Юлия Шиленко, главный хранитель Национального музея Тараса Шевченко: «Учиться прекрасному никогда не поздно»

25.01.2016 07:32   -
Автор:
—Перво-наперво хочется поблагодарить корпорацию «Консалтинговая группа «Рубаненко и партнеры», Людмилу Васильевну и Леонида Ивановича Рубаненко за то, что они привезли нам эту выставку, — рассказывает главный хранитель Национального музея Тараса Шевченко Юлия Шиленко. — Мы знакомы с 2014 года, делаем совместные проекты и, как жизнь показывает, у нас это здорово получается! Вот очередное наше совместное, скажем так, культурное мероприятие вылилось в то, что мы сообща организовали выставку к празднику, ко Дню Соборности Украины. Сказать, что выставка очень хорошая, значит, как говорится, не сказать ничего. Она хороша своим наполнением, представляет весьма качественные живописные и керамические работы украинских художников. Хочу добавить, что музей наш существует давно, и одной из главных его традиций является организация именно таких выставок — выставок, на которых мы знакомим посетителей с украинскими авторами.
Не буду делать секрета из того, что выставка эта стала открытием, что, конечно, не может не радовать. Она представляет не просто художников, она представляет художественную династию. Я давно в профессии, люблю и знаю дело, которым занимаюсь, но, подумав, не смогла назвать подобную династию, так емко и полно представленную на какой-либо выставке. Не приходит на память. В нашем музее так точно не было подобной выставки, поэтому очень интересно увидеть, узнать этих авторов, оценить их работы, почувствовать их настроение. А по настроению они настоящие патриоты, пропагандисты украинской культуры, украинской живописи и очень хорошие, приятные люди, не удивительно, что выставка у нас получилась такой интересной.

Удовлетворение в музее мы получили также и от того, что харьковская выставка прозвучала именно в праздник Соборности, она как бы объединила не только династию, но и художников из разных уголков Украины — Слобожанщины, Подолья и представителей нескольких художественных школ. В сегодняшних реалиях это очень важно. Важно почувствовать, что мы одна нация, один народ, имеем одни корни, одинаково думаем, мечтаем, об этом, мне кажется, говорит и сама экспозиция.
А в музее у нас очень много выставок, и «Харьковские династии» прекрасно дополнили наш творческий рабочий процесс, поскольку выставка на самом деле, повторюсь, очень содержательна и гармонична, ее посещение входит в общую стоимость билета. Здесь посетитель сразу почувствует продолжение традиций, которые пропагандировал в своем творчестве Тарас Шевченко, — это украинская земля, украинские пейзажи, и, конечно, люди, то, о чем писал художник и поэт Шевченко.
—Юлия Анатольевна, позвольте не оригинальный вопрос: чем же отличается харьковская выставка от общего, как вы говорите, выставочного процесса?
—Отличие ее и состоит в том, что она представляет творчество трех поколений — это сразу заметно. Заметно, что работы как бы и объединены единой манерой, скажем, единой энергетикой, и в то же время они все очень четко разграничены по времени. Видно, какие из них ранее были выполнены ранними поколениями династии художников, какие — позже, то есть работы, рожденные сейчас. Иначе говоря, изюминка — в энергетике и притягательности, которые ощущаются просто на физическом уровне. Когда входишь в зал, где экспонируются «Харьковские династии», сразу чувствуешь, что работы все очень яркие, позитивные, понимаешь, что изобразительное искусство — действительно способ отображения мира, и каждый человек, который смотрит на эти работы, берет от них то, что хочет увидеть, понять, что хочет почувствовать. Согласитесь, как правило, художники по-разному выражают свое отношение к современному миру, и это далеко не всегда бывает позитивно по энергетике. Но на этой выставке чувствуешь как раз противоположное: здесь абсолютно позитивная, очень яркая, праздничная атмосфера, которая притягивает любого, кто смотрит на представленные работы. Это ее безусловная притягательная особенность.
—Юлия Анатольевна, а что запало в душу вам, искусствоведу-профи, из сказанного выступающими на открытии выставки или оставленного в Книге отзывов?
—Да, на открытии было много выступающих, которые сказали немало хороших, теплых слов и в адрес художников, и в адрес организаторов. Главное, что я хочу отметить, это высокие оценки профессиональных качеств представленных художников. Еще раз повторюсь: мне не стыдно признаться в том, — человек, как известно, всю жизнь учится, — что я не была хорошо знакома с творчеством художников династии Чернова и Ганжи, и данная искусствоведами высокая оценка их работ была для меня не только приятна, но и поучительна. В этой ситуации хочется не просто повторить фразу «учиться никогда не поздно», но и дополнить ее: «учиться прекрасному никогда не поздно». Нынешняя же выставка авторов, работы которых находятся в различных музеях и частных коллекциях, только подтверждает сказанное, она не может не вызывать интереса и действительно является открытием во всех отношениях.
—Маэстро, мне при виде экспонатов выставки припомнилось название сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»; ансамбль «Водограй» с его одноименным хитом, помните:
Ой, водо-водограй, грай для нас, грай!
Танок свiй жвавий ти не зупиняй.
За красну пiсню на всi голоси
Що хочешь, водограю, попроси.
А еще — песню Николая Мозгового со словами:
Край, мiй рiдний край,
Пісенний край завзяття i труда.
Ти — моя любов,
Ти — рiдна матiнко моя, земля!
— А какие поэтические или музыкальные ассоциации у вас вызвали произведения харьковской династии Чернова и Ганжи?
—Вы не поверите, но очень похожие! Когда входишь в зал, первое, что на тебя накатывает, это фонтан, волна, буйство красок, разноцветный, очень яркий вихрь! Шаленство фарб, веселка, я бы сказала по-украински. А поэтические… назвала бы поэтессу Наталью Терещенко и несколько ее строк:
Спiвучий очерет — і шелестливi трави,
Буяння кольорiв — збентеженi свiти.
Iлюзiя чи яв, цей соковитий травень,
Ця скраплена краса неписаних картин…
К сказанному хочется добавить… нет, не ложку дегтя, а напоминание-предостережение, если позволите: чтобы у вас не чесались руки от желания оторвать мемориальную доску, разрушить памятник, поломать фонарь, скамейку, детскую площадку или растоптать цветник, посетите сначала выставку — выставки! — любые, сходите в музей, пообщайтесь со знатоками, дабы разобраться, что к чему, суметь отличить хорошее от плохого, воспитать в себе художественный вкус. Может быть, тогда не станете наступать на грабли и в который раз следовать плохому примеру, ведь — проверено! — пройдет время, и то, что сейчас безжалостно разгромлено, как знать, будет считаться художественной ценностью и восстанавливаться по крупицам. Так не лучше ли сейчас не уподобляться необразованным плебеям и хранить то, что создали наши предки. Все равно ведь какой-нибудь смельчак и сегодня разберется и оценит, спрячет и сохранит для потомков то, мимо чего, разрушая и улюлюкая, снует толпа. Как сказала автор проекта «Харьковские династии» Людмила Рубаненко на открытии выставки, «…да, «Женщина с веслом» вряд ли доставляла эстетическое наслаждение, но то, что представляет художественную ценность, должно быть сохранено. Собственно говоря, эту аксиому подтверждает и творчество династии Чернова и Ганжи на протяжении нашей прошедшей, но совсем еще не далекой истории… А смотреть и учиться нужно на хорошем, лучше — красивом, тогда, со временем, вы сможете достичь полного ощущения душевного праздника. Но это возможно только при общении с прекрасным, созданным не только сегодня…»