Юрий Богатиков: «Давно не бывал я…»

10.05.2017 07:06   -
Автор:
—Юрия Богатикова по праву можно считать харьковчанином, начинает свой рассказ, как лекцию, директор Музея замечательных харьковчан им. Шульженко Елена Гроссу. — Самые трудные послевоенные годы, выпавшие на долю мальчишки, юность и начало песенной карьеры, все это связано с нашим городом. Родился Юрий Иосифович Богатиков 29 февраля 1932 года в Донбассе. Несложно догадаться, что дата рождения была предметом шуток: например, отмечая день рождения раз в 4 года, молодость сохраняется гораздо дольше. Семья Юрия поначалу была большой, но отец его, шахтер, погиб во время войны, и мать — из рода дворян Рылеевых — с шестью детьми, вернувшись из эвакуации, переехала в 1943 году из Донбасса в Харьков. Юра был старшим мужчиной в семье — опорой для матери, братьев и сестер, и в 11 лет уже подрабатывал подмастерьем на Харьковском велосипедном заводе, а после работы выступал с агитбригадами перед ранеными в госпиталях.
С детства Юрий мечтал о карьере драматического артиста, но жизнь распорядилась по-своему. В 1946 году он поступает в Харьковское ремесленное училище связи, а в 47‑м приходит на Харьковский телеграф. В нашем музее хранится первая трудовая книжка Богатикова, в которой есть запись, датированная 1947 годом — «надсмотрщик телеграфа». Как позже говорил сам Юрий Иосифович: «Мне всегда везло на хороших людей». Именно так и случилось в том далеком 1947‑м. Директор телеграфа Акулов услышал, как поет невысокий худощавый парнишка, и принял решение направить его учиться в Харьковское музыкальное училище. Но учебу пришлось отложить: Юрия призвали в армию. Четыре года, с 1951 по 1955-й, Богатиков — моряк на Тихоокеанском флоте и солист ансамбля песни и танца Краснознаменного Тихоокеанского флота. Годы армейской службы, по признанию артистичного моряка, сыграли в его жизни определяющую роль, сформировали характер, принципы, утвердили в выборе профессии: он окончательно понял, что его призвание — песня, и, конечно, после демобилизации он вернулся в Харьков и продолжил учебу в классе педагога Красновой, глубокую признательность которой сохранил на всю жизнь.
Классическая академическая вокальная школа, оперное звучание дали ему очень много и прежде всего безукоризненную технику. Он обладал таким певческим диапазоном, что, выбирая песню, не задумывался о своих вокальных возможностях. Ему было все легко, голос звучал одинаково ровно и сильно на верхних и на нижних нотах. Ему прочили карьеру оперного певца, подающего серьезные надежды студента стали приглашать в постановки Оперной студии. Однако судьбу определил случай. Одна из оперных примадонн, с которой молодой певец должен был петь в спектакле, увидев небольшого роста партнера, смерила его презрительным взглядом и съязвила, обращаясь к режиссеру: «Где вы откопали этого шпендрика?» «Шпендрика» самолюбивый Богатиков опере не простил и ушел на эстраду.
Но он не ворвался на эстрадный Олимп на белом коне, а шел к признанию шаг за шагом. После окончания в 1959 году Харьковского музучилища Юрий Богатиков работал в дивертисментах в харьковском кинотеатре «1-й Комсомольский», солистом Харьковской областной филармонии, в Театре музыкальной комедии, был солистом квинтета «Ритм» нашей филармонии, много гастролировал. Красивый, сочный, неповторимый голос Богатикова, строгая неброская манера исполнения и глубокое внутреннее содержание, вкладываемое им в каждую песню, завоевали любовь слушателей. Настоящий успех пришел к исполнителю в 1972 году после выступления на творческом вечере Никиты Богословского, где он исполнил специально для него написанную композитором песню «Давно не бывал я в Донбассе», ставшую его визитной карточкой.
Вообще, песни Юрия Богатикова нередко становились шлягерами, в числе которых «Усталая подлодка», «Не остуди свое сердце, сынок», «Спят курганы темные», «Через две зимы», «Не плачь, девчонка» и многие другие. В его репертуаре всегда было много и украинских песен, он любил их за удивительную мелодичность и задушевность. В конце 60‑х — начале 70‑х Богатиков стал лауреатом международных песенных конкурсов в Болгарии, Германии, его выступления проходили на главных концертных сценах большой прежде страны, он много гастролировал за рубежом. Надо сказать, что Юрий Богатиков третьим после Леонида Утесова и Клавдии Шульженко получил звание народного артиста СССР среди эстрадных исполнителей (1985).
С 1974 года Богатиков жил в Крыму. Он был солистом, а потом и художественным руководителем Крымской филармонии, организатором фестиваля «Песни моря», но всегда возвращался в Харьков — город своей юности. В Харькове живут его первая супруга Людмила Михайловна, единственная дочь Виктория, певица, заслуженная артистка Крыма, и внучка. В последние годы жизни Юрий Иосифович выступал вместе с дочкой и внучкой в своих концертах. «Посидим по‑хорошему» называлась песня, исполняемая представителями трех поколений Богатиковых. Не стало Юрия Иосифовича в 2002 году. Похоронен он в Симферополе, там же, в центре города, ему установлен памятник. В репертуаре маэстро было около 900 песен, он всегда пел вживую, во всем был честен с собой и окружающими; принципиальный, бескомпромиссный, человек с внутренним стержнем, говорят о таких, как Богатиков. Он не умел приспосабливаться, лебезить и лукавить, в лицо говорил то, что думает, не взирая на чины и звания, был настоящим Человеком с большой буквы.
—Елена Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о приездах певца в Харьков.
—Юрий Богатиков был сопредседателем жюри трех Международных фестивалей эстрадной песни имени К. И. Шульженко. Его дочь, Виктория Богатикова, по мужу Щелкунова, выступала на первом из них, стала лауреатом, получила третью премию. Приезжая в Харьков, Юрий Иосифович бывал, конечно, и в Музее им. Шульженко, с большим уважением относился к прославленной землячке, считал ее своим учителем в певческой карьере. Ну и, разумеется, человек, как бы ни был он знаменит, приезжал просто повидаться со своей первой семьей, которая жила и живет в Харькове на улице Мира, в квартиру его матери, где и сам когда-то жил. Кстати, там до сих пор хранится и первая аппаратура певца, с которой он ездил на концерты.
—Если можно, — немного о семье певца, не было ли сложностей при уходе?
—Людмила Михайловна и Юрий Иосифович познакомились, когда вместе учились в ремесленном училище связи в 1946‑47 годах. После девушка 4 года ждала, пока поющий моряк служил. А сложности были в том смысле, что дочь Виктория не нашла сразу общего языка со второй женой отца, Татьяной, хотя новый брак оказался удачным. В нем Богатиков прожил до последних дней. Взаимные же претензии остались, но Вита никогда на эту тему не говорит, разве только то, что из-за этого поздно обратились к врачам с его болезнью, мол, если бы раньше спохватились, своевременный момент лечения онкологии отца не пропустили бы…
—А кто в центре крымской столице поставил певцу памятник? Не оставил ли он какого письма, завещания о перезахоронении и т. д.?
—Памятник делали жена Татьяна и тогдашний крымский руководитель, если не ошибаюсь, Грач. Есть даже документальный фильм, где он дает по этому поводу интервью. А официального письма или завещания с какой-либо просьбой, насколько мне известно, не было.
—Елена Анатольевна, что-либо из того нелицеприятного, что Юрий Иосифович говорил в глаза, не взирая на чины и звания, можете привести?
—Не думаю, что сказанным задену чувства родных и близких и тех, кто по-прежнему любит его творчество. Этим, скорее, подчеркну то, что он был нормальным живым человеком, которому не чуждо то, что присуще нам всем: он не принял, не простил распад Советского Союза, вообще не принял эту жизнь в новых условиях, новой стране; жутко переживал; часто у него были срывы, запои; очень возможно, что и болезнь к нему не прицепилась бы, если бы он так не жег себя изнутри. Но ведь он был художником, художником в широком смысле слова, а художники иначе не умеют, как не умеют в большинстве своем копить деньги. Никаких денег не было и у Богатикова ни в первой семье, ни во второй, абсолютно. Он тут же все тратил: угощал друзей, кому-то отдавал, кому-то помогал, у него даже машины своей никогда не было — жил с распахнутой душой.
—Как настоящий флотский, не прячась от морского соленого ветра…
—Да, можно так сказать. А резкие высказывания?.. Вообще, у Юрия Иосифовича, действительно, было много, так сказать, авторских и словечек, и выражений, и лозунгов — он не боялся их выдавать на гора. Как, впрочем, много было и болезненного, мятущегося, невысказанного, чем-то похожего на нашу празднично‑майскую экспозицию, посвященную харьковскому дончанину, или донецкому харьковчанину, Юрию Богатикову.