Юбилей Малевича: что означает “Черный квадрат” и почему киевлянин ругал украинцев. ФОТО
До недавнего времени считалось, что он родился в Киеве на улице Бульонской, которую в 1941 году переименовали в улицу Боженко, а затем, в 2012-м, она стала носить имя Малевича. Но недавно появились доказательства, что художник родился на Жилянской.
То, что Малевич родился на Жилянской улице, а не на Бульонской, обнаружила арт-куратор Татьяна Филевская – автор книги «Казимир Малевич. Киевский период 1928–1930». Она рассказала нам: «Я искала какие-то документальные подтверждения принадлежности Малевича к улице Бульонской. Она на тот момент была уже переименована. Но, подняв документы в киевском архиве, меня ждала неожиданность: оказалось, что Казимир родился в доме своей тетки Марии Оржеховской (старшая сестра отца Малевича) на ул. Жилянской. Не удалось найти точный номер дома, поскольку этот особняк в разные времена числился под разными номерами — 62, 63 и 65».

Татьяна объяснила нам, почему Малевич сначала гордился своим украинским происхождением и указывал в анкетах в графе национальность «украинец», а потом негативно отзывался о родине. «Это связано с плохой организацией его выставки в Киеве в 1930 году и тем, что здесь не купили, как обещали, его холсты, — говорит Татьяна. — Если подробнее, то в 1928–1930 годах Малевич стал преподавателем Киевского художественного института и жил на два города — Киев и Ленинград. У Малевича здесь были комната и лаборатория под названием «Кабинет экспериментального ИЗО». Весной 1930 года у него прошла тут персональная выставка.. Был там и «Черный квадрат». При этом пообещали часть его коллекции купить. Но в сентябре 1930 года Малевич был арестован на четыре месяца в Ленинграде. У директора Киевского музея русского искусства пропало желание покупать холсты Казимира. Более того, художник два года ждал возврата своей коллекции. За это время он так изнервничался, что стал роптать, мол, украинцы — непорядочные люди: денег не дают, холсты не возвращают…»
Среди художников славянского происхождения Казимир Малевич уже десять лет держит рекорд как самый дорогой живописец. В 2008 году его полотно «Супрематическая композиция» (написана в 1916 году) было продано на аукционе Sotheby's за рекордную для славянских художников сумму — $60 млн (в мире полотен такой стоимости всего около двадцати).

Безусловно, самая знаменитая работа Казимира — это «Черный квадрат». Малевич делал декорации для футуристической оперы «Победа над солнцем». Спектакль был пронизан аллегорией затмения. Но тогда фигура черного квадрата осталась лишь в эскизах — в спектакле его не было. Художника осенило идеей затмения (по сторонам черного квадрата — светлая окантовка, это солнечные лучи) только через два года — в 1915-м, что не помешало Казимиру потом датировать один из четырех известных «Черных квадратов» 1913 годом, чтобы раньше застолбить собственное направление в живописи — супрематизм, когда он готовил брошюру по мотивам оперы.

Заслонял солнце не диск, а квадрат, потому что для Малевича-футуриста именно четырехугольная фигура была символом искусственного (в космосе, как известно, планеты круглые), то есть произведенного человеком. И это совпадало с идеей оперы: торжество технического прогресса над природой. Супрематизм (от слова «супремус» — высшее) — направление, которое означало «конец земной живописи» и начало абстрактной, космической.
Подготовила Ольга Тараб