Радостно видеть, что театр сегодня обретает новое дыхание, берет разгон в завоевании заметной позиции в городе. Руководство театра во главе с директором А. Ф. Гапановичем преобразует коллектив в театр высокой проблематики и актуального художественного языка. А в решении этих задач важна команда: режиссеры, актеры, художники. Именно в этом свете уместно будет поговорить о ряде незаменимых на этой сцене мастеров: об актерах Ю. Суржко, О. Двойченковой, С. Городецком, С. Листунове, сценографе А. Абманове, режиссерах А. Ковшуне и А. Лебеде.
Юрий Суржко — один из тех, кто является постоянной величиной и своеобразным знаком качества в спектаклях театра. Хотя в разные годы Юрий искал и находил себя в музыке (создал свою рок-группу «Книксен», выступавшую с концертами от Москвы до Одессы) и в театральных проектах в Украине и России (работал в частных театрах Харькова и Санкт-Петербурга). Он несколько раз уходил из театра для детей и юношества, чтобы, вернувшись, — по его собственным словам — «ощутить радость возвращения домой». Этот витиеватый путь оказался дорогой актера к самому себе, поиском гармонии в творчестве. Суржко знал и совсем иную жизнь: беспросветное существование уволенного сразу после выхода из партии отца, заводскую жизнь, к которой сам причастился после армии, в тот год четко определившись с актерской перспективой, но опоздав подать документы. Уже с дипломом актера драмы и кино, как отец семейства, Юра на какое-то время вообще ушел из театра в более прибыльную профессию, пока не понял, что она для него — несвобода гораздо более опасная… Подобно своему любимому герою на сцене — Ланцелоту, Юрий никогда не вступал в компромисс с собой. Когда-то, замеченный главным режиссером русского театра А. Барсегяном, Суржко пришел работать в театр им. А. Пушкина, но скоро понял, что этот театр не даст ему реализоваться, и легко ушел от привилегированных «академиков». Неспокойствие актера может показаться непоследовательностью. Но он истинно последователен в своей «жажде неба»! Только эта профессия и родной театр дали Суржко свободу сыграть и спеть на сцене то, чего хочет душа.
Юрий выстрадал, заслужил право обнаруживать в каждой своей роли — от спектакля для взрослых до постановки для самых маленьких зрителей — свою уникальную тему героя — не пафосного философа, саркастического резонера, романтика-фаталиста… Юра — не только удивительно тонкий по «настройкам» партнер, очень музыкальный (сказывается опыт рок-карьеры!) и внутренне пластичный (это важнее, чем внешне!) актер. Ему присуща поразительная концентрация энергии, которой он «обжигает» в каждом своем сценическом творении. И в этом Суржко, продолжительное время занимавшийся йогой, примыкает к веренице искателей универсального театрального языка: от Е. Гротовского до Г. Гладия… Вспоминая начало пути Юрия в театре, мастер его курса Л. Шульга сказала: «Он был самым несоветским на курсе в то советское еще время, был уже тогда сформировавшимся и не по-актерски умным и начитанным». Тогда же, победив в конкурсе «Мистер театралки», Юра был награжден экскурсией в «капстрану» — Польшу. Курс, на котором учился Суржко, штормило — в духе перестройки. В экспериментальном спектакле «Коварство и любовь» В. Какурина он, ни разу не повысив голоса, пронзительно сыграл мертвящего все вокруг Президента. А радость заразительной игры узнал в «Мартыне Боруле» с И. Шнейдерманом. Их бунтарские спектакли критиковали и запрещали, и Юра сохранил память о «схватках» за искусство, переживая их рецидивы и поныне. Неудивительно, что его Чацкому присуща интонация не ранимого влюбленного, а больно язвящего, «неудобного» человека. За право сыграть эту роль Суржко немало поборолся!
Даже в постановках для детей лучшие герои Юрия удивительно созвучны миру взрослых, содержательны и насыщены не бытовой, а бытийной конфликтностью. Например, в спектакле «Золотой цыпленок» Юрий играет трогательного и отважного в своем мировоззренческом конфликте с Лисой Волка-поэта; хищника, неожиданно для себя ставшего защитником Цыпленка; зверя, внезапно ощутившего толчок нежности и заботы в своем сердце! Для ребят, прежде всего, интересен момент «волшебства»: когда Волк, погнавшись за «бабочкой», внезапно «ловит» ее на спинке кресла кого-то из детворы, малыши восторженно хохочут. Так же — заливисто и дружно — смеются они, когда Волк пытается поудобнее устроиться высиживать цыпленка!
Как «золотой век» вспоминает сегодня Юрий спектакль «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру в постановке А. Беляцкого (Суржко играл юного и влюбленного Деметрия). А потому с особым пиететом относится к роли Того, що греблі рве в его же «Лісовій пісні», которую играет по сей день. Никто из режиссеров, приходящих со стороны или служащих в его театре, не «обнесли» Суржко ролями. Во всех смыслах «прозвучал» его Трубадур в «Бременских музыкантах» (реж. А. Драчев). Актер в прекрасной спортивной форме, он запомнился папой-тренером в «Подарке» (реж. В. Гуйвин). Приглашенный из Болгарии Г. Велчовский в сентиментальной притче «Псы» отвел Суржко важную роль Благодетеля, сложность которой (отсутствие четкого образа) стала очевидной благодаря личностному наполнению Суржко.
Но несомненным лидером актеров своего поколения в труппе Юрий стал в премьерах главного режиссера театра Ю. Старченко. Умело расставив социальные акценты, актер не просто сыграл главного героя сказки И. Франко в тотально-динамичном мюзикле «Фарбований лис» — он создал образ нарицательный, «эзоповский». Ланцелота в шварцевском «Драконе» Суржко сделал плоть от плоти нашего времени: выходя на сцену из партера, он наживает себе врага с вызывающе обыденной интонацией, но — с прон-зительной мукой за все человечество в светлых глазах под «демоническим» разлетом бровей на бескровном лице. Для Ланцелота — Суржко не вопрос — взмыть в небо, чтобы принять бой с Драконом. Страшно и по-настоящему одиноко станет ему потом: «Я вас освободил, а вы что сделали?» — с уничтожающим сарказмом в адрес общества и горечью «проигравшего победителя», — обращается он к «свободному» городу. Такую позицию не сымитируешь. Она подкреплена «человековедением» Суржко…
В составе таланта магнетичного и сценически заразительного Юрия есть и энергия сценического «катастрофизма». Именно она заставляет зрителя переживать катарсис. Мурашки пробегают по спине, когда Суржко-Лоренцо исполняет зонг Dies irae («Чума на оба ваши дома» Ю. Старченко), или когда при свете одинокого фонаря идет на казнь разбойник Агостен («Капитан Фракасс» А. Ковшуна). Эта работа — несомненный зрелый шедевр актера. Сумрачный «трагик» с большой дороги, он восходит на дыбу — как на свой последний в жизни спектакль. На виду у всех умирает Агостен, мечущийся в танце конвульсий на отрывающемся от земли помосте. Балансируя на планшете — цепляясь за него, как за жизнь, так, что у зрителей захватывает дух! — он трагически прекрасен в последнем «спасибо» распятого последнего романтика!
Со студенческих лет пристрастившись к андеграунду, Юра с удовольствием играет сегодня на альтернативной площадке в постановке А. Бойко (этот режиссер не теряет Суржко из виду много лет, в прошлом у них — резонансные работы «Чайка» и «Средневековые фарсы»). В спектакле «Что случилось в зоопарке» по психологически изощренной пьесе Э. Олби Юрий с партнером В. Хмелевым разыгрывают трагедию человеческого одиночества и неминуемого раздвоения на Каина и Авеля в самом себе — непосредственно в двух шагах от зрителей! Специфическая площадка задает правила исповедально честной игры. «Секрет» Юрия Суржко в том, чтобы говорить со зрителями словами своей роли (даже классической!) так, как он говорил бы сегодня с самыми близкими друзьями. Потому его человеческие интонации часто «непроизвольно» проскальзывают на сцене. Легенда театральных «зорь» Суржко — создатель театра «Мадригал» В. Какурин объяснил притягательность актера «клокочущим в нем вулканом»; блистательный актер севастопольского театра заслуженный артист Украины В. Таганов — однокурсник Юры по вузу — восхищается его честностью и принципиальностью, одним словом «настоящестью». Остается вслед за ними признать, что в случае с Ю. Суржко мы имеем дело с личностью, чьи своеобразие и масштаб во многом задают уровень театра, в котором он работает, и харьковской культуры в целом.