Юрий Евсюков. Вместе со Станиславским

17.01.2018 07:22   -
Автор:
В подтверждение — несколько отзывов‑поздравлений от коллег, что называется, из разных жанров.
Вилен Захарович Новак, кинорежиссер, народный артист Украины, член-корреспондент Академии искусств Украины:
— В 1993 году на Одесской киностудии мы сняли фильм по сценарию тоже Юрия, только Короткова, историю трагической любви девочки из детского дома к мальчику из «добропорядочной» семьи. В любовном треугольнике столкнулись соперницы из разных миров. Картина получила четыре приза на разных Всесоюзных кинофестивалях. Вместе с Ксенией Качалиной и Ларисой Удовиченко в ней снимался и Юрий Евсюков: Лариса была женой, Юра — мужем. Это очень серьезный, очень вдумчивый, вообще мудрый очень актер. Я его и не пробовал. Просто увидел как-то на экране хорошего актера, кажется, это был фильм «Ниагара», взял и вызвал его, вот и все. Они сразу очень хорошо стали в кадр с Удовиченко. Работать с ним было несложно, напротив, очень хорошо, он душевный человек, что не отрицает сугубо актерских качеств, а наоборот, только подчеркивает, я знаю, что говорю… Вот поэтому я его поздравляю и желаю всех благ и еще полета актерского, а то в Харькове там зарылся в театре, и я давно его не вижу на экранах, но это не умаляет моего большого привета Юрию в день рождения.
Игорь Александрович Борис, декан театрального факультета Харьковской государственной академии культуры, режиссер, заслуженный деятель искусств Украины, профессор:
— Я познакомился с актером Юрием Евсюковым в реальной и профессиональной жизни одновременно, это было на спектакле «Эзоп» в Харьковском театре им. Шевченко на Малой сцене, где он сумел создать как бы многослойный образ своего героя. До этого я знал, что есть такой интересный актер Евсюков, своеобразный и харизматичный, но его профессиональные данные, для меня, проявились в моей же работе, и я понял главный его смысл: направление работы, природы, существования актера в своей профессии — это мастерство и уровень современного актерского мышления. Я бы назвал его психологический гротеск. То есть, это актер, который универсально владеет перевоплощением быстрым, мгновенным, а также умением войти в роль и понимать ее изнутри и очень точно исполнить ее во внешней пластике — жестов, поведения, тембра голоса, когда все интересно! Если к словам поздравления и наилучшим пожеланиям прибавить перспективы, о реализации которых должен думать каждый актер, я бы пожелал мастеру Евсюкову обязательно сыграть еще такие роли, как Тартюф, Гобсек, барон Мюнхгаузен, Казанова, граф Калиостро, Сирано де Бержерак и другие роли такого направления, где существует романтика, игра, осознание жизни как мгновения, которое обязательно должно быть у тебя, чтобы ощущать себя и время, в котором ты живешь. Вот эта игра, ощущение времени, мышление, быстрота, эксцентрика — все это присуще Юрию Степановичу и дает возможность говорить мне, что он — мастер, владеющий современной формой под названием психологический гротеск. Мои наилучшие пожелания Вам, Юрий Степанович!
Леонид Викторович Садовский, художественный руководитель «Мастерской 55», заведующий кафедрой мастерства актера Харьковской государственной академии искусств им. И. Котляревского, заслуженный деятель искусств Украины:
— Прежде всего хочется сказать, что Юрий Степанович — воспитанник ГИТИСа, ученик знаменитого режиссера и педагога Анатолия Васильева, у которого постиг определенные творческие направления, присущие данному мастеру. Скажу откровенно: когда мы его приглашали на работу, учитывали именно этот момент, что он привнесет в харьковскую театральную школу какой-то новый, свежий нюанс, поможет развивать наших студентов еще и с этой позиции. Знаю, он начинал на курсе с Анатолием Петровичем Лобановым и сделал очень интересный спектакль по пьесе Горького «Мещане», отличавшийся, прежде всего, очень интересными психологическими разработками, тщательно выписанной реалистической стороной. Понимаете, он такой, по характеру — мужичок, если можно так выразиться: открытый, прямой. Это я к тому, что если мы, педагоги, ищем всякие подходы, более тонкие подступы к студентам, чтобы не ранить их неокрепшие души, то Юрий Степанович в этом плане более жесток, он говорит: «Я не развожу антимонии, работаю и прямо говорю: что, как и почему. Открыто объясняю, откровенно, как это будет происходить и выглядеть в театре…» И это очень важно и ценно в работе над спектаклем. На моем курсе, мы с ним четыре года вместе работали в «Мастерской 55», он сделал весьма оригинальным спектакль «Волки и овцы» Островского. И именно таким он нужен был мне на курсе — с собственной новой гранью, своеобразно дополняя мою работу и работу других педагогов. Конечно, каждый педагог вносит какую-то свою краску в работу со студентами, но самое главное, что отличает работу Юрия Степановича с ними, это то, что как бы жесток он ни был с воспитанниками, от этого они любят его еще больше и изо всех сил прислушиваются. А когда они вместе работают!.. Я ему неоднократно предлагал после этого спектакля взять курс, стать его художественным руководителем, но Юрий Степанович очень скромный человек, сомневающийся, и отвечает одно и то же: «Я еще не готов. Не окреп. Я еще буду у Вас учиться. Буду постигать науку педагогику», вероятно, потому, что он сам для себя четко определяет: актер — это одно, педагогика — немного другое, здесь качества педагогические раскрывают и дополняют качества актерские, со временем и опытом все более. А недавно Юрий Степанович выпустил прекрасный заочный курс, в котором его ученики, в основном из Одессы и созданный им на этом курсе спектакль «Филумена Мартурано» взял себе в репертуар Одесский театр юного зрителя! И дело не только в том, что 85 % студентов были из этого театра, главное в том, что дипломный спектакль, поставленный в нашей мастерской, сочли достойным для репертуарного театра. Сейчас у Юрия Степановича опять первый заочный курс, новые молодые ребята и он с большим энтузиазмом с ними работает. Хочу также добавить, что он — не равнодушный человек, с любовью делает свою работу и беспокоится о том, чтобы на смену пришло новое достойное актерское поколение. Еще хочется сказать, что очень ценно и важно в Юрии Степановиче, это его работа в кино, я называю его мастером эпизода. Он много снимался, может быть, сейчас реже, но когда работает с ребятами, все равно обязательно им поясняет: на киноплощадке мизансцена, диалог, монолог и т. д. выглядели бы так, а в театре — вот так. Это очень ценно для нашего вуза, поскольку в дипломах у выпускников написано «актер драматического театра и кино», а кино как такового в обучении почти не существует. И в этой ипостаси Евсюков не просто очень полезный, а ценный педагог. Его работы и в театре, и в кино равнозначны — очень яркие, такие же, как примеры, когда он что-то показывает студентам. Так что с днем рождения, коллега, доброго Вам здоровья и ярких идей.
Мария Александровна Ванеева, старший преподаватель кафедры мастерства актера ХГУИ им. И. Котляревского:
— Работать с Юрием Степановичем очень интересно, причем я сама как актриса и педагог тоже у него учусь. Учусь его темпераменту, искренности, он с большой страстью относится к профессии и очень старается передать студентам свои знания. Конечно, он никогда не забывает своих педагогов, у которых учился в Москве на знаменитом курсе, объездившем и Америку, и Европу со спектаклем «Шесть персонажей в поисках автора». При этом Юрий Степанович с огромной теплотой и любовью не только вспоминает своего учителя Анатолия Васильева, но и рассказывает интересные истории времен своей учебы, одновременно, мне кажется, являясь для своих студентов таким же учителем-примером. Юрий Степанович — прекрасный актер и очень здорово чувствует материал; он разбирает пробы, подсказывает способ действия в этюдах, кажется, многократно согласен объяснять, как можно сыграть тот или иной эпизод, лишь бы у студента тот хорошо получился. У него прекрасное чувство юмора, он чудесно ставит комедии. Драмы, кстати, тоже. Помню, я смотрела спектакль «Мещане» в его постановке, еще когда училась, — увиденное меня очень тронуло. Между прочим, студенты очень любят пародировать Юрия Степановича, во‑первых, потому что он такой темпераментный человек сам по себе; во‑вторых, потому что всегда очень юморно делает замечания; в‑третьих, потому что находит какие-то неимоверно образные примеры. Однажды на заочном отделении был очень смешной случай: когда у нас учились студенты с опытом, из Одесского ТЮЗа, мы проходили животных, то есть этюды по животным, или как можно представить, по-актерски, конечно, того или иного из них. И вот замечательно показывают наши студенты животных — один, второй, третий, особенно Владимир Питеров, опытный уже, можно сказать, артист, показывал бульдога. Прекрасный был этюд. Юрий Степанович смотрел-смотрел, а потом и говорит: «Ну да, Володя, прекрасный… кабанчик!» Да, иногда из показываемого студентами он «путал» какие-то вещи, но это всегда было невероятно обаятельно и юморно. А однажды мы работали над комедией Островского «Свои люди, сочтемся», и Юрий Степанович так вошел в роль, такой его одолел кураж, когда он показывал мизансцену, где герой должен был перепрыгнуть через скамейку, и настолько в это включился, что, делая акробатический кульбит, задел скамейку. Скамейка полетела и Юрий Степанович за ней! В общем, герой-преподаватель разбил себе лоб. Все, конечно, очень испугались за него, но он встал и единственное, что произнес, это: «Вот я глупый, у меня же завтра съемки, как же я буду выглядеть в кадре». В общем, от него можно всего ожидать, но то, что он человек неравнодушный, добрый, очень любит студентов, — это факт, и я очень рада, что мне удалось с ним поработать, для меня это большая честь. Поздравляю и желаю долгих плодотворных лет на творческом поприще.
* * *
«Сила театра в том, что он коллективный художник, соединяющий в одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, танцоров, статистов, декораторов, электротехников, костюмеров и прочих деятелей сцены. Это большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия воздействует одновременно, дружным натиском на целую толпу зрителей театра, заставляя биться сразу, в унисон, тысячи человеческих сердец», — утверждал Константин Сергеевич Станиславский. На этих же позициях стоит Юрий Степанович Евсюков. Иначе и быть не может: у них одно занятие в жизни и они родились в один день, 17 января 2018 года у обоих был юбилей, 155 и 70. Многие лета Вам, харьковский маэстро!