"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Картина «лесного царя»

85 лет назад, 25 января 1832 года, в Елабуге Вятской губернии родился лесной царь. Так его станут называть впоследствии, а пока он получил имя Иван. И фамилию, происходящую от старинного вятского слова «шишкать», то есть много и кропотливо работать.
Шишкин — один из тех счастливчиков, кто получил признание при жизни: и от критиков, и от зрителей, и от коллег. Вот как об этом вспоминает Илья Репин: «Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнёт корёжить свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом от такого грубого обращения выходит всё блистательней».
Почему его холсты так притягательны? «Его знание природы было феноменальным» — это цитата из воспоминаний Ильи Репина. «Он пришёл в мастерскую и, рассматривая новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница? — удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, брёвна могут набухнуть, если из другого — пойдут ко дну, а вот из третьего — получится справное плавучее средство».
В картине «Парк в Павловске. Осень» художник сумел передать подлинное великолепие русской природы. Изображён уголок старинного парка. Гладь реки Славянки отражает осеннее небо, и с этими «холодными» цветами стылой воды и серого неба соседствуют «тёплые» цвета осенней листвы. Художник создаёт чарующий, поэтический образ осени, когда в тихие, ясные, уже, вероятно, последние тёплые дни всё дышит покоем и тишиной. Зритель видит тихую пору воспетой поэтами золотой осени. Картина наполнена воздухом. Деревья расцвечены всевозможными красками. Те листья, которые уже успели опасть, начали увлекательнейший путь по ручью. Мастер умело пользуется всей палитрой. Кажется, еще мгновение — и мы услышим шорох листьев, ощутим дуновение прохладного ветерка. Это полотно отличает естественность композиции, точность рисунка и свежесть колорита. Стихия Шишкина — суша. Поэтому живописцу близко состояние философского покоя, в котором обычно пребывают написанные им поля, леса, отдельно взятое дерево, пень или цветы на опушке леса. И каждый из этих «природных объектов» существует для художника как естественная данность.