Народного артиста СССР не стало 30 ноября. Он умер в одной из столичных клиник после долгой болезни.
С его уходом несколько поколений зрителей словно потеряли что-то, каждый — свое. Более сотни ролей сыграл Яковлев в театре и в кино. Его герои разные, но ими неизменно восхищались…
«Я играю совершенно разные роли. Они просто связаны общим моим отношением к людям. Моим мировоззрением», — говорил Юрий Яковлев.
Народный артист СССР (1976)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1970, за театральную работу)
Победитель конкурса-смотра «Золотые маски» за лучшее исполнение мужской роли (Сальвадор Альенде, «Неоконченный диалог», 1976)
Лауреат Государственной премии СССР (1979, за участие в фильмах «Любовь земная» и «Судьба»)
Лауреат Государственной премии РФ (1995)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» (1998)
Лауреат премии Деловых кругов «Кумир» за высокое служение искусству (1999)
Кавалер орденов Ленина (1988), Трудового Красного Знамени (1978), «За заслуги перед отечеством» III степени (1996), награжден медалью им. А. П. Довженко за фильм «Судьба» (1978)
Детство
Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года. Когда началась Великая Отечественная война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с мамой Ольгой Михайловной в госпитале. В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву, где, чтобы хоть как-то прокормить семью, он пошел работать в гараж при посольстве США. Сначала он заправлял машины, потом ему стали доверять мелкий ремонт, и в итоге он стал работать один, без руководства. В распоряжении Юрия Яковлева был «виллис». Он был самым счастливым человеком, подъезжал к вечерней школе на машине, катал друзей и подруг. Об актерской карьере Юрий Яковлев вроде бы и не думал, ведь он собирался поступать в Институт международных отношений. И вдруг — как знак свыше — появилась мысль о ВГИКе…
Учеба
…Но не тут-то было. На вступительных экзаменах вердикт был неутешителен: «некиногеничен». Но нет худа без добра! В 1948 Юрий Яковлев поступает в театральное училище им. Б. В. Щукина. На первом курсе по главной дисциплине, актерскому мастерству, у Юрия Яковлева была двойка. На втором — тройка. А дальше… Дальше, намного позже, его умолял гениальный Иван Пырьев: «Снимайся у Рязанова!». Но правду говорят, что «гений состоит лишь частично из таланта, но в большей степени из трудолюбия». И с 1952 года, несмотря ни на что, Юрий Яковлев стал актером академического театра им. Е. Вахтангова.
Театр
Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С. Маршака «Горя бояться — счастья не видать». В этом же 1960 году в спектакле «Пьеса без названия» А. П. Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей — Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. Стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей. 60–80‑е годы — звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.
Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия», загадочный Казанова («Три возраста Казановы»), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически — гениальный Прокофьев («Уроки мастера»).
Последняя по времени роль — Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко «Без вины виноватые». Яковлевский персонаж — очаровательный московский барин; нежно и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и музыкальности голос Юрия Яковлева.
Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делится своими впечатлениями: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней». Творчество Юрия Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Юрия Яковлева истинным вахтанговцем.
Юрий Васильевич любил читать русских классиков, особенно — А. П. Чехова, предпочитал классическую музыку, обожал и хорошо знал старую Москву. С удовольствием собирал грибы. В 1997 году в издательстве «Искусство» вышла книга Юрия Васильевича Яковлева «Альбом судьбы моей».
Кино
Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принесло Юрию Яковлеву кино и телевидение. В кино он начал сниматься, сыграв роль Чахоткина в фильме «На подмостках сцены». Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова «Необыкновенное лето». В одно мгновение начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью.
Актер снимается в кино с 1956 года, а слава пришла к нему в 1958 году, когда он блистательно сыграл роль князя Мышкина в киноверсии «Идиота», поставленной Иваном Пырьевым.
В творчестве Юрия Яковлева немалое место занимает успешное сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым, у которого актер впервые снялся в «Человеке ниоткуда», однако зрительскую любовь снискали Яковлеву роли поручика Ржевского в великолепной «Гусарской балладе» и Ипполита в телефильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Актер также сыграл Стиву Облонского в экранизации «Анны Карениной», созданной Александром Зархи, и Брюханова в дилогии «Любовь земная» и «Судьба», поставленной Евгением Матвеевым по романам Петра Проскурина.
Среди наиболее запомнившихся зрителям работ Яковлева — комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где актер сыграл сразу две роли — управдома Бунши и царя Ивана Грозного, а также фантастическая лента Георгия Данелия «Кин-дза-дза», в которой Яковлев снялся вместе с Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным.
Стоит также отметить роли актера в детективе Алексея Коренева «Ловушка для одинокого мужчины», в драме Валерия Приемыхова «Штаны», в фильме Сергея Овчарова «Левша» (Николай I) и в телесериале «Графиня де Монсоро» (барон де Меридор).
Юрий Яковлев всегда и неизменно с любовью говорил о всех своих ролях. Вот некоторые его отзывы о сыграных персонажах:
Иван Васильевич: «Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось».
Ипполит: «Мое отношение к Ипполиту — это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы — родственные души».
Поручик Ржевский: «Гусарская баллада» идет до сих пор, и многие ее любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом — о нем есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник».
Би: «Кин-дза-дза» — это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили… С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова «Ку». Коротко и емко».
А вот о роли князя Мышкина, пожалуй, главной его роли в кино, Яковлев говорил редко: «Это другое».
Яковлев — актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, — говорит Юлия Борисова. — Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».
Он не скрывал, что всю жизнь дрожал перед выходом на сцену.
Обожал тишину театральной паузы и говорил: «Можно играть с температурой, с плохим настроением — нельзя». Принял решение уйти из театра, но вернулся в спектакле «Пристань».
«В финале спектакля опускается парус, на который проецируются все артисты, составившие славу Театра имени Вахтангова, а те, кто составляют славу сегодня, находились на сцене. Удивительно, что уже 3 декабря мы будем играть спектакль, и на этом парусе будет Юрий Васильевич Яковлев», — говорит ректор Театрального института имени Б. Щукина, народный артист России Евгений Князев.
«Однажды после «Пристани» мы сидели за столом. Он взял меня за руку и сказал, что что-нибудь еще сыграл бы», — вспоминает художественный руководитель Театра имени Е. Вахтангова Римас Туминас.
Юрия Васильевича Яковлева однажды спросили: «Вы сыграли хотя бы одну роль, о которой мечтали?» Он ответил: «Ни одной».
«Я жил так, как меня вел мой жалкий жребий, как меня вела судьба.
Я за ней и шел, не старался через нее перепрыгнуть, никогда не поддавался. Вот и все”, — признавался актер.
Личная жизнь
С юности Юрий Яковлев слыл большим ловеласом. Свою первую жену, студентку мединститута Киру Мачульскую, он буквально отбил у ее тогдашнего жениха. Вскоре после свадьбы, в 1961 году, у молодых родилась дочь Алена. Тут-то и обнаружилось, что у Яковлева намечается еще один ребенок — «на стороне». Беременной оказалась актриса Екатерина Райкина, дочь выдающегося артиста Аркадия Райкина, бывшая жена Михаила Державина. С ней Яковлев вместе играл в спектакле «Дамы и гусары». Узнав об этом, Яковлев развелся с Мачульской и женился вторично.
Однако и этот брак оказался недолговечным. Вскоре после рождения сына Алексея Яковлев и Райкина расстались. Екатерина впоследствии вышла замуж за актера Владимира Коваля, а Юрий Яковлев после нескольких бурных романов наконец-то нашел свое семейное счастье.
Третьей и последней женой актера стала Ирина Леонидовна Сергеева, в то время работавшая директором музея при Театре Вахтангова. В 1969 году у них родился сын Антон. Вместе Юрий Васильевич и Ирина Леонидовна прожили четыре десятка лет.
Алена, его старшая дочь, работает в Театре сатиры давно и довольно успешно. Она трудоголик. Снимается в четырех или пяти картинах сразу, в сериалах, является ведущей актрисой театра Сатиры.
Сын Антон Яковлев стал талантливым режиссером, его спектакли идут в Москве и Петербурге.