«Как призрачна она, бабочка на моей руке…»
Общеизвестно, что Уханьский текстильный университет — одно из крупнейших государственных учебных заведений Китая, выпускающий профессионалов по многим направлениям дизайна и декоративного искусства.
На этой выставке вы встретитесь с произведениями традиционной китайской живописи гохуа, гунби и с непревзойденным искусством истинно китайской каллиграфии.
Вглядываясь в череду вознесенных к стенам иероглифов, восхититесь работами художника-каллиграфа Лян Шоу Юэ. Сначала почувствуете, а затем обязательно воспроизведете в сознании поток лаконично выраженных мыслей, закодированных Лян Шоу Юэ в ритме выразительных мазков по рисовой бумаге. Не читайте подписей под свитками, просто доверьтесь воздействию незримых духов; они непременно подведут вас к верному восприятию этого чуда.
Ли Юн Бэ порадует своей записью вечности в списке «Храм неба и цикады во сне». Увидите цикад или не увидите — неважно, ведь они во сне, главное заставить себя услышать, что где-то за листочком кто-то стрекочет. В тишине немноголюдного музейного зала легко прислушаться к многоголосью этих насекомых. А услышав, сможете побывать внутри китайского пейзажа, постигая глубину тонкого философского искусства, такого же тонкого, как и поэзия китайца Еса Бусона.
Как призрачна она,
Бабочка на моей руке,
Словно чья-то душа!
А теперь представьте, что стихи не написаны, а нарисованы в лучших китайских традициях. Для полного восприятия каждого выставленного рисунка потребуется всего лишь тотальная мобилизация ваших интеллектуальных возможностей. А это еще раз подтверждает то, что традиции и новаторство в китайском изобразительном искусстве неразделимы. Вот и ищут современные художники Поднебесной свое вдохновение в «преданьях старины глубокой», рассчитывая на наше воображение, надеясь, что оно подскажет: черные листья — зеленые, серые цветы — розовые, красные — да какие угодно, все зависит от того, как вы их себе представите.
Отправляясь на выставку, необходимо знать, что важнейшая особенность китайской изобразительной традиции — неразрывное единство живописи, графики и каллиграфии — искусства красивого написания иероглифов. Поэты пишут стихи кистями и тушью на бумаге или шелке, а художники — картины. В живописи и графике предпочтение отдается линии. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Особенно большое значение в китайской графике имела кривая линия — знак круговорота Великого пути. До появления бумаги надписи делали на узких бамбуковых пластинках, это во многом объясняет особенность написания китайских иероглифов сверху вниз. Для создания традиционных картин применяется ограниченный набор средств, так называемые «четыре сокровища» художника: китайская кисть, краска, бумага, тушечница для растирания туши и минеральных красок. Надо видеть, как красиво смотрится выглаженная рисовая бумага, тонированная золотом или серебром! Между прочим, основу картин никогда не складывали, а только скатывали в свитки.
Термин гохуа — буквально, «живопись нашей страны», был введен в конце XIX — начале XX века как противопоставление западной, «заморской» живописи. Используется также название шуймохуа, «живопись тушью», в противопоставление юхуа, то есть «масляной живописи». Техника гохуа оказала значительное влияние на развитие китайской авторской анимации в 1960—1980 годах.
На выставке представлено всего несколько работ, выполненных в технике гунби. Это флористические произведения, на которых виден четко прорисованный контур растения со всеми ботаническими подробностями. В древнем Китае в технике гунби часто изображали фигурные композиции, божественные чертоги, мудрецов и повествовательные сюжеты. Например, у китайского императора был целый штат художников, работавших только в технике гунби. Кстати, лишь богатые могли позволить себе роскошь приобретать подобные картины. Такие произведения искусства хранились во дворце императора и покоях богатых семей в строжайшей тайне.
Многие известные китайские художники XX века учились живописи за границей, пытаясь в своем творчестве сочетать национальное и европейское искусство. Они известны благодаря своему неповторимому стилю, совмещающему традиционный китайский пейзаж с техникой европейского модерна. Еще одним важным веянием прошлого столетия стало стремление многих мастеров рисовать пейзаж от пятна, без предварительного контурного наброска, считая экспрессию мазка более выразительной манерой письма, не противоречащей веками сложившимся традициям.
Александр Анничев
timeua.info