"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Когда памятники — визитки городов

Игорь Павлович Ястребов — известный скульптор. Советский, сказали бы прежде. Но даже если теперь так не говорить, суть от этого не изменится: его работы действительно, словно взрослые дети по миру, разбежались и крепко обосновались во всех уголках некогда большой общей страны. Он родился 24 ноября 1931 года в Гудауте (Абхазия). Естественно — участник Великой Отечественной войны, окончил Харьковский государственный художественный институт в 1958 году, где учился у педагогов Н. Л. Рябинина и И. М. Мильгуновой. С 1960 года постоянно принимал участие в различных выставочных проектах, с 1963‑го — член Харьковского отделения Союза художников Украины, а с 1965 по 1975 годы возглавлял художественный совет Харьковского отделения Союза художников Украины, отделение скульптуры. В течение 10 лет, с 1967 по 1977 годы, занимал должность главного художника Харьковской скульптурной фабрики. Если коротко, — то им созданы 2 мемориала, 21 памятник историческим деятеля, 6 монументов, 2 памятных знака, десятки надгробий и станковых портретов, 10 мемориальных досок, 4 станковые композиции, которые хранятся в Харьковском художественном музее, Национальном музее Шевченко в Каневе и в Художественной галерее Одессы. Если подробнее, — то среди основных произведений маэстро Ястребова фигура Г. С. Сковороды для Музея в селе Сковородиновка Золочевского района Харьковской области (1971); портрет Петра Широнина для Музея Гвардейцев-Широнинцев в селе Тарановка Змиевского района Харьковской области (1972); надгробье А.А. Морозову – одному из создателей танка Т-34 (1980); памятник Воину-освободителю на улице 23 Августа в Харькове (1981); памятник А. С. Пушкину в Кременчуге (1982); А. С. Макаренко там же (1983); серия бюстов Героев Советского Союза в городе Шахты Ростовской области (1983); памятник Воину-освободителю там же (1984); серия портретов погибших воинов-интернационалистов (1986); мемориальная доска Б. И. Веркину (1988); памятник А. С. Макаренко в городе Крюкове Полтавской области; памятник Г. С. Сковороде у ХНПУ (1989); памятник в честь 2000-летия Рождества Христова на территории Свято-Покровского монастыря (1999); бюст А. С. Пушкина для фойе Харьковского театра русской драмы им. А. С. Пушкина (2001); памятник А. С. Масельскому в Балаклейском районе Харьковской области (2002); скульптурные декорации к спектаклю «Ромео и Джульетта» (реж. А. Жолдак, 2004); памятник Г. С. Сковороде в селе Бабаи Харьковского района Харьковской области, который стал художественным центром Мемориала Сковороды, где философ, поэт и просветитель написал большую часть своих произведений.
Открытию выставки великого мастера, старейшего скульптора Харьковщины И. П. Ястребова предшествовала большая кропотливая работа сотрудников Музея им. Шульженко. Сложность работы состояла в том, что география работ скульптора настолько велика, что представить ее масштабы возможно лишь в фотографиях. Да и фотостенды (автор фотографий Анатолий Головин), представляющие собой своеобразный творческий обзор за все время работы Ястребова, едва поместились в выставочном зале музея. И все-таки музейщики умудрились представить на выставке даже ряд скульптур: академика Королева, конструктора Морозова, драматурга Кропивницкого и других.
Отдельно хочется сказать об открытии, будем говорить первой, выставки. Скульпторы и художники, ученики мастера и неравнодушные к его искусству харьковчане с нетерпением ждали маэстро. Зная, что он несколько месяцев назад получил серьезнейшую травму, которая укладывает людей на больничную койку минимум на полгода, многие сомневались, что Игорь Павлович сможет присутствовать на открытии. Но когда к крыльцу музея подъехала машина и сын Игоря Паловича, талантливый харьковский скульптор Сергей Ястребов привез отца, гости с облегчением вздохнули и заулыбались, глядя на небольшого роста, необычайно подвижного, энергичного человека с искрящимися глубокими глазами. Таким предстал перед собравшимися герой выставки. «Кто был в Музее Шульженко, знает, какие крутые ступени в этом доме 1925 года постройки, — рассказывает директора музея Елена Гроссу, — выставка же располагается на втором этаже. У меня, честно скажу, возникли сомнения, которые терзали меня до последнего, как говорится, сможет ли подняться Игорь Павлович в выставочный зал. Но скульптор с легкостью преодолел и это препятствие. Главное было в другом — в дружеской теплой атмосфере, улыбках на лицах, воспоминаниях о совместной работе и в центре — талантливейшем человеке Игоре Ястребове». Конечно, можно сказать, что монументальная скульптура — самый благодарный вид творчества: каждый день тысячи людей видят твои творения, часто даже не зная имени автора. Но в том-то и дело, что работы Ястребова давно стали визиткой Харькова: это памятник Воину-освободителю на улице 23 Августа — святое место для харьковчан, памятник Сковороде у здания педуниверситета, памятный знак в честь 2000-летия Рождества Христова на территории Покровского монастыря и другие. Но, как жизнь показывает, визитной карточкой родного города стали скульптуры Игоря Павловича не только для Харькова. Интересную историю создания скульптуры «Мать» из Одесской художественной галереи поведал сын автора Сергей. Дело в том, что моделью для этой работы был именно он в возрасте одного года. Работа была представлена в 1962 году в Москве на небезызвестной Всесоюзной художественной выставке в Манеже. Выставку, как известно, тогда посетил Хрущев. В пух и прах раскритиковав работы молодых художников, Никита Сергеевич обвинил их в непрофессионализме и приказал все «запретить и выкорчевать». Работу же Игоря Ястребова отметил, она ему понравилась, и генсек тут же приказал своей свите поощрить художника. Скульптуру купило тогда Министерство культуры СССР и передало в Одессу, а автору дали высшую награду — Почетную грамоту Президиума Верховного совета УССР с медалью.
А вообще работы Игоря Ястребова украшают не только улицы городов Украины, но и России, Узбекистана. А самая дальняя точка, пожалуй, где есть работы нашего земляка, — это поселок Уола Магаданской области, детский дом которого носит имя Глеба Кржижановского. Кстати, эта творческо-семейная история также интересна. Теща скульптора, женщина весьма активная, написала туда письмо о том, что ее зять сделал бюст Кржижановского. Далее из поселка Уола обратились к автору с просьбой передать его работу в местный детский дом. А передавал ее автор — на сцене Колонного зала Дома Союзов на слете выпускников детских домов!
Вообще, коллеги, друзья и, конечно, родственники говорят, что Игорь Павлович, автор монументальных скульптур, которому подвластен и металл, и камень, человек нежный и любящий. 60 лет он любил свою прекрасную супругу, теперь воплотил ее образ в своих работах. С огромной нежностью он относится и к своему сыну, хотя как учитель мастерству скульптуры всегда был к нему требователен и непреклонен в оценках, а оценки были резки и нелицеприятны, но это всегда стимулировало его к самосовершенствованию и движению вперед. Во многих работах мастера соавтором является именно сын Сергей.
«Игорь Павлович Ястребов, несмотря на солидный возраст, продолжает работать, — завершает рассказ Елена Гроссу. — Совсем немного времени осталось до открытия памятника Е. О. Мухину, учителю основоположника военно‑медицинской хирургии Н. И. Пирогову на его родине в селе Зарожном Чугуевского района Харьковской области. Об этом на открытии выставки рассказал президент Всеукраинского военно‑медицинского общества им. Пирогова А. А. Малыш, который и выступил заказчиком этого памятника.
Работы Игоря Павловича отличаются самобытностью, в них есть сложный философский подтекст, высочайший профессионализм, но главное — частичка души мастера. В ноябре скульптору исполнится 85 и дай Бог ему здоровья и творческого вдохновения. Обязательно расскажем о его трудной, яркой судьбе, сформировавшей Человека с большой буквы, и ждем всех на ближайшей выставке, посвященной маэстро Ястребову».