Юрий Богатиков: «Давно не бывал я…»
—Юрия Богатикова по праву можно считать харьковчанином, начинает свой рассказ, как лекцию, директор Музея замечательных харьковчан им. Шульженко Елена Гроссу. — Самые трудные послевоенные годы, выпавшие на долю мальчишки, юность и начало песенной карьеры, все это связано с нашим городом. Родился Юрий Иосифович Богатиков 29 февраля 1932 года в Донбассе. Несложно догадаться, что дата рождения была предметом шуток: например, отмечая день рождения раз в 4 года, молодость сохраняется гораздо дольше. Семья Юрия поначалу была большой, но отец его, шахтер, погиб во время войны, и мать — из рода дворян Рылеевых — с шестью детьми, вернувшись из эвакуации, переехала в 1943 году из Донбасса в Харьков. Юра был старшим мужчиной в семье — опорой для матери, братьев и сестер, и в 11 лет уже подрабатывал подмастерьем на Харьковском велосипедном заводе, а после работы выступал с агитбригадами перед ранеными в госпиталях.
С детства Юрий мечтал о карьере драматического артиста, но жизнь распорядилась по-своему. В 1946 году он поступает в Харьковское ремесленное училище связи, а в 47‑м приходит на Харьковский телеграф. В нашем музее хранится первая трудовая книжка Богатикова, в которой есть запись, датированная 1947 годом — «надсмотрщик телеграфа». Как позже говорил сам Юрий Иосифович: «Мне всегда везло на хороших людей». Именно так и случилось в том далеком 1947‑м. Директор телеграфа Акулов услышал, как поет невысокий худощавый парнишка, и принял решение направить его учиться в Харьковское музыкальное училище. Но учебу пришлось отложить: Юрия призвали в армию. Четыре года, с 1951 по 1955-й, Богатиков — моряк на Тихоокеанском флоте и солист ансамбля песни и танца Краснознаменного Тихоокеанского флота. Годы армейской службы, по признанию артистичного моряка, сыграли в его жизни определяющую роль, сформировали характер, принципы, утвердили в выборе профессии: он окончательно понял, что его призвание — песня, и, конечно, после демобилизации он вернулся в Харьков и продолжил учебу в классе педагога Красновой, глубокую признательность которой сохранил на всю жизнь.

Но он не ворвался на эстрадный Олимп на белом коне, а шел к признанию шаг за шагом. После окончания в 1959 году Харьковского музучилища Юрий Богатиков работал в дивертисментах в харьковском кинотеатре «1-й Комсомольский», солистом Харьковской областной филармонии, в Театре музыкальной комедии, был солистом квинтета «Ритм» нашей филармонии, много гастролировал. Красивый, сочный, неповторимый голос Богатикова, строгая неброская манера исполнения и глубокое внутреннее содержание, вкладываемое им в каждую песню, завоевали любовь слушателей. Настоящий успех пришел к исполнителю в 1972 году после выступления на творческом вечере Никиты Богословского, где он исполнил специально для него написанную композитором песню «Давно не бывал я в Донбассе», ставшую его визитной карточкой.
Вообще, песни Юрия Богатикова нередко становились шлягерами, в числе которых «Усталая подлодка», «Не остуди свое сердце, сынок», «Спят курганы темные», «Через две зимы», «Не плачь, девчонка» и многие другие. В его репертуаре всегда было много и украинских песен, он любил их за удивительную мелодичность и задушевность. В конце 60‑х — начале 70‑х Богатиков стал лауреатом международных песенных конкурсов в Болгарии, Германии, его выступления проходили на главных концертных сценах большой прежде страны, он много гастролировал за рубежом. Надо сказать, что Юрий Богатиков третьим после Леонида Утесова и Клавдии Шульженко получил звание народного артиста СССР среди эстрадных исполнителей (1985).
С 1974 года Богатиков жил в Крыму. Он был солистом, а потом и художественным руководителем Крымской филармонии, организатором фестиваля «Песни моря», но всегда возвращался в Харьков — город своей юности. В Харькове живут его первая супруга Людмила Михайловна, единственная дочь Виктория, певица, заслуженная артистка Крыма, и внучка. В последние годы жизни Юрий Иосифович выступал вместе с дочкой и внучкой в своих концертах. «Посидим по‑хорошему» называлась песня, исполняемая представителями трех поколений Богатиковых. Не стало Юрия Иосифовича в 2002 году. Похоронен он в Симферополе, там же, в центре города, ему установлен памятник. В репертуаре маэстро было около 900 песен, он всегда пел вживую, во всем был честен с собой и окружающими; принципиальный, бескомпромиссный, человек с внутренним стержнем, говорят о таких, как Богатиков. Он не умел приспосабливаться, лебезить и лукавить, в лицо говорил то, что думает, не взирая на чины и звания, был настоящим Человеком с большой буквы.
—Елена Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о приездах певца в Харьков.

—Если можно, — немного о семье певца, не было ли сложностей при уходе?
—Людмила Михайловна и Юрий Иосифович познакомились, когда вместе учились в ремесленном училище связи в 1946‑47 годах. После девушка 4 года ждала, пока поющий моряк служил. А сложности были в том смысле, что дочь Виктория не нашла сразу общего языка со второй женой отца, Татьяной, хотя новый брак оказался удачным. В нем Богатиков прожил до последних дней. Взаимные же претензии остались, но Вита никогда на эту тему не говорит, разве только то, что из-за этого поздно обратились к врачам с его болезнью, мол, если бы раньше спохватились, своевременный момент лечения онкологии отца не пропустили бы…
—А кто в центре крымской столице поставил певцу памятник? Не оставил ли он какого письма, завещания о перезахоронении и т. д.?
—Памятник делали жена Татьяна и тогдашний крымский руководитель, если не ошибаюсь, Грач. Есть даже документальный фильм, где он дает по этому поводу интервью. А официального письма или завещания с какой-либо просьбой, насколько мне известно, не было.
—Елена Анатольевна, что-либо из того нелицеприятного, что Юрий Иосифович говорил в глаза, не взирая на чины и звания, можете привести?
—Не думаю, что сказанным задену чувства родных и близких и тех, кто по-прежнему любит его творчество. Этим, скорее, подчеркну то, что он был нормальным живым человеком, которому не чуждо то, что присуще нам всем: он не принял, не простил распад Советского Союза, вообще не принял эту жизнь в новых условиях, новой стране; жутко переживал; часто у него были срывы, запои; очень возможно, что и болезнь к нему не прицепилась бы, если бы он так не жег себя изнутри. Но ведь он был художником, художником в широком смысле слова, а художники иначе не умеют, как не умеют в большинстве своем копить деньги. Никаких денег не было и у Богатикова ни в первой семье, ни во второй, абсолютно. Он тут же все тратил: угощал друзей, кому-то отдавал, кому-то помогал, у него даже машины своей никогда не было — жил с распахнутой душой.
—Как настоящий флотский, не прячась от морского соленого ветра…
—Да, можно так сказать. А резкие высказывания?.. Вообще, у Юрия Иосифовича, действительно, было много, так сказать, авторских и словечек, и выражений, и лозунгов — он не боялся их выдавать на гора. Как, впрочем, много было и болезненного, мятущегося, невысказанного, чем-то похожего на нашу празднично‑майскую экспозицию, посвященную харьковскому дончанину, или донецкому харьковчанину, Юрию Богатикову.