"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Из Харькова стартовал всеукраинский тур, популяризирующий украинскую классическую музыку

«С программой «Код Косенко», нацеленной на популяризацию украинской классической музыки, мы планируем выступить во всех крупных городах страны. Кроме того, к проекту уже проявили интерес в Италии, Эстонии, Азербайджане, — увлеченно рассказывает один из организаторов проекта и его дирижер Сергей Лихоманенко. — Ведь Виктор Косенко — один из самых интересных композиторов XX века, создавший музыкаль­ные шедевры мирового класса. Стартовали мы в Харькове, именно здесь, 90 лет тому назад, состоялось первое исполнение «Героической увертюры» — дебютного симфонического произведения этого выдающегося композитора».
О Викторе Косенко заведующий его Музеем-квартирой Владимир Мудрык может говорить часами: «Композитор-интеллектуал, блестящий пианист и педагог… Он умер в 42 года, но оставил после себя целый ряд замечательных романтических произведений». Самое известное из них — «11 этюдов в форме старинных танцев» — было написано для фортепиано в 1928—1929 годах. Затем в 90‑е годы прошлого века другой выдающийся украинский музыкант Леонид Быльчинский адаптировал сочинение для большого симфонического оркестра. «Двадцать лет партитура хранилась у его учеников, пока одна из них, Оксана Овдейчук, не принесла ее мне, — вспоминает Сергей Лихоманенко. — Мы с коллегами-музыкантами реконструировали нотный текст, и теперь его сможет исполнить МАСО «Слобожанский» в программе концерта «Код Косенко».
Сергей Лихоманенко признается, что любит работать с произведениями, которые не исполнялись ранее, да и в музыкальных кругах он имеет репутацию дирижера-экспериментатора. «Первое исполнение — это всегда эксперимент. Важно правильно понять и передать зрителям творческий замысел композитора, а это требует тесного творческого взаимодействия с автором, а когда это невозможно, приходится полагаться исключительно на свое «дирижерское чутье» Еще в начале своей музыкальной карь­еры музыкант был впечатлен работами украинского композитора Николая Колессы. С тех пор исполнение и популяризация украинской классической музыки, а также поиск и реконструкция ее забытых шедевров стали «основной линией» его деятельности как академического дирижера.
Для дирижера очень важно, что эта работа получила поддержку художественного руководителя МАСО Гаррия Абаджяна, ведь с Молодежным оркестром музыканта связывают давние узы творческого сотрудничества. «С Сергеем Лихоманенко коллектив сотрудничает с 2012 года, и для него
МАСО был первым оркестром в его дирижерской карьере, — говорит директор оркестра Алена Еремина. — Да и само это произведение Косенко соответствует динамичной и креативной атмосфере Молодежного оркестра. Глубоко национальное в своей основе, оно соединяет музыку разных стилей — барокко, романтизма и неоромантизма, что, конечно же, интересно и оркестрантам, и зрителям». А по мнению Сергея Лихоманенко, «11 этюдов…» интересны еще и тем, что в них в музыкальной форме зашифровано своего рода музыкальное послание композитора, отсюда и название концерта — «Код Косенко». Цикл построен по сюитному принципу. В основе сочинения — традиционная сюита эпохи барокко, состоящая из старинных танцев — аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Но автор значительно расширяет цикл, вводит два гавота, два менуэта, бурре, ригодон, пасакалью. Зачем он это делает и почему он располагает танцы именно в такой, а не в иной, последовательности можно понять, только послушав это замечательное произведение, «расшифровав», таким образом, «Код Косенко».

Следующее выступление МАСО пройдет ровно через неделю, также в пятницу, 16 ноября. Это будет концерт «В мажоре осень золотая», в котором прозвучат произведения Шуберта, Бетховена и Брамса. Дирижер — Петр Товстуха (Киев).


Сергей Лихоманенко — украинский музыкант, дирижер, организатор экспериментальных оркестров Eclectic Sound Orchestra и Kiev Grand Classic. Идейный вдохновитель создания новых музыкальных стилей на грани электронного звука и традиционных инструментов. Осуществляет музыкальные записи с использованием симфонического оркестра и современных инструментов. Член президиума Всеукраинской ассоциации джаза, музыкальный продюсер Киевского планетария. Сотрудничал с композиторами Александром Зографосом (США), Габриэлем Денаро (Италия), Дмитрием Коноваловым (Украина), Евгением Жаку (Украина), Эльдаром Мансуровым (Азербайджан). С 2013 года постоянно сотрудничал с Академическим эстрадно-симфоническим оркестром Украины. В качестве музыкального продюсера принимал участие в съемках украинского фильма «Чунгул» и украинско-немецкого фильма «Большой бой». Ведет благотворительную деятельность по поддержке молодых музыкантов, являясь основателем и организатором фестиваля поддержки молодых исполнителей «Таланты нации». С 2011 года маэстро Лихоманенко активно популяризирует украинскую академическую музыку как в Украине, так и за рубежом.
Косенко Виктор Степанович (24.11.1896—03.10.1938) — украинский композитор, пианист, педагог, музыкант. В историю отечественной музыки вошел как мастер лирических произведений различных жанров. Характерная особенность творчества В. Косенко — сочетание лучших достижений европейской музыки с национальным украинским мелосом. Его вокальное, камерное и симфоническое творчество наполнено романтическими интонациями славянской музыки и украинской народной песни. Косенко оставил после себя десятки произведений, которые вошли в золотой фонд украинской фортепианной музыки. Одним из самых известных произведений композитора являются «11 этюдов в форме старинных танцев» для фортепиано.
Быльчинский Леонид Антонович (07.01.1924—11.07.2011) — звукорежиссер, музыкант, педагог, основатель украинской школы звукорежиссуры. Среди звукозаписей Быльчинского — произведения в исполнении певцов Б. Гмыри, Д. Гнатюка, Е. Чавдар, Г. Циполы; пианистов — Н. Витте, Е. Ржанова, Р. Лысенко, А. Скринченко. Быльчинский является автором оркестровок и переложений произведений европейской и мировой классики. Его первые цифровые записи на компакт-дисках пяти симфоний Б. Лятошинского признаны одними из лучших в мире.