

04.10.2013 09:44   -
Автор:

Сегодня, 5 октября, известная советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР празднует свое 70-летие.


Инна Михайловна Чурикова родилась в Башкирии 5 октября 1943 года в городе Белебей, недалеко от Уфы. Инна была еще ребенком, когда ее родители развелись. С начала 50‑х годов они с матерью переехали в Москву. В школьные годы девочка поступила в студию при театре Станиславского. Затем она поступила в Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, которое окончила с красным дипломом. Работала в Московском театре юного зрителя, а с 1975 года — она актриса театра им. Ленинского комсомола в Москве (ныне — Ленком).

В начале своей карьеры, при попытке сдать экзамены в школу-студию МХАТ, абитуриентке Чуриковой экзаменаторы дали ясно понять, что путь в кино с ее внешностью закрыт.
Девушка читала стихотворение на экзамене, когда один из педагогов прервал ее и спросил: «А вы знаете, кто такая Афродита?» — «Нет». — «Афродита — это богиня красоты, девочка… вы посмотрите на себя… Ну, хорошо, читайте дальше».
Но такой беспощадный приговор экзаменаторов не испугал будущую актрису, поэтому девушка все-таки поступила в театральное училище, только в другое — Щепкинское.
Увы, но после завершения обучения талантливой выпускнице предлагать работу не спешили. Целых три года Инна проработала в Театре юного зрителя. Но только в массовке. А играла она зверюшек. Даже маленькая роль Бабы Яги, которую ей поручили, казалась событием профессиональным и серьезным. Ей так удавалось играть эпизоды, что именно Баба Яга становилась персонажем любимым для всех детей, которые смотрели спектакль. В сказке про Зайца еe чуть было не сняли с роли Лисы. Чуриковой сделали выговор за то, что ее лиса была не по-детски «сексуальная и вызывающая». Тогда юная актриса значения этих слов понять так и не смогла.
Но, как позже не раз признавалась сама, желания бросить карьеру актрисы у нее не возникали некогда.
«Я родилась в обычной семье и с детства не имела ничего общего с театром. Но, когда я была в девятом классе, моя подружка прочла в газете, что объявляется набор в студию при драматическом театре имени Станиславского. Брали туда даже школьников. Мы решили попробовать. Так вышло, что подруга не прошла, а меня взяли сразу. Проучилась я там два года, и, благодаря замечательнейшим педагогам, желание стать актрисой только окрепло», — рассказывала в одном из своих интервью актриса.
В ТЮЗе Инна столкнулась с еще одной несправедливостью — всем определили заработную плату в 75 рублей, а ей — 45. На недоумение директор театра ответил очень просто, что денег у театра нет. Актриса уже было собиралась уйти, но директор театра остановил ее и пообещал те самые 75 рублей.

«Начало» в кино и в карьере

А затем все было, как в кино, в прямом смысле этого слова. В период, когда Инна Чурикова играла в ТЮЗе, она принимала участие в нескольких телевизионных постановках и режиссер фильма «В огне брода нет» Глеб Панфилов, попросил, увидев девушку в постановке, разыскать ее и доставить к нему. Однажды в квартире актрисы раздался звонок в дверь, зашел неизвестный мужчина и предложил Инне роль в киноленте.
Фильм «В огне брода нет», где Чурикова сыграла Таню Теткину, вышел на экраны в 1967 году. А через три года история, произошедшая с актрисой в жизни, повторилась, но уже в сценарии нового для нее фильма.
В 1970 году на экраны выходит еще один художественный фильм Панфилова «Начало», сценарий которого был написал специально для Инны Чуриковой, где она играет некрасивую девушку. Но в фильме делается упор на то, что, благодаря таланту, даже самые некрасивые люди могут трансформироваться. В фильме две сюжетные линии: первая история Паши Строгановой, которая неожиданно получает предложение сыграть роль Жанны д’Арк. Так начинается другая сюжетная линия — фильм в фильме, история о легендарной француженке. Необычное столкновение двух сюжетных линий, мело-драматический сюжет привлекли внимание зрителя и принесли фильму большую популярность. Фильм «Начало» советскими критиками оценивался в свое время как один из лучших фильмов советского периода.
Творческий союз Чурикова — Панфилов перерос в бурный роман.
«В Глеба Панфилова я влюбилась сразу же, бесповоротно и окончательно. Он просто сразил меня наповал, хотя был старше на 9 лет. В его присутствии я теряла дар речи, настолько красивым и статным он казался. Но случилось то, чего я никак не могла ожидать: Глеб не только дал мне главную роль но влюбился, как мальчишка», — делилась воспоминаниями актриса.
В результате у них родился сын Ваня, которого пара мечтала пристрастить к кино. Но Иван так и не стал актером. Он обратил свой взор на бизнес, решив, что ему вполне подойдет ресторанное дело.

В ожидании Деда Мороза

И хотя после окончания театрального Инна Михайловна не пользовалась широкой популярностью среди кинорежиссеров, впервые в кино попала еще в студенческие годы, сыграв Райку в картине «Тучи над Борском» Василия Ордынского. Затем она появлялась в небольшой роли в киноленте Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Но кто бы мог подумать, что настоящей звездой кинематографа начинающую актрису сделала отрицательная роль Марфушеньки-душеньки в знаменитом фильме Александра Роу «Морозко».
«В съемочную группу я попала случайно. На тот момент я училась в Театральном училище Щепкина, — вспоминает о своей первой звездной роли в кино Инна Михайловна. — У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссера, она меня ему и посоветовала. На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. Потом, помню, со мной случился казус: зимой снимали на Кольском полуострове, под Мурманском. Было очень холодно. И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию… Когда я пришла на озвучку фильма и впервые увидела себя на экране, то расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная!».
Со стороны игру Инны Чуриковой оценил на ура посол Чехословакии Ярослав Башта, который вручил ей за роль Марфуши серебряную медаль Масарика. В Чехословакии фильм стал «хитом на все времена». А американские телезрители не оценили киносказку, назвав ее худшим советским фильмом. Единственным положительным героем для американских зрителей стала Марфуша — именно такой, по их мнению, должна быть настоящая женщина: желать хорошего мужа и достатка в семье.

Та самая Чурикова

Сегодня знаменитая актриса может по-хвастаться ни одним десятком ролей в театре и кино.
Белокурая Жози в «Неуловимых мстителях» Э. Кеосаяна, Прасковья Кроликова в «Ширли-Мырли» В. Меньшова, Лизавета Прокофьевна в «Идиоте» В. Бортко.
А вот в творчестве Чуриковой — Панфилова особое место занимают горьковские образы — Васса и Ниловна в кинолентах «Васса» и «Мать». Кстати надо отметить, что именно в фильме «Мать» Инна Чурикова впервые раскрылась как истинная драматическая актриса, трагедия оказалась ей под силу, и она вновь блестяще справилась с отведенной специально для нее ролью, удивив не только окружающих и критиков, но и саму себя.
Правда, зрителям больше запоминались ее роли в более зрелищных картинах, например в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Г. Горина, поставленном М. Захаровым, где Чуриковой был создан запоминающийся острохарактерный образ покинутой жены Мюнхгаузена.
Параллельно с работой с Глебом Панфиловым актриса снимается в фильмах у других режиссеров. Наиболее памятные из этих работ — «Военно-полевой роман» П. Тодоровского, «Ребро Адамово» В. Криштофовича, «Год собаки» С. Арановича, «Плащ Казановы» А. Галина.
В театре Ленком Инна Чурикова играет в постановках «Чайка», «Варвар и Еретик», «Город миллионеров», «Tout paye, или Все оплачено» и «Старая дева».
На тех женщинах, которых играла Инна стоит весь мир. Ее героини добрые податливые люди. Но надо отметить, что они не ломаются в жизненных бурях, они всегда выстоят и победят. Многие роли Чуриковой были удостоены наград.
«В актерской работе каждый спектакль, каждый фильм — это всегда заново, — именно так рассуждает Инна Чурикова. — И ты опять и опять доказываешь себе, что имеешь право быть актрисой. И это всегда и мучительно, и сложно, и насладительно. И бывает радостно, когда есть свобода импровизации, и когда ты чувствуешь волшебное состояние, когда ты словно взлетаешь. Это и есть счастье».
Подготовила Анастасия БЫКОВА