Эльдар Рязанов: Кино о хороших людях
При желании о каждом можно было бы снять еще один фильм, рассказать об истории создания, раскрыть секреты съемок, обнародовать неизвестные факты.
У любого режиссера есть свои любимые актеры. Звездный состав был и у Эльдара Александровича. Больше всего в его кинолентах снялся Георгий Бурков — 7 картин. И хотя это были далеко не главные роли, каждый свой эпизод Бурков умел сделать интересным и запоминающимся.
«Когда я его увидел, то сказал: «Жора, у тебя замечательная внешность для роли спившегося интеллигента, — вспоминает режиссер. — Потом мы долго пытались вынуть его из этого амплуа, но когда появилась роль в «Иронии судьбы» (друг Жени Лукашина. — Прим. ред.), я понял, что мне нужен Жора в этом же качестве. Я сказал: «Жора, извини меня ради Бога, потому что придется тебя опять потревожить в этом же плане».
Как признавался сам режиссер, некоторые роли специально пишутся для того или иного артиста. Но бывают случаи, когда пробы становятся для съемочной группы настоящим испытанием, и найти подходящего актера не так-то просто.
Такая ситуация вышла во время съемок кинокартины «Берегись автомобиля». Вначале на роль Деточкина был утвержден Юрий Никулин, на роль следователя Максима Подберезовикова — Юрий Яковлев. Но из-за цирковых гастролей Никулин отказался. Рязанов пробовал на главную роль многих замечательных артистов. В их числе был и Леонид Куравлев, и Олег Ефремов (впоследствии сыгравший Подберезовикова).
А вот актеры для фильма «Служебный роман» были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались ценные «резервы» после кинопроб в предыдущих картинах: Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», в нем же был в числе претендентов на роль и Олег Басилашвили (Женя Лукашин). С «Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. Кстати, Басилашвили видел исключительно себя в роли Новосельцева и всячески пытался доказать это Эльдару Александровичу.
Что же касается «Иронии судьбы», то Лукашина мог сыграть Андрей Миронов, однако говорить о том, что он не пользовался успехом у женщин по сюжету было невозможно — никто бы не поверил, поэтому Рязанов отказался от этой идеи. Пробовались Петр Вельяминов, Станислав Любшин. На роль Нади пробовались Людмила Гурченко, Антонина Шуранова, Марина Меримсон и Валентина Талызина. А Галю могла сыграть Наталья Гвоздикова.
С помощью фильмов Эльдара Рязанова многие неизвестные актеры становились мегапопулярными. Он по-своему раскрывал их талант.
Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Он с детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки поступил на первый курс ВГИКа (мастерская Григория Козинцева). Среди его педагогов был и великий Сергей Эйзенштейн, который «выделил» юного Рязанова и оказал огромное влияние на него.
В 1950 году окончил ВГИК, на протяжении пяти лет работал в документальном кино. Первой художественной картиной Рязанова стал фильм «Весенние голоса». Кроме того, Рязанов создал более двухсот авторских телевизионных программ. Он является президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». Автор поэтического сборника «Внутренний монолог», книги воспоминаний «Неподведенные итоги».
В 2005 году открылся киноклуб Эльдара Рязанова, задуманный, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии. В трех его залах идут фильмы и спектакли как российских, так и зарубежных режиссеров, проходят творческие встречи, концерты.
Любимые женщины режиссера
Именно Лию Ахеджакову в глаза и за глаза называют «актрисой Рязанова». И она отвечает ему самой нежной любовью. Для нее, что бы ни шло не так на съемочной площадке — не привезли ли реквизит или погода никуда не годится, то ли актеров не хватает — все это не важно.
«Если на площадке Рязанов — все остается за ней, потому что он умеет собрать людей вокруг себя, согреть, осветить», — говорила актриса.
Между прочим, в пьесе «Сослуживцы» (по мотивам которой был снят «Служебный роман») Вера была молодой длинноногой красавицей. Но когда Рязанов и Брагинский писали сценарий для фильма, то Верочку они изменили под Ахеджакову. А так как внешне она сильно отличалась от длинноногих красоток, ее героине досталось от секретарши из пьесы только то, что она слыла модницей.
В этом фильме актер снял еще двух своих любимец — Алису Фрейндлих и Светлану Немоляеву. Что касается Фрейндлих, то это была третья попытка режиссера: в «Гусарскую балладу» она, увы, не годилась из-за «своей неистребимой женственности». Затем он пригласил ее сниматься в «Зигзаге удачи», но отказалась сама актриса, ожидавшая рождения ребенка. Хотя спустя годы Алиса появилась в «Жестоком романсе», снятом по пьесе Островского «Бесприданница».
Светлана Немоляева воплощала в фильмах Рязанова женщин обаятельных и светлых. Сентиментальная, ранимая Оля Рыжова, безымянная жена Гуськова, белокурая, восторженная Зи-Зи. Сама актриса считает, что без Эльдара Рязанова ее судьба могла сложиться иначе, не было бы такой популярности, признания зрителей.
Лариса Голубкина, Татьяна Догилева, Марина Неелова, Барбара Брыльска, Ия Савина, Валентина Талызина, а также Наталья Гундарева, Лариса Гузеева и многие другие актрисы блистали в киношедеврах Рязанова, завоевывая любовь и уважения миллионов зрителей.
Кстати, для проб в «Жестоком романсе» Гузеева пришла к Рязанову в рваных джинсах, разных сандалиях, с длиннющими ногтями, с вплетенными в волосы монетками, с папироской и при этом ужасно сквернословила. А зритель запомнил ее как нежную, ранимую, наивную барышню.
«Рязановские» актрисы на уважение и почитание режиссера отвечали взаимностью. Эльдар Александрович вспоминал: «В «Старых клячах» четырем суперактрисам — Гурченко, Крючковой, Ахеджаковой, Купченко — сказали, что платить им будут просто копейки. И Люся ответила: «Ну что ж, девочки, зарабатывать будем в следующий раз». И все согласились. Любовь — она ведь не обязательно за деньги, понимаете?»
Очевидное-невероятное
Сюжеты для своих фильмов Рязанов брал из жизни. Однажды он попал в больницу, где познакомился со старичком, который поведал соседу по палате о том, что его ни с того ни с сего выперли из прокуратуры, после того как прошло «его время». Рязанов после выписки как-то пересказал историю своему «компаньону» сценаристу Эмилю Брагинскому. Так появился сюжет для «Стариков-разбойников».
Примечательно, что для музейных работников этот фильм стал подлинным мучением, так как в нем практически рассматривается инструкция, как действовать ворам для того, чтобы похитить произведение искусства.
Реальная историю легла и в основу фильмов «Берегись автомобиля» и «Гараж».
Но не все сценарии давались легко, да и вообще были по вкусу актерам, съемочной группе и самому режиссеру. Например «Карнавальную ночь» Рязанов долго не хотел снимать, был уверен, что фильм обречен на неудачу.
А «Гусарскую балладу» просто не хотели выпускать на экраны.
«В поисках вещи для экранизации я вспомнил о пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Идея была одобрена: в сентябре 1962 года — 150-летие Бородинской битвы. Неожиданно это же стало и препятствием: как это к великому юбилею выпустить легкомысленную комедию?!» — вспоминал режиссер.
Рязанова также обвинили в том, что он исказил исторические факты.
Но настоящим испытанием для режиссера стали съемки фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».
Пришлось переписывать сценарий. Продюсер Дино де Лаурентис, прочитав его, назвал фильм глупым и сказал, что итальянский зритель на такую галиматью не пойдет, но ему понравилась версия с живым львом. Продюсер приказал переписать сценарий и оставить сцены с хищником. Рязанов чуть не впал в депрессивное состояние в гостинице Рима, однако, включив телевизор, там шел фильм «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», с быстротой и азартом написал сценарий и придумал историю с посадкой самолета на оживленное шоссе, чем и заинтересовал Лаурентиса.
Сцена с посадкой Ту-134 снималась на Ульяновском аэродроме, все полеты совершали профессиональные летчики. Они же сидели и в авто, которые ехали по «псевдошоссе».
После этого фильма Рязанова назвали режиссером-анималистов, а все благодаря льву Кингу. Но вся съемочная группа, включая актеров, так боялась хищника, что Рязанов однозначно решил: снимать животных он больше не будет.
«Самое трудное, но и самое интересное — делать комедии о хороших и добрых людях, — говорит режиссер. — Мольер не написал ни одной комедии, где действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. Чтобы работать в этом русле, надо иметь такое чутье и так любить людей, как мало кто умеет».
Обладая таким чутьем, Эльдар Рязанов навсегда нашел своего бессменного зрителя, который до сих пор с обожанием смотрит фильмы мастера.
Подготовила Анастасия БЫКОВА