«С программой «Код Косенко», нацеленной на популяризацию украинской классической музыки, мы планируем выступить во всех крупных городах страны. Кроме того, к проекту уже проявили интерес в Италии, Эстонии, Азербайджане, — увлеченно рассказывает один из организаторов проекта и его дирижер Сергей Лихоманенко. — Ведь Виктор Косенко — один из самых интересных композиторов XX века, создавший музыкаль­ные шедевры мирового класса. Стартовали мы в Харькове, именно здесь, 90 лет тому назад, состоялось первое исполнение «Героической увертюры» — дебютного симфонического произведения этого выдающегося композитора».
О Викторе Косенко заведующий его Музеем-квартирой Владимир Мудрык может говорить часами: «Композитор-интеллектуал, блестящий пианист и педагог… Он умер в 42 года, но оставил после себя целый ряд замечательных романтических произведений». Самое известное из них — «11 этюдов в форме старинных танцев» — было написано для фортепиано в 1928—1929 годах. Затем в 90‑е годы прошлого века другой выдающийся украинский музыкант Леонид Быльчинский адаптировал сочинение для большого симфонического оркестра. «Двадцать лет партитура хранилась у его учеников, пока одна из них, Оксана Овдейчук, не принесла ее мне, — вспоминает Сергей Лихоманенко. — Мы с коллегами-музыкантами реконструировали нотный текст, и теперь его сможет исполнить МАСО «Слобожанский» в программе концерта «Код Косенко».
Сергей Лихоманенко признается, что любит работать с произведениями, которые не исполнялись ранее, да и в музыкальных кругах он имеет репутацию дирижера-экспериментатора. «Первое исполнение — это всегда эксперимент. Важно правильно понять и передать зрителям творческий замысел композитора, а это требует тесного творческого взаимодействия с автором, а когда это невозможно, приходится полагаться исключительно на свое «дирижерское чутье» Еще в начале своей музыкальной карь­еры музыкант был впечатлен работами украинского композитора Николая Колессы. С тех пор исполнение и популяризация украинской классической музыки, а также поиск и реконструкция ее забытых шедевров стали «основной линией» его деятельности как академического дирижера.
Для дирижера очень важно, что эта работа получила поддержку художественного руководителя МАСО Гаррия Абаджяна, ведь с Молодежным оркестром музыканта связывают давние узы творческого сотрудничества. «С Сергеем Лихоманенко коллектив сотрудничает с 2012 года, и для него
МАСО был первым оркестром в его дирижерской карьере, — говорит директор оркестра Алена Еремина. — Да и само это произведение Косенко соответствует динамичной и креативной атмосфере Молодежного оркестра. Глубоко национальное в своей основе, оно соединяет музыку разных стилей — барокко, романтизма и неоромантизма, что, конечно же, интересно и оркестрантам, и зрителям». А по мнению Сергея Лихоманенко, «11 этюдов…» интересны еще и тем, что в них в музыкальной форме зашифровано своего рода музыкальное послание композитора, отсюда и название концерта — «Код Косенко». Цикл построен по сюитному принципу. В основе сочинения — традиционная сюита эпохи барокко, состоящая из старинных танцев — аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Но автор значительно расширяет цикл, вводит два гавота, два менуэта, бурре, ригодон, пасакалью. Зачем он это делает и почему он располагает танцы именно в такой, а не в иной, последовательности можно понять, только послушав это замечательное произведение, «расшифровав», таким образом, «Код Косенко».
Следующее выступление МАСО пройдет ровно через неделю, также в пятницу, 16 ноября. Это будет концерт «В мажоре осень золотая», в котором прозвучат произведения Шуберта, Бетховена и Брамса. Дирижер — Петр Товстуха (Киев).
Сергей Лихоманенко — украинский музыкант, дирижер, организатор экспериментальных оркестров Eclectic Sound Orchestra и Kiev Grand Classic. Идейный вдохновитель создания новых музыкальных стилей на грани электронного звука и традиционных инструментов. Осуществляет музыкальные записи с использованием симфонического оркестра и современных инструментов. Член президиума Всеукраинской ассоциации джаза, музыкальный продюсер Киевского планетария. Сотрудничал с композиторами Александром Зографосом (США), Габриэлем Денаро (Италия), Дмитрием Коноваловым (Украина), Евгением Жаку (Украина), Эльдаром Мансуровым (Азербайджан). С 2013 года постоянно сотрудничал с Академическим эстрадно-симфоническим оркестром Украины. В качестве музыкального продюсера принимал участие в съемках украинского фильма «Чунгул» и украинско-немецкого фильма «Большой бой». Ведет благотворительную деятельность по поддержке молодых музыкантов, являясь основателем и организатором фестиваля поддержки молодых исполнителей «Таланты нации». С 2011 года маэстро Лихоманенко активно популяризирует украинскую академическую музыку как в Украине, так и за рубежом.
Косенко Виктор Степанович (24.11.1896—03.10.1938) — украинский композитор, пианист, педагог, музыкант. В историю отечественной музыки вошел как мастер лирических произведений различных жанров. Характерная особенность творчества В. Косенко — сочетание лучших достижений европейской музыки с национальным украинским мелосом. Его вокальное, камерное и симфоническое творчество наполнено романтическими интонациями славянской музыки и украинской народной песни. Косенко оставил после себя десятки произведений, которые вошли в золотой фонд украинской фортепианной музыки. Одним из самых известных произведений композитора являются «11 этюдов в форме старинных танцев» для фортепиано.
Быльчинский Леонид Антонович (07.01.1924—11.07.2011) — звукорежиссер, музыкант, педагог, основатель украинской школы звукорежиссуры. Среди звукозаписей Быльчинского — произведения в исполнении певцов Б. Гмыри, Д. Гнатюка, Е. Чавдар, Г. Циполы; пианистов — Н. Витте, Е. Ржанова, Р. Лысенко, А. Скринченко. Быльчинский является автором оркестровок и переложений произведений европейской и мировой классики. Его первые цифровые записи на компакт-дисках пяти симфоний Б. Лятошинского признаны одними из лучших в мире.