К «морю» мимо Киева

07.11.2012 09:56   -
Автор:

Но так получилось, что она стала актрисой. И «виноваты» в этом не только ее родители — она дочь одних из известнейших и любимейших советских, украинских актеров — Ады Николаевны Роговцевой и Константина Петровича Степанкова — но и режиссер Роман Виктюк. Ее можно смело назвать одной из его талантливых учениц. Катя, конечно, работает актрисой в театре своего мэтра и ставит спектакли в Киевском театре на Левом берегу.

О том, чему научилась за без малого двадцать лет работы в театре, кино, антрепризах, что успела «скопить» в этом смысле и бережно несет теперь как одно из главных своих богатств, мы и решили поговорить.
—Катюша, так «несете» или «возите»? — задаю вопрос актрисе, зная о ее жизни, да, пожалуй, и «битве в пути».
—Можно сказать, что «вожу», потому что немалая часть жизни уже много лет проходит в поездах между Киевом и Москвой.
—Тогда с самого начала, пожалуйста, и поподробнее: почему не Киев, почему Москва и почему Виктюк?
—Вы задали сразу три вопроса. И в двух словах на них не ответить. Учась в Киевском театральном институте, я не собиралась никуда уезжать: был театр им. Леси Украинки, в котором я родилась. Если мама пришла туда в 18 или 19 лет, то меня туда принесли на руках, там же в перерывах между выходами на сцену мама и кормила меня. С 5 до 12 лет я уже выходила на сцену. Работой это еще назвать было нельзя, но так или иначе привычка к театральной этике, дисциплине уже заложилась. Поэтому лучших акустики, сцены, зала для меня лично не существует — лучшего театра в мире, чем театр русской драмы в Киеве, как для мамы, так и для меня — в большей, наверное, степени — нет. В общем, даже мысль о том, что все может быть как-то иначе, не приходила мне в голову — я просто об этом не думала. И дело даже не в том, что мне как дочке Роговцевой было гарантировано место в этом театре. Просто есть две вещи, которые лежат в другой плоскости, и жизнь дарит сюрпризы…
Ситуация изменилась, когда передо мной открылся большой мир, в котором никто из киевлян, знающих меня с рождения, не выказал желания иметь меня у себя. По окончании института я не получила ни одного предложения работать в Киеве. Я не могу это относить на счет того, что не угодна. Наверное, я была не очень интересной артисткой на тот момент, раз меня никто не пригласил. Более того, если и были какие-то неуверенные поползновения на мой счет, то выглядели они спекулятивно, потому что предполагалось, что мы будем работать вместе с мамой. Меня же это интересовало мало. Не то чтобы я не знала себе цену — я ее знаю. Насколько это оправдано на сегодняшний день? Не очень-то оправдано: я не столь востребована, сколь мне бы хотелось, но на это тоже есть свои причины… Не важно. Когда-то это было так. И единственный человек, кто тогда заинтересовался мною, был Роман Григорьевич Виктюк. Вместе мы сделали конъюнктурную вещь «на мать и дочь» — спектакль «Бульвар Сан-Сет». Пьеса изначально была поставлена специально для мамы как подарок к ее 60-летию. Потом еще должны были быть «Осенние скрипки», но там появились всякие причины…
В общем, на протяжении первого года после института я репетировала с Романом Григорьевичем. Работая на «Сан-Сете», я показала, что немного умею двигаться. Не буду говорить «танцевать» — танцевать я не умею, но двигаюсь для артистки неплохо. А в театре у Романа Виктюка на тот момент были всего две актрисы: Катя Карпушина и Люда Погорелова, если не считать приглашенных звезд. По амплуа — совершенно не пересекающиеся со мною женщины. Я — маленькая, при этом «громкенькая», покричать могу и как-то двигаюсь. Вот мне и поступило предложение: «Вот… что бы… если бы… куда ты ребенка денешь?» Роман Григорьевич не сказал: «Все! Приезжай!» Он всегда «закидывает» издалека: «Вот… ну… э-э-п…» Я ответила: «Да!» Он: «Нет! Надо сейчас!» Я и приехала в Москву, как только в театре закончили работу над «Саломеей». Отказаться от возможности работать с Виктюком, у которого я на репетициях с четырнадцати лет, сначала на «Священных чудовищах», потом на «Уроках музыки»?!! Уже будучи беременной, на световой репетиции «Дамы без камелий» я поняла, что хочу туда, быть там, под этой энергией, хочу быть артисткой и больше никем. Именно у него это произошло со мной в то время, когда я сидела и получала удовольствие от того, как он работает с другими. Я не могла повернуться спиной к такой возможности! И при том, что Роман Григорьевич не занимал меня в главных ролях, я никогда ни на одну секунду не пожалела об этом. Потому что, к сожалению, мне приходилось сталкиваться в работе — пусть по мелочи, понемножку — и с другой режиссерской позицией: «Вот то, что ты делаешь, — и хорошо, и достаточно».
А ему недостаточно, недостаточно! Все, что я сейчас умею, я умею только благодаря работе у Виктюка в «Заводном апельсине». Это первая — небольшая, но очень серьезная — роль в театре. Благодаря «Апельсину» я стала артисткой, почувствовала, что хоть что-то могу. Были случаи, когда после спектакля ко мне подходили люди и говорили: «Боже, как страшно! Как вас жалко». То есть Виктюк сделал такие сюрреалистические смещения, что главным в зримом ряду должна была стать жертва, маленькая девочка с усами — Чаплин. Я ею стала, хотя сначала долго не могла понять, кого, собственно, я играю. Но когда поняла, все сложилось, и эффект, задуманный Виктюком, полностью достигается.
—Да, впечатление от роли, образа тяжелое, а рассказываете вы о нем светло и с удовольствием. Не любимая ли это ваша работа случайно, если таковая имеется? Некоторые артисты говорят: «У меня нет любимых ролей — все одинаковы».
—Что касается любимой работы, так случилось, что она не у Виктюка, хотя свою Марго Фонтейн в «Нездешнем саде» я обожаю. Это «Варшавская мелодия-2» — просто в силу того, что говорить этот текст, все эти с детства знакомые слова очень-очень сладко. 680 раз эту роль сыграла мама! Это был культовый спектакль для Украины, один из любимых спектаклей Леонида Зорина, а Геля‑мама, как он сам сказал, его любимая Геля.
Много трудностей связано с этим спектаклем. Как выяснилось, есть и такие, о которых я и не подозревала. Например, когда играла этот спектакль в Америке, ни о чем таком не думала, но когда играла его в Киеве, у меня первый раз в жизни тряслись колени, потому что это — Киев, полный, битком набитый зал театра им. Франко. И сейчас мне очень дорого то, что так или иначе меня встречают как дочь известных артистов, а провожают влюбленными глазами, за меня цепляются, я вижу, что трачусь не напрасно в этой работе. Хотя сама-то знаю, что, если бы не «Апельсин» у Виктюка, ничего того, чем я «покупаю» в «Варшавской…», не было бы. Потому что «вырывать кишки из себя» меня научил Виктюк, это его работа во мне, он заложил.
—«Варшавская мелодия-2» — это продолжение «Варшавской мелодии», так сказать, «один»…
—Да, придумал этот проект американский киевлянин Игорь Афанасьев. Долгое время он уже живет в Америке, а раньше работал режиссером Театра эстрады в Киеве — актер, режиссер, драматург, писатель, очень теплый, очень хороший человек. Потом, кстати, он осуществил очередной виктюковский проект с виктюковской же актрисой Нуцей (актриса, певица, которая играет Эдит Пиаф в одноименном спектакле Театра Романа Виктюка. — Прим. ред.) и еще несколько проектов в Украине. А с первым украинско-американским антрепризным проектом он пришел к маме и сказал: «Я хочу написать какую-то ностальгическую историю по поводу «Варшавской…» — и написал продолжение, третий акт. Зорин одобрил идею, мы так и работали: я играю первый акт «Варшавской…» вразбивку с написанной историей для мамы. В спектакле были заняты Ада Николаевна Роговцева, Евгений Васильевич Паперный, я и Игорь Славинский — хозяин сцены, который всех героев собирал под свое крыло. Было это в 2002 году…
—Катюша, как сказал киногерой Гафта в рязановском «Гараже», «еще один маленький, но довольно-таки большой вопрос»: поскольку вы живете не только в двух городах, но и в двух государствах, у вас с журналистами никогда ничего?..
—Безусловно, отмежевываться от журналистов нельзя. И я никому никогда не отказывала в разговоре, хотя оскорблена была предельно. Я доверяла конкретным глазам, которые были напротив, а они меня не раз обманывали, поэтому я уже по определению никому не верю. Ляпсусы относительно меня — это еще бог с ними, но на них обижаются близкие, которых сказанное задевает. А все «такое», связанное с мамой, заставляет меня нервничать еще больше. Я считаю недопустимым, когда меняется тон, когда выражения низкого пошиба, дурного стиля речи журналиста вдруг выдаются за мои собственные слова. Да я лучше буду выглядеть мерзавкой, нежели дурой, вот! А одна журналистка позволила себе… ну просто… я ребенка в то время била по губам за то, что он говорил подобные фразы, а она их приписала мне. В интервью! Не просто цитата, а в интервью! При том, что статья оказалась хорошая и добрая. Но я была предельно возмущена, потому что пусть бы меня лучше ругали, но говорили моими словами, в моем стиле. Правда, было это, к счастью, давно.
—А немножко рассказать «в своем стиле» о родне можете? Например, нет ли у вас в Харькове родственников, ничего ли не связывает с этим городом?
—Действительно, родственники в Харькове у нас есть и по маминой линии, и по линии моего второго мужа. Он львовянин, но по рождению — харьковчанин. Это — из хорошего.
—А что, есть еще и плохое?!
—Да. И честно скажу, понятие «Харьков» связано у меня с ужасом. Во-первых, мама здесь чуть не погибла, играя в «Вишневом саду». Она там как бы летела и зацепилась кольцом за какую-то техническую декорационную штуку. Она так на кольце и повисла, ей чуть не оторвало палец. Мама могла оттуда просто свалиться, но кольцо, мое кольцо, подаренное ей, удержало ее. Когда мы его увидели, оно оказалось покореженным, но маму удержало. А во-вторых, маме в Харькове вырезали аппендикс. Я не знаю, мама к тому времени прожила — и сейчас, конечно, слава Богу, живет — долгую, трудную, тяжелую жизнь, но почему-то она решила сделать операцию именно в Харькове и за три дня до премьеры, которую в результате пришлось переносить.
—Катюша, самый неприятный для вас вопрос, это?
—Один из самых неприятных, когда меня спрашивают о Романе Виктюке. В том смысле, что я не люблю объяснять его поступки, мне очень трудно брать на себя за это ответственность. И когда мне кто-то начинает говорить о нем что-либо нелицеприятное, я отвечаю: «Море! У вас нет вопросов к морю: почему на нем шторм, почему сегодня медузы, грязь или еще что-нибудь? Я сегодня чистое — и, спасибо, большое. То есть море, стихия — абсолютно такое же у меня к нему отношение».
А что касается работы: все, что я делала у него, я любила и люблю до сих пор, и все, что я сделала, мне что-то давало.
* * *
…Вот такая она, Екатерина Степанкова — «маленькая и громкенькая», серьезная и вдумчивая, словоохотливая, но ответственная. О мелочах с ней не поговоришь, но тем более оценишь услышанное и захочешь оставить его при себе.